Утёс

Людмила Колосова
Госзаказ  1949 года предъявлял нешуточные требования к новой породе собак: густая длинная шерсть должна была обеспечить морозоустойчивость, длинные конечности для бега, широкие лапы, чтобы не проваливаться в снег, мощные челюсти и зубы, свирепость, но не в ущерб дрессируемости. Эту служебно-сторожевую собаку выводили в питомнике «Красная звезда». Особое внимание уделялось служебным породам: ризеншнауцер, эрдельтерьер и ротвейлер. Ризеншнауцер Рой стал родоначальником  новой породы. В 1981 году был утверждён стандарт породы «Русский чёрный терьер», а 29 сентября  1983года зарегистрирован в FCI* под № 327.
Люблю я людей поющих! Я и сама напеваю, то моясь в душе, а то на кухне, когда с посудой вожусь, а то в лесу! Короче, публика моя — это я сама, да грибы в чаще — кстати, хорошие слушатели: не критикуют и не говорят, что медведь на ухо наступил.
Но был в моей певческой жизни случай замечательный: появился у меня поклонник, и мало того, что слушал, так ещё и присоединялся ко мне, создавая дуэт. Надо ли говорить, что друг от друга мы были в полном восторге. Звали моего поклонника Утёс. Да, да не удивляйтесь, это был пёс: чистокровный чёрный терьер — красивый, мохнатый и необычайно музыкальный.
В тот день, а было это 29 сентября, как раз в день моих именин (кстати, и международный день рождения этой породы), точный год я не помню, но это было в конце 80-х, я заехала по делу к знакомой, и с удивлением увидела в комнате Утёса —  собаку её сына. Сначала подумала, что его на время привезли, оказалось, отдали совсем — пришёлся не ко двору новой жене хозяина. Не поладили, значит, обидно за собаку.  Крупный, атлетически сложенный пёс, крепкого грубого типа сидел на полу у окна. У него была большая голова с длинным густым украшающим волосом, который образует «брови», «усы» и «бороду». Вот из-под таких бровей смотрели на меня, умные, широко поставленные тёмные глаза. Я испугалась — нешуточная порода всё-таки! Слышала я и про свирепость, и про ножнецеобразный прикус зубов  —  укусит, как срежет! А Утёс тем временем улёгся на подстилке и положил голову на огромные лапы.
Знакомая усадила меня на диван и говорит:
— Спой что-нибудь!
— Зачем? — удивилась я, а она:
 — Спой, спой и увидишь!
— А, что спеть-то?
— Да, хоть «Катюшу».
Тогда я немного откашлялась, припомнила слова и робко запела:
— Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой, выходила на берег Катюша —  на высокий на берег крутой…
Пёс, лежащий на подстилке, встрепенулся, уши  его навострились, он поднялся и  медленно направился к дивану. Мне стало не по себе: пёс — огромный, а я не была с ним близко знакома, поэтому откровенно побаивалась его. Но хозяйка знаками успокоила меня, и я продолжила пение  уже более уверенно: с чувством и патриотическими интонациями. Некоторое время Утёс стоял передо мной — слушал, затем вскочил на диван, уселся рядом и начал аккуратно выводить мелодию. Его подвывания были сродни звукам, которые издаёт блок флейта. Теперь мы уже «пели» на пару:
— Ой, ты песня-песенка девичья, ты лети за ясным солнцем вслед и бойцу на дальнем пограничье от Катюши предай привет…
Когда закончился последний куплет, и Катюша «унесла песню за собой», Утёс уткнулся в меня, потом поднял голову и посмотрел с мольбой во взоре.
— Он просит ещё, — смеясь, сказала хозяйка.
А мне и так было понятно, что он хочет снова петь со мной.  Я продолжила военный репертуар и затянула:
— Горит свечи огарочек, звучит недальний бой, налей дружок по чарочке, по нашей фронтовой…
Утёс внимательно прослушал первый куплет, уловил мелодию и смело вступил во втором:
— Где ёлки осыпаются, где ёлочки стоят, который год красавицы гуляют без ребят…
Пели мы самозабвенно, у хозяйки выступили слёзы на глазах, а мы всё пели и пели. Дуэт объединил нас  и, казалось, что мы, сидя на диване, плывём в одной музыкальной лодке по волнам из песен военных лет. Нам уже стучали соседи в стенку — ну что ж?! Не все смыслят в высоком искусстве!
На улице уже стемнело, напоследок мне захотелось спеть песню специально для этого прекрасного пса, хозяйка была не против, несмотря на возражения ограниченных людей за переборкой. Тогда я торжественно завела:
— Есть на Волге утёс, диким мохом оброс он с вершины до самого края. И стоит сотни лет, только мохом одет, ни нужды, ни заботы не зная…
Он слушал. Песня  эта долгая, но когда повторялось слово «утёс», пёс преображался и горделиво смотрел на хозяйку. Под конец уловил мелодию, вступил «блок флейтой» и после разразился оглушительным лаем — в дверь отчаянно звонили не поклонники.
Я брела к метро по пустынной улице и не могла понять, как это можно было предать такого пса! Ведь он появился в жизни человека раньше его жены…
Русский чёрный терьер — порода, обладающая крепким здоровьем. Но продолжительность жизни всего 9—14 лет. Терять её очень тяжело. Эта собака должна получать регулярные физические и умственные нагрузки. Черные терьеры плохо подходят для спокойной жизни, они нуждаются в занятиях, соответствующих не только  их предназначению, но и их внутренним, хочется сказать, душевным потребностям.

*Международная Кинологическая Федерация