Бегун

Виктор Минченко
   Пасмурно, дождливо. А ведь только конец сентября! Командировочные дела успешно завершены. Появилось небольшое оконце во времени и я решил по пути домой навестить брата. Давненько не встречались, почти три года. Вот и захотелось неожиданно заявившись, хотя бы вечерок посидеть тихонько на кухоньке и поговорить о том - о сём.
   Разговоры сводились частенько к мелочам, но именно они и обнажали братскую душевную близость. Вечер воспоминаний и восторгов удался. Засиделись за полночь.   
   Проснувшись, я понял, что все уже разошлись по местам службы и учёбы. Сегодня, как и в последние дни, погода не баловала. На окнах осели мелкие капельки дождя. Небо выглядело как тяжёлое покрывало, накинутое в постели на голову.
   Полутемень! Бр-р-р! Но просыпаться надо. Тем более, что брат обещал поутру озадачить поручениями. Они оказалось простыми. Закупить по списку продукты.
   Прополоскав извилины утренним горячим чаем, окончательно избавившись ото сна, спрятавшись под зонтиком и, поёживаясь от промозглости, я побрёл по улице в поисках подходящей торговой точки.
   В этом городе ранее уже бывал, и всё же голова вертелась, отмечая изменения. Начал облагораживаться старинный кремль, возвысился во всей красе и торжественности театр, изменивший облик города. Парк, да и тот вроде бы приукрасился и помолодел.
   Послышался звук трамвайной трели, как бы рвущей на части серость и неуютность утра. Оглянувшись на звук, кроме дребезжащего трамвая увидел в небе и маленький просвет в серости облаков, дающий надежду на скорую встречу с солнцем. И что-то ещё на противоположной стороне улицы привлекало мой взгляд. Это была маленькая человеческая фигурка, двигающаяся по тротуару противоположной стороны улицы.
   Худощавая фигура, спортивный костюм, кеды, яркая вязаная шапочка, длинный цветной шарф, плотно прикрывающий шею. На плечах повязана полиэтиленовая накидка в форме женского платочка.
   Присмотревшись, я понял:- он бежит! Но двигается медленно и довольно странно. Это заставило меня внимательнее присмотреться. Шаг его как бы разбивался на прерывистые фазы. Каждым отрывистым движением, казалось, он преодолевал какую-то преграду. При этом корпус был чуть наклонён вперёд, колено поднималось чуть ли не до уровня пояса. Руки, согнутые в локтях, также проделывали прерывистые движения бегуна. Но шаг получался конечно же коротким. И внешне это походило на движение марионетки. Улыбка украшала его морщинистое лицо и не было сомнения, что этот бег доставляет ему удовлетворение. Примерно через каждые тридцать метров он замирал на месте. Отдышавшись, он вновь продолжал бег.
   Накрапывал дождик на который он совсем не обращал внимания. Навстречу ему спешили по своим житейским делам людишки. Некоторые склоняли головы в приветственном поклоне или приподнимали головные уборы. Очевидно, здесь они встречались далеко не в первый раз. Бегун в ответ только чуть поворачивая голову, ещё более улыбался и делал слабое приветственное движение рукой встречным.
   Я вдруг понял. Он боролся! Боролся за жизнь. Боролся с недугами, с неминуемой старостью, с немощностью, наконец. Но он бо-рол-ся! Не сдаваясь!
   Проводив взглядом пусть и очень медленно удаляющуюся фигуру бегуна, я побрёл выполнять поручения.
   К вечеру вся семья брата собралась за ужином, и в разговоре за столом я поведал обо всём увиденном. Меня поразило то, что моему рассказу никто не удивился. А брат прокомментировал происшедшее по-своему:
   - Я тоже бегаю практически каждый день по утрам. Пока ты крепко спал, я уже успел перед работой пробежать свои километры. Но мой сегодняшний день прошёл в переживаниях. Во время пробежки я не встретил Ивана Кузьмича. Так зовут этого дедушку. Сегодня его, наверное, задержали домашние заботы. Потому мы с ним и не встретились утром, пробегая свои дистанции. Он стал для меня своеобразным эталоном и примером. Каждый день и в любую погоду он бежит по проложенному собой маршруту. Вздохнув, брат продолжил:
   - Когда я впервые встретил его на пробежке, то буквально ошалел от увиденного. Я пробежал мимо него, но потом, остановившись, долго не мог сдвинуться с места, провожая его бег восхищённо-удивлённым взглядом. Сила его воли покоряла.
   - На следующий день я постарался познакомиться во время его передышки. С тех пор, встречаясь на дистанции, мы непременно приветствуем друг друга. И если по какой-то причине он пропускает утренний забег, мой рабочий день оказывается серьёзно подпорчен. Буквально всё валится из рук. Успокаиваюсь только тогда, когда узнаю, что всё у Ивана Кузьмича в порядке и пробежке помешала какая-либо мелкая житейская причина. Благо, телефон всегда под рукой. Завтра раненько я обязательно провожу тебя до вокзала и наверняка мы встретим Кузьмича.
   Поутру, стараясь не шуметь, мы с братом вышли на улицу. Погода нисколько не поменялась. Мелкий и редкий, как сквозь сито моросящий дождик, обозначался только в лужах. Небо было таким же тяжёлым, как и вчера. Асфальт поблёскивал от влаги, как хорошо начищенная обувь. То же дребезжание трамвая и его резкие сигналы. Город только-только просыпался. Улицы ещё выглядели пустынными.
   Мы шли по тротуару вдоль ограды парка, как вдруг брат воскликнул:
  - Да вон же он, Кузьмич, наш марафонец! Мы сегодня чуть припоздали, и он уже успел свернуть на аллею парка. Это и моя тропа, но это нам сегодня не по пути.
   Мы провожали взглядами щуплую движущуюся фигуру Кузьмича. Бежал он в том же темпе и в той же манере. Инстинктивно, наверное, неожиданно и для себя, я поклонился в пояс вслед удаляющейся фигуре бегуна. А образ старика, мужественно боровшегося за жизнь и со всеми недугами, долго будоражил мои мысли.