Кафе Марсель

Тамара Коханская
   Париж - город шарма и изысканных вкусов! Он расположен на берегах реки Сена в регионе Иль-Де-Франс. Для одних он город романтических пикников на берегу Сены, а для других приятный завтрак или ужин в небольшом кафе, которые в Париже так же многочисленны, как голуби на площади Нотр Дам. И все же Париж всегда остается местом изысканной моды, бульварных художников и музыкантов. Для кого то загадочный, а для кого то утонченный своим шармом. Так как я не была в Париже, то для меня он всегда загадочный, в смысле жителей и их образа жизни. Побывав в Германии, я убедилась что у каждой страны свой менталитет, свои привычки, а так же свои истории, которые придают стране особый колорит. Одну из таких историй я и хочу рассказать со слов одного моего знакомого друга.
     В окружении бульвара Монпарнас (Montparnasse), бульвара Распайль (Fran;ois-Vincent Raspail) и улицы Станислас находится небольшое, но довольно уютное кафе "Марсель", куда любят заходить местные жители этого района, а так же туристы находившись по улицам Парижа и любуясь его достопримечательностью, не проходят мимо этого кафе, чтобы выпить бокал вина с всегда вкусным приготовленным шеф-поваром блюдом. Или выпить чашечку взбитого сливками кофе с десертным пирожным. Поэтому в свое время Эрнест Хемингуэй отозвался о Париже, как "праздник который всегда с тобой".
     Один мой давний друг тоже побывал в этом кафе и его заинтересовало само название, которое он прочитал на вывеске и спросил официанта: Скажите любезный, а название кафе присвоено в честь города Марсель или у него есть другие истоки? Официант улыбнулся и гордо заявил, что название кафе имеет весьма интересную историю и если  господин желает, то он может ее послушать. Конечно он желал, иначе зачем бы ему задавать такой вопрос и кивнул официанту, пообещал что будет очень внимательным слушателем.
     Официант пригласил хозяина заведения, который уже издали улыбаясь поприветствовал гостя его заведения и подойдя к столу, поставил на стол дорогой марки вино при этом сказав, что лучшего рассказчика чем он, господин не найдет нигде. Разлив вино хозяин кафе добавил, что рассказ с этим изысканным вкусом вина придаст им неповторимый шарм и перенесет их в атмосферу того времени, с какого и началась история. В этом кафе работал еще его прадед простым официантом, но очень внимательным к клиентам молодой человек. Он чувствовал их настроение и всегда угадывал их вкусы, за это они оставляли ему щедрые чаевые.
     Однажды он заметил одну уже не молодую даму Бальзаковского возраста, которая была молчалива и никогда не улыбалась. Она всегда приходила в шляпке с сетчатой вуалью и клала на стол ажурные перчатки, медленно вкушала салат из крабов и устриц, пила вино, при этом выпивав только один бокал, а затем сидела глядя на улицу, где играли музыканты. После такого перерыва дама заказывала кофе со сливками и ела маленькими кусочками пирожное. Закончив трапезу, она расплачивалась оставляя на столе щедрые чаевые и тихо уходила не проронив ни слова.
    Официанту очень хотелось развеселить даму и он заказал для нее у шеф повара на десерт пирожное, где вместо розочки была улыбка. Шеф повар конечно ворчал говоря, что дама может разозлиться, а его тогда выгонят с работы, но все же приготовил такое пирожное. Когда после перерыва даме подали кофе с этим пирожным, то она вопросительно посмотрела на официанта, а тот в ответ лучезарно улыбался глядя в глаза даме. Дама заметила, что его улыбка не была насмешливой, а искрилась добротой, и тогда она тоже улыбнулась. После того, как дама закончила пирожное, она позвала официанта и попросила передать от нее шеф повару искреннюю похвалу за этот десерт и удалилась.
    Официант влетел радостный на кухню со словами: Она улыбнулась! Далее он передал шеф повару слова благодарности за вкусный десерт. С этих пор дама всегда приветливо улыбалась официанту и благодарила за вкусный десерт и ужин, не забывая оставлять щедрые чаевые. Но однажды она не пришла. Не пришла и на следующий день. Ее уже не было месяц и шеф повар опять набросился на официанта с ворчанием, что из за его глупого поступка они лишились такого щедрого клиента, потому что она всегда заказывала дорогие блюда.
    Официант очень переживал, но не из за потере чаевых, а из за того что возможно с дамой что то случилось. Он решил ее найти обходя все дворы и улицы, но ее нигде не было. Тогда все решили, что она уехала в другой город, но официант не терял надежду ее увидеть. И однажды, обслуживая очередного клиента, он увидел как возле кафе стоит эта дама, но не решается войти. Это показалось ему очень странным и он вышел на улицу, чтобы узнать почему мадам прекратила посещать кафе и попросить прощение, если своими выходками обидел эту милую женщину.
    - Марсель - проговорила дама. - Меня зовут Марсель - и протянула руку молодому человеку. - Марсель...Какое у вас красивое имя мадам и поцеловал руку даме. - А меня зовут Пьер. Я очень рад нашему знакомству. Позвольте мне спросить какова причина вашего отсутствия в нашем заведении? Дама улыбнулась и сказала, что ее ограбили оставив без гроша денег, поэтому у нее нет средств зайти к ним, но она вспоминает то время, когда ужинала в этом милом и приятном кафе.
    - Марсель, позвольте вас так называть. Вы всегда ко мне были очень щедры, поэтому я тоже хочу отплатить вам за вашу щедрость. Прошу вас, пройдемте в кафе и я угощу вас очень вкусным ужином и десертом. Прошу не отказывайтесь, иначе вы меня обидите. - он взял под локоток даму и они прошли к ее столику. Пьер сам составил меню для Марсель и угостил ее самым дорогим вином, бутылка которого по стоимости равнялась его месячным заработком. Но он хотел, чтобы Марсель улыбалась и не переживала об своей утрате.
     Когда время трапезы подошло к концу, Марсель поблагодарила Пьера и одарив всех и особенно официанта своей очаровательной улыбкой, тихо ушла. Пьер продолжал работать и хотя его карман несколько опустел, он не огорчался, а был благодарен судьбе, что у него появилась возможность помочь этой милой даме, которая в свое время была так щедра к Пьеру, а теперь у него предстала такая возможность проявить свою щедрость, пусть даже не от богатства, а от своего сердца.
     А на утро в кафе пришел управляющий и сказал, что у них ожидаются большие перемены, так как хозяйка кафе написала распоряжение по отношению к своей собственности. Она передала документы управляющему заверенные нотариусом, где говорилось, что передает кафе в собственность официанту Пьеру Рашель с условием, что кафе будет называться именем Марсель. Все были очень удивлены и радовались, что Пьеру привалило такое счастье. Они любили этого молодого человека, который приносил им прибыль своим вниманием к посетителям, благодаря этому кафе процветало.
    Управляющий передал бумаги новому хозяину и спросил, нуждается ли он и дальше в его работе. Смущенный Пьер сказал, что он никого не собирается увольнять и попросил управляющему заказать новую вывеску с именем Марсель (Chtz Marctl), а сам сел за столик и раскрыл конверт, который предназначался лично ему. В нем лежало письмо и ключи от сейфа. Раскрыв листок бумаги Пьер стал читать:
     - Дорогой Пьер, мой милый мальчик! Я очень долго искала нового хозяина моего кафе, которое досталось мне по наследству. У меня нет наследников которым я могла бы также передать, но к сожалению у меня их нет. Так сложилось в жизни, они все погибли в автомобильной катастрофе, поэтому я хотела найти доброго, внимательного и чуткого работника этого кафе и ходила сюда каждый день наблюдая за всеми. И я увидела вас, ваше отношение к посетителям и ваше доброе сердце. Я прошу вас простить меня за то, что подвергла вас испытанию, но мне это было необходимо, чтобы убедиться в вашей честности и великодушии. Сейчас я хочу сказать вам главное. Я очень богата, и все это богатство я передаю вам. Не удивляйтесь о проявлении такой щедрости, просто я умираю. Да, дорогой мой мальчик я умираю от рака и мне осталось жить всего ничего, может быть месяц, а может и неделю, но это не важно. У меня все есть и также средства дожить последние дни в тихом поместье моей подруги, она меня и похоронит и сообщит вам. Прощайте мой друг, и заботьтесь об этом кафе, как о своем родном человеке иногда вспоминая меня, а я умру счастливо зная, что кафе назвали моим именем. Ваша Марсель.
     Когда хозяин кафе перестал рассказывать, то в кафе воцарилась тишина, а затем все встали и захлопали в ладоши в знак памяти Марсель. Хозяин поблагодарил всех за знаки внимания и откланявшись сказал, что сегодняшний ужин за счет заведения и пошел к себе. Вот такая история, которая меня тоже затронула и я решила вам ее передать слово в слово. Я тоже когда то мечтала съездить в Париж и даже была так близко на пути к нему, когда посещала Германию, но не сложилось, обстоятельства были против меня. С этим рассказом Париж пришел ко мне и я благодарна за этот рассказ, думаю что и вы тоже. Так что C'est la vie, что означает: Такова жизнь...