Родина

Борис Тропин
     Глава 15 повести "Инфицирован"


Я влюбился в Киев и его приветливых жителей, открытых и доброжелательных. Радушная, но строгая хозяйка большой квартиры на Полевой тётя Шура приютила меня на несколько дней.

Мать городов русских, восстановленная и обновлённая после войны, демонстрировала свою юность и древность – ласково запрошуемо! Я бродил широкими проспектами, любуясь архитектурой зданий, пробирался узкими лабиринтами Лавры, пытаясь представить это подземное начало мышления и истории. Владимирская горка стала любимым местом с неразрывной силой, прикипевшим к сердцу.

Родина широко раскрывалась в своём удивительном многообразии разными новыми красками, голосами, живыми людьми. Не школьная и не книжная, не газетная и не радиотелевизионная. Настоящая!

Такого интереса к жизни я никогда не ощущал сидя дома. Часто останавливаясь и пытаясь что-то выяснить в незнакомом месте, разговаривал с людьми, постоянно узнавая что-то новое и об их судьбах, и о себе самом. Мне был интересен каждый и многие интересовались моим путешествием. Дневник полнился новыми адресами, а сам я всё прочней и надёжней встраивался в живой организм большого народа.

Мне понравились наши люди! Такие разные: неожиданно приветливые и, бывало, столь же неожиданно сердитые, часто добрые и открытые и, случалось, подозрительные и даже опасные, – люди огромной страны, раскинувшейся на два континента.

Хороший у нас народ! Но палец в рот не клади.

В Одессе меня дважды облапошили, правда, по мелочам, потом лишили места в Доме колхозника, а потом приняли за только что откинувшегося уркагана. Или сделали вид, что приняли, приветливо вовлекая в своё сообщество. Некоторое время я поиграл в эту игру. Интересно же!

Всё стало легко и рядом. Легко можно было оказаться в криминале, легко погибнуть в ДТП, легко влюбиться и остаться где-то между Москвой и Черным морем. Короткие встречи с приглянувшимися девчатами оставались в памяти и в дневнике новыми адресами. Сама жизнь приблизилась вплотную и окружила со всех сторон.

Прощание с Одессой, где прожил три дня, тоже оказалось печальным и запомнилось, несмотря на череду неприятностей. В этом жуликовато-знаменитом городе я впервые увидел море, "самое синее в мире".  С тех пор и на многие дни мы не расставались.

На Сапун-горе я познакомился с человеком, который оказался экскурсоводом по крымским достопримечательностям, и потом три дня пользовался его гостеприимством в Ялте. Мы подружились. Владимир Иванович с интересом расспрашивал о моём путешествии, мы много говорили о литературе. «Обязательно напиши, как у тебя дальше все будет складываться», - потребовал он при расставании.

Демерджи повергла в изумление. Я остановился и долго смотрел на это чудо природы. Удивительная гора представилась таинственной летописью истории Крыма, уходящей в далёкое прошлое. «Земля, усталая от смены лет и рас», - вспомнил акварели Волошина, с которыми несколько дней назад познакомился в Ялте.
 
Но Лермонтов был прав – Тамань, действительно скверное место. Край Ойкумены. Хтонический рокот волн, набегающих словно из исторических глубин и далей на низкий берег с правой стороны и уходящие вдаль болота слева. Низкое хмурое небо, мелкий дождик и тоскливые крики чаек. Место безрадостное и остановиться негде. Но главная беда – москиты! Меньше наших комаров эти поганые твари, но до чего мерзопакостные! Зуд и расчёсы от их укусов доводили порой до остервенения.