Как исчезла колония Ам Тракт

Катарина Эберманн
Стереть с лица земли.

И получилось-и стереть с лица земли и выкорчевать с корнем. Но только не из памяти у нас потомков колонистов колонии Ам Тракт!
1853 г. между представителями менонитов наших предков и правительством России была достигнута договорённость о компактном поселении ста семей на свободных землях левобережья Волги.
1941 год-28 августа немцы Поволжья были объявлены шпионами и диверсантами, а затем депортированы в Сибирь и Казахстан. Взрослых обоего пола от 15 до 60 лет мобилизовали в труд армию-на лесоповал, стройки и шахты.
1948 год- высылка объявлена вечной.
1853-1941-Прошло 88 лет-это практически земная жизнь одного человека, когда он должен построить дом, родить ребёнка, посадить дерево. Всё это нашими предками было сделано.
Целый народ был приговорён: к отлучению от обретённой в Поволжье второй родины, к тяготам дороги и неустроенного быта, к труд армиям, к увольнению военнослужащих с фронта, к позорной печати--"немцы". 19 мая 1942 года вышел ещё один Указ-Президиума Верховного Совета РСФСР, постановивший переименовать районы и населённые пункты бывшей Немреспублики-стереть их с карт, перечеркнуть в памяти созданные здесь материальные и духовные ценности.../Викепедия/
Депортация в 1941 году положило конец существованию поволжских немцев, как самобытный этнической группы.
«Летучий Голландец»-легенда о корабле призраке. Ам Тракт-теперь тоже колония призрак! Тем более, что у неё есть одно общее, их связывает слово «голландец». Предки наших предков тоже из голландских немцев. Корабль связывают с явлением фата-морганы, мираж, видимый над водой, а в колонии Ам Тракт мираж над бескрайней волжской степью. Вечные скитальцы, и по собственной воле, а больше вынуждали обстоятельства. Но мы помним колонию наших предков и хотим сохранить эту память и передать нашим детям.

С лица земли стереть! И получилось,
Под корень корчевать! Так не впервой!
И прошлое в степи давно уж растворилось,
Следы той прежней жизни подёрнулись травой!

Указом стёрли с карт Республику Поволжья,
И с глаз долой людей по миру развезли!
За чьи грехи на них свалилась кара Божья,
Народ большой страны изгоем нарекли!

На растерзанья коршунам колонию отдали,
Сгубили или растащили осенний урожай!
За что сады и скот породистый страдали,
Такое разгильдяйство попробуй оправдай!

На левобережье Волги война не проходила,
Не долетали бомбы, и враг не проходил!
Какая ж тогда сила там в степь всё превратила,
Кто улицы, заводы, школы бесстыдно растащил!

Я знаю модным словом считают расхитительство,
Пытаются кагото, за что-то покруче наказать!
С Ам Тракт всё по-другому там полное вредительство,
Сменилась мода и слова, уж стали забывать!
*****
Людская память всё же сохранила,
Какой колония Ам Тракт была!
Ценой какой с лихвою заплатила,
Но виртуально снова память обрела!

Смотрите материал по колонии Ам Тракт на форуме

https://amtrakt.de/


Остались от колонии лишь миражи...

Паровоз тяжело пыхтел и из последних сил затягивал вагоны на станцию. Таисия снова прильнула к окну вагона, ещё бы сейчас она увидит станцию, на которой ещё не была. Здесь тоже солдаты, теперь это не вызывало большего удивленья, в стране шла война. Да и она не просто так ехала, вон их целый вагон таких же как она изъявивших желание помогать фронту посильным трудом. Это был бы её последний учебный год и всё она учительница, но война внесла коррективы. Но почему солдаты такие активные, они бегают туда-сюда по перрону и что они там охраняют. Солдаты хорошо вооружены и сосредоточены на стоящем товарном вагоне. Таисия пригляделась, одни бегут закрывают двери вагонов, а другие стоят в охране. Но кого они так охраняют, кто в тех вагонах. Вагоны были не пассажирскими, товарными, но внутри были люди. Там что пленных везут, теперь в окно смотрели, все кто ехал в её вагоне. Но Таисия видела, что в вагонах были разновозрастные люди и дети. Их поезд остановился и можно было чётко видеть, что делалось на против. Там просто солдаты закрывали находившихся внутри людей. Если что случится с поездом, тем более что идёт война, люди сами не выберутся из вагонов, они все могут погибнуть. Дверь товарного вагона была уже почти закрыта, когда Таисия увидела в последний момент там в дверном проёме в узенькой щели женщину. Если бы она до этого не видела, что там были живые люди, она подумала бы что там за дверью вагона памятник везут. Она больше не могла ни о чём думать. Лицо женщины стояло у Таисии в глазах. Почему их так везут, кто это. Спрашивать было не у кого, в их вагоне все такие же как она. Она даже не знала куда точно их везу, сказали туда, где посчитают их труд будет нужным. Таисия была комсомолка она чётка понимала свою ответственность перед страной. Вскоре объявили по вагону, надо готовится, скоро их станция Безымяна. Какое название интересное, надо будет узнать почему так назвали эту станцию. Дали команду построиться. Рядом с говорившем стояло несколько человек. Видите этих людей, это будут ваши руководители, я буду отсчитывать по десять человек, и вы пойдёте с одним из них, и он вам будет говорить, что вам делать дальше. Таисия попала в группу к пожилому мужчине и сразу для себя окрестила его дедушкой. Дедушка подвёл их к подводам, и сказал рассаживайтесь, а куда и что не сказал. Опять новое для Таисии, она ещё не ездила на такой подводе. Уселись быстро и подводы одна за одной тронулись. По дороге некоторые подводы сворачивали, и их караван становился всё меньше и меньше. А где мы едим. Извозчик не заставил себя ждать и очень быстро в общих чертах описал то место, где они находятся. Это левобережье Волги, Энгельский район, до революции это были северо- восточные волости Новоузенского уезда. А город наш Энгельс центр Покровского кантона АССР Немцев Поволжья. И что, какая-то очень весёлая девушка с нашей десятки смеясь перебила извозчика, и как теперь будет эта немецкая республика и немцы что пришли к нам с войной. Извозчик помолчал и тихо ответил. Да наверно уже никак не будет. Свезли мы их всех на станцию. Кого, куда вы свезли. Пустые их посёлки теперь, мы их возили без передыха, я уж забыл, когда дома был, хотя надо урожай собирать. А дальше, что с ними, они что так и сидят на станции, она ещё больше рассмеялась. Да нет, их дальше в телятниках развозят по миру, кого куда. Так я там в дороге видела товарный поезд. И это что они. Конечно, они, наш разговор с кучером кажется никто не слушал и совсем не вникал в ситуацию. Я ещё из дали увидела деревню, она утопала в зелени, кругом степь, и так резко эта зелень. Это всё эти немцы насадили и посёлки отстроили таких нигде не сыщете. И вот теперь всё пустое, заходи бери что хочешь. И что просто бесплатно можно брать не унималась наша весёлая. А кому платить то, тут одни НКВдешники. Мы въехали в посёлок, и правда, я таких посёлков ещё не видела. Ехали как по кладбищу. Такая тишина, она даже пугала. И Таисии вдруг показалось, что там в доме она кого-то увидела, и тут же поняла, что это образ той женщины с поезда. Конечно, она могла быть хозяйкой одного из этих домов, или в соседней деревне. Таисия сжалась в комочек, было невыносимо жутко от происходившего. Мы едим по немецкой колонии Ам Тракт, она расположена вдоль Эльтонского солевого тракта. Раньше было их десять посёлков, но потом осталось девять. Я часто сюда ездил. Здесь все можно было купить качественное, и люди они приветливые, хоть и не принимали к себе чужаков, но, если просто в общении, или как гость, то не обидят. Это что-то вы расхвалили немчуру, что и тех, что с войной пришли, тоже возить на своей телеге будите. Извозчик ничего не ответил, а просто замолчал. Мы заехали в другой посёлок. Первая повозка с дедушкой остановилась, и мы тоже. Я спрыгнула с повозки и меня взял за руку кучер, девочка будь здесь осторожней. Я заметил, ты по-другому всё воспринимаешь. У тебя другое сердце. Здесь очень опасно, не делись мыслями ни с кем. Сейчас просто заложат, а потом из-за богатства перегрызутся. Спасибо вам. Мне тоже так показалось, что не всё здесь просто. Всё, друзья мои. Приехали, этот посёлок называется Остенфельд. Мы сейчас расположимся вот в этих двух домах, чтобы быть ближе друг к другу, а потом, когда поймёте свою задачу, можете выбирать дом какой понравится. Всё что найдёте в домах съедобное можете съедать. А одежду и вещи носите на здоровье, это теперь всё ваше. Хозяева сюда больше не вернуться. Тася несмело зашла в дом, как-то не привычно заходишь в чужое как вор. Совсем не знакомое убранство, мебель не обычная, всё ещё чисто. Но кое где разбросаны вещи, не думаю, что это сделали хозяева, скорей всего здесь уже примеряли одежду. Дом был большой, много комнат, похоже здесь жила большая семья. По каким-то еле заметным признакам она поняла, что в этой комнате жили две девушки, по-видимому сестрёнки. Таисия открыла шкаф, там висели платья, юбки. Кофты, но почему они это не взяли с собой. Ей показалось, что за ней сзади кто-то стоит. Таисия резко повернулась, на улице уже вечерело и в доме был полумрак и там в глубине комнаты стояла она та женщина из вагона. Почему вы меня преследуете, Таисия прошептала и не узнала свой голос. Ей никто не ответил. Потому что здесь кроме её никого не было. Как мне к этому привыкнуть. Уснула она не сразу, кучер не просто предупредил её, надо быть осторожней. Она ещё долго слышала, что девушки её десятка не спали и по всей видимости они знакомились с домом и его содержимым. Дедушка пришёл после завтрака, собрал всех в гостиной. Он вёл себя как хозяин дома. Так девушки, я расскажу вам вашу задачу, скоро сюда начнут прибывать беженцы, эвакуированные с мест, где проходят военные действия. Ваша обязанность их встречать, переписывать и помогать с жильём. Возможно, будут дети без родителей, их тоже надо будет устраивать. Здесь в соседних посёлках есть другие группы они занимаются животными и есть кто сборкой урожая. Так что вы здесь ни одни. Из оккупированных западных областей мы ждём не только людей, но и животных. Вот поэтому мы вас пригласили в помощь. Скоро ещё прибудут группы помощников. Это уже медицина, мы ждём что у нас откроют военные госпитали. А вот это Варвара Степановна, знакомьтесь, она прибыла к нам помочь разобраться с местными архивами. Помогите обустроиться у вас, потом мы определимся с её работой. Дедушка уже занимался другими вопросами, а Варвара Степановна продолжала стоять на своём месте. У меня в комнате две койки, если вы не против, то можете одну койку занимать. Таисия сама не ожидала что она вот так просто заговорит с незнакомой женщиной, но почему-то мысль предложить ей пожить в одной комнате пришла сразу. Женщина видно не ожидала и сначала даже вздрогнула. Конечно, конечно, я с радостью приму ваше предложение. Надеюсь, я вас не сильно стесню. Да что вы, здесь места много. Тут все посёлки пустые и не только комнаты, дома стоят свободными. Какая у вас уютная комната, мне здесь очень нравится. Ну раз уж мы будем жить в одной комнате давай знакомиться, меня звать Варвара Степановна. До начала войны я преподавала в педагогическом институте в Энгельсе. Ой как интересно, а меня звать Таисия, и я студентка, и я учусь на учительницу, мне оставался учиться последний год. Так значит мы с тобой люди одного направления. Я здесь по комсомольской путёвке, а вы. А меня направили сюда, я не знаю по какой путёвки. Варвара Степановна замолчала, и Таисия не решилась больше её беспокоить вопросами. Вы здесь располагайтесь, а я пойду посмотрю, что там происходит, может будут новые указания. Таисия, где ты была, нам сейчас сообщили такое, короче, там в соседнем посёлке девчата, они здесь давно, они коров доят, ну короче, там сегодня будут танцы, и они пришлют за нами подводу, у них в распоряжении подводы, они на них молоко возят, девчата снова рассмеялись. И к ним на танцы приходят охранники НКВдешники, там так весело. Ты поедешь с нами. Спасибо девочки, но я не поеду, да я и танцевать не умею. Ой какая ты, а мы хотели тебя обрадовать.
День прошёл, а что сделано, да ничего. Варвары Степановны не было целый день, они встретились на ужине, и вместе пошли к себе в комнату. В доме было тихо, все уехали на танцы. Таисия, а ты почему не поехала. Не знаю, Варвара Степановна, не могу я здесь веселиться. Знаете, мне всё время кажется, что за мной смотрит та женщина с поезда. И она рассказала про вагоны телятники, которые она видела. А я многих жителей этой колонии знала или видела. Я сама здесь бывала или встречались на всяких мероприятиях. Ой, да что вы, расскажите мне о них кто были эти жители, почему с ними так. Это были немцы меннониты. Они жили как государство в государстве. У них был свой мир, совсем не такой который знаем мы, какой-то совершенно особый. Они принесли с собой с Пруссии свой уклад жизни, законы и сохранили всё это до депортации. Со стороны русского руководства неоднократно делались попытки что-то изменить, но они были не сгибаемы. Они трепетно подчинялись любым нововведениям, но в любом случае внутри колонии всё оставалось не изменено. У них своя религия, свой язык, свой стиль одеваться, ты заметила какие у них постройки. Они всё делали качественно и основательно. Мне кажется, что я попала в другой мир, здесь всё не так, к чему я привыкла. Это так, Таисия. А ты, кстати, уже знаешь своё точное назначение здесь. Нет, так всё в общем и ничего конкретного. А хочешь работать со мной. Таисия даже не удивилась такому не ожиданному переходу от одной темы к другой. Конечно, хочу, я согласна. Вот глупенькая, ты даже не спросила, чем мы будим заниматься. Они обе рассмеялись. Хорошо, я расскажу, что я здесь буду делать. Я говорила, что преподавала в пединституте, но не сказала какой предмет. Я преподавала немецкий, да и не удивляйся. Теперь ты понимаешь, почему я здесь часто бывала, да живой общение, но это тоже не совсем, у этих немцев и язык отличался от литературного немецкого. Так вот, они вели документы для русских администраций на русском, а внутри колонии на немецком. И вот я должна смотреть в их конторах их местные отчёты до перевода на русский. Я думаю, что эту нашу работу никто потом не увидит, её либо засекретят, либо спрячут по дальше, чтобы никто не узнал, что здесь было на самом деле. Ой, девочка, я, кажется, сказала лишнего. Вы знаете, Варвара Степановна, я тоже стараюсь здесь молчать, мне кажется, что здесь не то место, где можно давать волю мыслям. А ты не такая простая, как мне показалось.
Ты спрашивала почему я здесь, тебе я могу сказать. Меня можно сказать сослали, или спрятали с глаз лишних. Педагогический институт в Энгельсе, где я работала назывался Немецкий, понимаешь… Когда началась война, мы стали понимать, что дни института сочтены. А я преподаю немецкий. Вот меня сюда направили, пока до лучших времён. И я уже собиралась сюда ехать, когда узнала, что 19 сентября 1941 года приказом Наркомпроса наш институт закрыт. Может мне даже и повезло, что я здесь не далеко от дома, а не где ни будь в холодной Сибири.
Знаешь, что меня больше поражает, как чётко была организована депортация. Всё было сделано точно и быстро. Я с друзьями хотели поехать сюда к нашим знакомым предложить помощь, но увы, дороги были перекрыты. Вот бы сейчас эту оперативность, смотри что здесь делается. Да, я вижу, и не понимаю почему всё так происходит. Почему эти люди столько всего оставили, как они будут дальше жить. Об их дальнейшей судьбе никто не думал, надо было скорей их от сюда убрать, исполнить заветную мечту многих завистливых людей. На каждую семью заполнили учётную карточку, разрешили взять с собой личные вещи, мелкий инвентарь и не большой запас продовольствия. Дом наполнился шумом, это вернулись девчата с танцев. Таисия, давай притворимся, что мы спим. Давайте, я тоже не горю желанием слушать их рассказы про танцы.
Знойная душная степь, солнце нещадно полит землю и на фоне вот такой золотой осени очень печально выглядят поля готовые к снятию урожая. Сады местных жителей, их огороды всего в ненужном теперь изобилии. Погреба заполнены соленьями, хозяйки успели заготовить, но ещё есть место и можно наставлять, но некому. Урожай сорок первого года выдался необычно сильным, как ни в один из предыдущих годов, как будто в подтверждении того, что наши предки смогли превратить неплодородные почвы степей Поволжья в цветущие сады, подобрали ключ к ведению сельского хозяйства в условии этого непростого климата. И этот способ помогал им выжить и процветать.
Варвара Степановна и Таисия пришли в правление и там узнали, что сегодня прибудет первая партия беженцев и скоро их будет много. А утром прогнали табун скота, их тоже гонят с места военных действий. Таисия подошла к столу, наверно это был стол их главного начальника. Варвара Степановна рассмеялась, ты права, это стол их духовного старшины. На столе лежали бумаги, похоже ими интересовались мало, и они были не раскиданы. Таисия заметила, что они были на немецком, а потом увидела на русском. Это была рекомендация на период посевных работ передвинуть начало занятий в школах на 15 сентября. Но это уже не потребовалось делать, учить здесь больше некого.
Постепенно посёлок стал наполняться беженцами и эвакуированными, а сам посёлок стал приходить в упадок. Закончилась осень, наступила зима, под снег ушли не скошенные поля, догнивали в огородах и садах не убранные овощи и фрукты.
Варвара Степановна ездила домой в Энгельс, Таисии было совсем скучно здесь. Она так ни с кем и не подружилась. В их большом доме стало совсем шумно, и они перебрались в меньший дом, они знали, что там раньше жила семья Хайнриха Классен, а рядом по соседству стоял дом его брата Иоганна Классен. Варвара Степановна приехала к обеду, они радостно встретились, за это время так сдружились, стали как родные. Пойдём скорей девочка, посмотрим что у меня в сумках. Она привезла городских сладостей, это то, чего здесь не было. Так как с осени не дали урожаю должной обработки, к весне стали заканчиваться запасы колонистов, а новых никто не подумал сделать, и стали выявляться проблемы с питанием. Знаешь Таисия, до отъезда я видно пригляделась к обстановке, а вот сейчас снова ехала и заметила разницу, когда я сюда первый раз ехала и сейчас. Дома как осиротели, сады уже не сады, деревья безжалостно вырубали беженцы. Да, Варвара Степановна, конечно, они знают, что здесь ненадолго и зачем им всё сохранят. Такая была мебель и всё в печку скидали, грелись, лень было дрова заготовить.
Я слышала, что нас скоро по домам отпустят, а посёлки за ненадобностью уберут, как обветшалые и вызывающие опасность, они стоят никем не охраняемые, а это и пожары, и бандитизм, а когда будет снова чисто поле, то все эти проблемы раздует ветер, и развеет вопрос почему так было. Кто должен ответить за вот такое отношение к урожаю, к имуществу. Можно добавить, кто вспомнит про колонистов, да никто, про них вопрос давно закрыт.

«Теперь там снова чисто поле…»

Буду благодарна за любую информацию по исчезновению колонии Ам Тракт. Катарина