Ван Гог. Портрет Папаши Танги

Алина Алексеева-Маркезин
   Винсент Ван Гог.Портрет Папаши Танги. 1887.Холст, масло. 92 ; 75 см Музей Родена, Париж

     В 1886 году художник уехал из Голландии. Ван Гог поселился у своего брата Тео в Париже. В Париже юный Винсент подвергся влиянию работ японистов, пуантилистов, импрессионистов. В круг его друзей входили Камиль Писсаро, Анри Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Поль Синьяк, Жорж Сёра и другие.

    Японские гравюры Хокусая и Хиросигэ оказали влияние на работы художника. В течение двух лет (с 1886 по 1888 год) Ван Гог работал в Париже, исследовал различные жанры, создавая свой неповторимый стиль.
 
  Жюльен Франсуа Танги (1825-1894) держал лавку для художников в Париже. Среди его постоянных клиентов были известные импрессионисты и постимпрессионисты, например, Сезанн, Гоген, Моне и Ренуар, а также и сам Ван Гог.

   Танги был добрым человеком, за что получил ласковое прозвище Папаша, и соглашался вместо денег, которых у художников чаще всего не было, принимать в обмен на холст и краски написанные ими картины. Таким способом он сумел собрать прекрасную коллекцию и время от времени продавал часть этих картин.
   
   

     В отличие от мужа, его жена была менее творческой и не разделяла щедрые намерения мужа и часто требовала у художников оплату наличными. Ван Гог умер в 1890 году, Танги умер четыре года спустя. После его смерти дочка продала «Портрет Папаши Танги» Огюсту Родену. Картина, ранее находящаяся в его частной коллекции, сейчас находится в Музее Родена.

    В июне 1891 года галерея переехала в дом 9 по улице Клозель. Художник и писатель Эмиль Бернар называет галерею Танги местом, где родились символизм и Школа Понт-Авена

    Танги был первым, кто выставил работы Ван Гога, но ему так и не удалось продать ни одной из них при жизни художника. Ван Гог написал три портрета Танги, последний из которых является наиболее удачным.

   Фон картины заполнен японскими эстампами, которые так привлекали в те годы внимание парижских художников-авангардистов, а живые цвета холста предвосхищают работы Ван Гога, созданные им в Арле.

      Эта работа разительно отличается от картин, созданных ранее в Арле. Здесь преобладают японские эстампы и живые цвета. Танги, со своей стороны, совсем не хотел расставаться со своими портретами, он назначил очень высокую цену за них, чтобы быть уверенным, что их никто не купит.

   Ярко-синие добрые глаза и красные губы Танги хорошо контрастируют с его бледной кожей и седой бородой.Руки Танги с выступающими венами составляют сильный контраст с его синим пиджаком.

   Яркие полосы в нижнем левом углу картины составляют часть смело написанного Винсентом Ван Гогом фона, заполненного массой японских эстампов.Дерево сакуры, изображённое на фоновом эстампе в правом верхнем углу картины сбалансировано за счёт голубого неба и тёмной зелени пейзажа.

   Японские эстампы все чаще начинают появляться на заднем плане на некоторых портретах Ван Гога.