Серов В. А. Портрет С. В. Олсуфьевой

Алина Алексеева-Маркезин
    Серов В.А. Портрет С.В.Олсуфьевой. 1910г. ГМИИ
 
     Софья  Владимировна,  дочь Глебова Владимира Петровича , калужского помещика и кж. Софьи Николаевны Трубецкой , внучки героя Отечественной войны 1812г.  гр.  Василия  Васильевича Орлова-Денисова .Была замужем за Юрием Александровичем Олсуфьевым.

      Молодые поселились  в своём имении Буйцы, где жили до 5 марта 1917 года. Здесь они организовал детский приют для сорока девочек-сирот. В 1916 — начале 1917 года Олсуфьев руководил постройкой храма-памятника Сергия Радонежского на Куликовом поле, который возводился на земле, которую пожертвовали его родители.

   После февральской революции они жили  В Сергиевом Посаде,где Олсуфьев  был заместителем председателя (с сентября 1919 по март 1920 — председателем) Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, главным хранителем ризницы Лавры.

     После предупреждения о предстоящем аресте он уехал в Москву и работал в центральных государственных реставрационных мастерских, а с 1934 года, после закрытия мастерских, возглавил секцию реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее. В 1935—1936 гг. в журнале «Советский музей» была напечатана его работа «Вопросы форм древнерусской живописи».

 О КАРТИНЕ .

Серов был приглашен в имение Олсуфьевых для работы над портретом хозяйки.
   Работа пошла не сразу...

    «Юрию...  хотелось,  чтоб  я  была изображена в черном бархатном платье. Серов  пришел,  посмотрел  исподлобья, попросил  переменить  несколько  раз  позу  и сказал, как отрезал: «Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье». А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал  он  композицию  совершенно случайно... Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф.

   Неожиданно вошел Серов: «Вот так и буду  вас  писать.Это  лучшее,  что  можно выбрать...»Я  подошла  погреться  к  печке...  и положила  руки  на  теплые  изразцы.  Серов... быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу»

    Работа пошла быстро, и Олсуфьевы были ей очень довольны - Серов оказался прав, портрет получался живым...
   
      Но к ужасу Софьи Владимировны, она, собираясь в очередной раз позировать художнику, увидела, как Серов ножом счищает слой краски с уже почти завершенного портрета... Казалось бы, все пропало! Но Серов очень быстро восстановил портрет, внеся изменения, которые продумал уже в процессе работы.
И получилось еще лучше!


     Юрий Александрович Олсуфьев разделил судьбу тысяч своих современников. Как стало известно совсем недавно, он был арестован 24 января 1938 года, а 7 марта «за распространение антисоветских слухов» ) постановлением тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 14 марта 1938 года.

     А четыре года спустя, 1 ноября 1941-го, арестовали и Софью Владимировну Олсуфьеву: когда в октябре 1941 года возникла реальная опасность захвата Москвы немцами, она оказалась в числе неблагонадежных, которыми в первую очередь считались бывшие аристократы. Как и ее мужу, ей предъявили аналогичное обвинение и приговорили к лагерям сроком на десять лет. Колонна заключенных, в которой вместе с С. В. Олсуфьевой оказался и художник В. М. Голицын, дошла до Казани.

    По данным следственного дела, Софья Владимировна скончалась в превращенном в концлагерь бывшем Свияжском монастыре 15 марта 1943 года. Аналогичный конец ожидал бы, скорее всего, и сына Олсуфьевых Михаила Юрьевича, но ему выпала другая карта.

     С разрешения родителей он еще в 1924 году тайно – через Владивосток и Китай – эмигрировал из СССР и осел в королевской Румынии, где Олсуфьевым, по линии бабушки Марии Николаевны, урожденной Россети-Розновано, принадлежали значительные земли, в частности благоустроенная усадьба Кишло в Бессарабии,   
 пока по семейным обстоятельствам он не эмигрировал в Париж .Здесь он и скончался в 1984году.