Уроки для профессора. Рассказ

Виктор Антохи
   «Внимание! На первый путь прибывает скорый поезд № 082 Белгород — Санкт Петербург! Нумерация вагонов — с головы поезда! Стоянка — 4 минуты. Повторяю...» — объявил приятным женским голосом ретранслятор Московского вокзала в городе Тула.

   Это прозвучало, как команда ротного старшины — к действию! Пассажиры немедленно пришли в движение: покатили чемоданы на колёсиках, потащили тяжёлые сумки в руках, навьючили рюкзаки на спины...
   
   — Я говорила тебе, надо остановиться? Куда тебя черти понесли? А сейчас нужно бежать обратно.
   — Кто знал, где остановится локомотив?
   — У тебя всегда так! А у нас всего 4 минуты
   — Ну, немного ошибся. Всё мы успеем. Как–будто ты знала точно, где нужно стоять, а я не соглашался...
   — Я тебе говорила, что нужно было стоять...
   — Так! Мне кажется, что вообще не нужно было с тобой куда–то ехать...
   — Кажется наш вагон. Билеты у тебя или...
   — Да, вагон 14. Мой билет у меня.
   — Я всё приготовил. И успокойся,наконец...
   — Ты же знаешь, что я не могу вот так бегать. Мне лучше раньше подойти.
   — Ты такая же, как твоя бабушка Оля, которая по четыре часа высиживала на автовокзале, ожидая свой автобус в Марьяновку.
   — Да, я такая же, но не четыре часа буду ждать, а около часа я буду до отправления. Это точно... А ты приходишь минута в минуту. И бегай потом с тобой с вещами.
   — Скажи, пожалуйста, ты со мной хоть когда–нибудь опаздывала?
   Нет! Ну, какие ко мне претензии?
   — Было! Только не опоздание, а приехали к поезду на сутки раньше. Помнишь в Мурманске?
   — Помню, помню. Давай заходи и держи свои проездные документы...
   — Хорошо.
   — Женщина, ваши проездные документы?
   — Вот, пожалуйста.
   — Проходите в вагон, ваше место №33.
   — Мужчина, вы до Санкт–Петербурга?
   — Так точно! Мы вместе.
   — Проходите! Ваше место №35.

   Антон с Алёной прошли в дальний конец вагона, где размещались «шесть номеров у туалета...» В потёмках разыскали бирки — номера мест и приступили обживать свои места. Соседние места ещё пустовали, поэтому им никто не мешал расположиться. Поскольку билеты были приобретены заблаговременно, у них оба места были нижние.
Антон, правда, никогда не испытывал каких–то сложностей из–за расположения его места. Он всегда готов был поменяться, но в последние годы, Алёна стала мужа критиковать за его доброту.
   «Ты уступил место человеку моложе себя и он, явно схитрил...»
   «Да что мне начинать "годковать", что ли?»
   Говорить–то говорил, но всё никак «не загодкует».
   «Ты уступаешь чужим и незаслуженно своё нижнее место, забывая, что сам давным давно пенсионер и сплю я с этим человеком через проход на расстоянии вытянутой руки. Из–за своей доброты и мне создаёшь неудобства. Неужели ты не замечаешь, что
этот человек, который просится поменяться местами моложе на много тебя. Будь бдителен, Антоша!»
   Антон может легко расположиться на любой верхней полке, но статус пенсионера позволяет ему «погодковать». ПОследнее слово в этой фразе могут не все понять, но буквально все поймут, кто служил в ВМФ, потому что Антон был военным пенсионером ВМФ. Ему хватило двух минут, чтоб расстелить постели на двоих.
   «Команде, отбой!»
   «Хватит, раскомандовался!
   «А что? Мы можем спать! До Москвы не будет ни одной остановки. К нам могут подсесть только в Москве.
   «Ну и хорошо! А сколько ехать до Москвы?»
   «По расписанию два часа».
   «Тогда, спокойной ночи, товарищ мичман!»
   «Старший мичман!.. Старший! Сколько я должен тебе об этом напоминать?»
   «А! Какая разница!»
   «Разница в том, что мичманов на флоте много, даже очень много, а старших мичманов не так уж и много... И мичмана служили на разных сладких местах, а старшие мичмана только с личным составом!»
   «Понятно! Ну, что, товарищ старший мичман, спать сегодня будем?»
   «Так точно! Отбой, товарищ жена!»
   «Есть, товарищ старший мичман!» 

   Шум в вагонном отсеке сделал своё дело — разбудил Антона. Ещё не открыв глаза, он ощутил, что качки вагона нет, и это однозначно подсказывало, что поезд стоит.
«А если вагон стоит, — подумал старший мичман запаса, — то поезд и все его пассажиры находятся в Москве».
   В своём импровизированном кубрике, Антон ощутил присутствие посторонних существ, которые пытаются присоседиться. Одно из них ещё стояло в проходе, развевая широкими полами женской одежды, а второе примостило своё тело за боковым столиком и разглядывало, изучая присутствующих в отсеке. Антон приметил, что за столиком сидел сильно пожилой мужчина. Он был одет в хороший костюм с галстуком, а на его худощавой голове красовалась не очень широкополая  шляпа из тёмного фетра. Женщина, стоявшая в проходе, была занята тем, что пыталась пристроить один из своих чемоданов на третью полку. Антон, давно открывший глаза, наблюдал за происходящим и не всё понимал, что происходит. Во–первых он никак не мог понять, почему женщина грузит свой чемодан, в то время, как её мужчина, сидя спокойно наблюдает, как ей это не удаётся исполнить. Антон слушал их шёпот и понял, что люди культурные, не намерены нарушать отдых своих соседей, поэтому стараются сохранить в отсеке тишину. К тому же, называли друг друга на вы и по имени отчеству. Запомнилось, что он — Антон Иванович, А её И.О. Антон не сумел запомнить. Антон поднял с подушки голову:
   — Мы стоим в Москве?
   — Да! — ответила женщина, бросив борьбу с тяжёлым чемоданом с колёсиками.
   — Что, не получается?
   — Никак.
   — Может вам помочь?
   — А вы справитесь? Вы тоже не очень молоды, — засомневалась соседка по отсеку.
   — Легко!
   — Да? Что–то не верится.
   — Внимание! Показываю! Вот, как это делается! — Антон двумя движениями закинул чемодан куда надо.
   — Видно, что вы частый пассажир РЖД, — подал голос с боковушки Антон Иванович.
   — Я всю жизнь в пути: тог еду, то летаю, то плыву.
   — Позвольте представиться! Я профессор механики Владивостокского университета и мне 82 года. Я впервые в жизни еду поездом, а до этого только летал.
   — Ого! Ничего себе повороты жизни!
   — Меня, молодой человек, все зовут Антоном Ивановичем, а это моя молодая жена. Она на много моложе меня. Ей — 59 лет.
   — Очень приятно, но и смешно.
   — Почему смешно?
   — Потому что я тоже Антон Иванович. И мне, молодому человеку, — 64 года.
   — Да? А на вид не скажешь!
   — А вы рискнули купить билет на верхнюю полку в 82 года?
   — Но я совсем себе не представлял, что такое поезд. Я его видел только издалека. И решил попробовать проехать из Москвы в Санкт–Петербург, чтоб узнать поезд лучше. Мы им раньше не пользовались, потому что всю жизнь прожили на Дальнем Востоке и целесообразнее было использовать авиацию. Я профессор университета, а Аделина Робертовна — доцент.
   — Аделина Робертовна, вы тоже впервые едите поездом? 
   — Нет, я ездила, а Антон Иванович впервые.
   — Товарищи, давайте, решим по–справедливости. Антон Иванович, я был студентом университета, правда Петрозаводского. И по образованию я историк, а по профессии — военнослужащий, старший мичман Северного флота, боцман подводного корабля. Отношусь к вам с большим уважением, как к профессору и с почтением, как к ветерану и с добрым юмором, как к двойному тёзке. А поэтому, разрешите уступить вам своё нижнее место в нашей каюте?

   — Это очень благородно с вашей стороны, — подключилась Аделина Робертовна, которая выглядела растерянной и не находила решения сложной задачи, в которой они внезапно оказались.
   — Это нормальный выход из ситуации, — улыбнулся ей Антон.
   — Антон Иванович, прошу вас на нижнюю полку, — прожестикулировал приглашение
Антон.
   — Большое спасибо, Антон Иванович, вы настоящий джентльмен!
   — Аделина Робертовна постелила профессору постель на Антошином месте и перешла к своей постели.
   — Хорошо, Аделина Робертовна, стелите, а я схожу пока умоюсь.
   Антон воспринял эти слова, как обычную обыденную фразу, но когда профессор через несколько минут вернулся в отсек со сконфуженным видом:
   — В умывальнике нет воды... Ладно, схожу позже...
   «Как нет воды, — подумал Антон, — профессор не смог её включить...»
   — Минуточку, профессор, я, кажется, имею возможность преподать профессору университета урок жизни.
   — Что такое, Антон Иванович?
   — Давайте сходим в туалет и включим вамм воду!
   — Так её же нет!
   — Давайте, найдём вместе!
   Зайдя в туалет, профессор указал рукой в сторону рукомойника:
   — Вот, смотрите, тёзка, я оставил воду открытой, а она не течёт.
   Антон протянул руку и нажал снизу вверх на клапан рукомойника и вода потекла под хорошим давлением.
   — Как это? — удивился профессор.
   — Нажмите на клапан вверх.
   — ???.. Антон Иванович, я столько лет прожил, а не знал такого простого устройства...
   — Хорошо, Антон Иванович, не расстраивайтесь. Всё в жизни бывает, если не приходилось практически пользоваться...
   — Мне стыдно, что я не разобрался. Если кто–то узнает о таком факте в моей жизни, то позор мне профессору механики.
   — Какой позор, не смейте так говорить. Это простая бытовая история.
   — Антон Иванович, если уж мы с вами оказались в этом кабинете, разрешите мне научить вас пользоваться унитазом.
   — Хорошо, но только позвольте, мой новый учитель, я попробую разобраться с унитазом самм.
   — Пожалуйста!
   Профессор вертелся, как уж на сковороде, пытаясь найти кнопку, типичную домашнему унитазу, но тщетно.
   — Я очень сожалею, Антон Иванович, но я не нашёл кнопку смыва.
   — А вы не кнопку ищите, а что–то другое — рычаг, например.
   — Хорошо. Я ещё посмотрю, можно?
   — Конечно, дорогой Антон Иванович, но вы не волнуйтесь и не переживайте. Ничего в этом случае страшного нет.
   — У меня столько изобретений, столько открытий...
   — Ну и что? Вы специалист в своей области науки, а здесь изобретают транспортники. Ну и ладно... правда?
   — Конечно, ладно! Что делать?
   — Они бы с вашим тралом тоже не сладили бы. Что не так?
   — Да, согласен. Не сладили бы.
   — И я в этом уверен. Каждый несёт по жизни свой чемодан.
   — Наверное, да!
   — Транспортники придумали сливать унитаз при помощи этой педали... — Антон надавил ногой на педаль унитаза и содержимое унитаза с шумом вылетело под вагон...
   — Придумано очень просто, но эффективно и не требует затрат...

   В вагонный отсек профессор возвратился с таким выражением лица, как–будто он сегодня сам изобрёл что–то очень грандиозное. А когда прощались на перроне Ладожского вокзала, Антон уловил во взгляде уважаемого профессора нотки уважения к своей собственной персоне, а в руках профессор  держал свою последнюю монографию с автографом, номером телефона и домашним адресом.
   «Какие интересные люди, — подвела итог истории Алёна, садясь в такси, — я бы их слушала и слушала».
г.Тула. 13.06.2021г.