Елеецкая щвейцария. Спустя пятьлесят лет

Алексей Ульянищев
   Спустя пятьдесят лет.
Минуло полстолетия с тех пор, когда мне в зрелой юности с молодыми ребятами и девчонками посчастливилось побывать в этих чудных краях Десятки лет я мечтал вернуться в эти незабываемые края. Полазить по причудливым скалам, искупаться в кристально чистой воде Дона, посидеть с девчонками в романтический вечер с воспоминаниями о поэзии Есенина.  Но увы, время неумолимо мчится вперед и его не остановить даже на мгновение. А что же стало с моими подопечными ребятами и девчатами? Что их ждало в жизни? Естественно, все вышли замуж и переженились, немало  успели развестись, не учли моих наставлений. С некоторыми из бывших девчат я переписывался, вернее они мне писали. Двое, Валя Новикова и Нюша Лисицына, стали моими дипломниками и защитились на отлично. Еще 15 лет назад, кода я от них получил последнее письмо, Валя работала генеральным директором Агрохолдинка в Ростоской области, Нюша у нее первым помошником. Владик Улюкин погиб в 40 лет в автомобильной катастрофе, Люда Попова умерла от рака, кода ей не было 50лет. Павел Корнилов закончил музыкальное училище и поет в каком- то областном театре оперы и балета где- то за Уралом. Ребята по своей природной ленивы, никто мне не написал ни одного письма. Все эти новости я узнал из писем Вали.  Мне уже 84 года и остается только мечтать и вспоминать счастливые мгновения жизни. Но вернуться в те края сейчас оказалось не так уже и трудно. Достаточно сесть за компьютер и почувствовать запах подгорелой рисовой каши с мясом, резкий аромат травяного чая, посмотреть восхитительный алый восход раннего утра. Именно это я и сделал, и поразился, на сколько все изменилось. Галичьяя гора заросла кустарником, молодыми деревьями березы незабываемая усадьба отдана в частные руки.  Дом отдыха  просуществовал только до «перестройки» — до 90-х годов. Потом усадьба оказалась заброшена. Её неведомым образом кто-то «прихватизировал», но денег в реконструкцию не вложил. А потому она сейчас продаётся где-то за 35 млн. рублей. .
Сейчас территория находится в частной собственности, проход по подвесному мосту закрыт и свободного доступа на территорию усадьбы нет. Разумеется, всех туристов усадьба привлекает своим внешним видом, поэтому предприимчивый охранник за небольшую сумму денег готов пустить внутрь, рассказать несколько баек и дать спокойно поснимать усадьбу. Здание мельницы прекрасно сохранилось и стоит в неизменном виде вот уже 150 лет.  Строили на века, но восстанавливать ее никто не собирается. Внутри давно нет перекрытий, зато отчетливо виден желоб, по которому лилась вода. Здание водолечебницы, построенное из белого камня, хорошо сохранилось и снаружи смотрится как новая. Внутри два бассейна и печь для подогрева воды целые, не поврежденные, но все стены расписаны туристами своими именами и различными рисунками.  Рядом со зданием водолечебницы гараж и котельная и красного кирпича Светской постройки. В зарослях, скрывается двухэтажное заброшенное здание, в котором размещались отдыхающие. Внутри все довольно скучно, исписанные стены и немного мусора. Окна по стилю больше подходили бы какому-нибудь замку Балконы все сохранились и можно выйти на свежий воздух:
Со стороны, обращенной к сторону горы сохранилась чугунная ц, но перила переделаны на неуклюжие, сваренные из полосного железа,  местами проржавейшая и развалившаяся.
Но вид с крыши остался великолепным как в прежние годы. Как хорошо бы здесь поставить столики и наслаждаться в тени открывающимся видом и каким-нибудь прохладительным напитком. Световые окна, которые пропускали в комнаты естественный свет, сейчас  больше похожи  на дыры в крыше, в которые можно упасть.
Единственное здание, которое сейчас находится в хорошем состоянии, это  двухэтажный  бывший администртивный корпус, в котором сейчас живет сторож, но он в гости не приглашает, поэтому неизвестно что осталось внутри:
Набережная  была и осталась одной из изюминок усадьбы, не знаю, даже в таком заброшенном виде она смотрится очень атмосферно. Прекрасно сохранились старинные фонари, Ккоторые на ночь видимо включают охранники. Отлитые из гипса вазы для цветов тоже сохранились, но в них давно уже не выращивают цветы. Дорожный белый камень на набережной превратился в серый. Елочки из деток превртились в огромные красивые ели с пониклыми ветвями.
Еще провлекает внимание  какой-то грот у подножия горы, ЭТО БЫВШИЙ ВХОд в  ПЕЩЕРУ ПОД Воронов каамень:
   Питомник хищных птиц был создан на территории заповедника «Галичья гора» Воронежского государственного университета только 1990 году. До эого шли  рабоы, строитество нового здания с лаборатории, вольеры. Целью его создания было восстановление популяции уничтоженного в средней полосе России сокола балобана. Совместными усилиями специалистов ВНИИ "Природа", Липецкого областного комитета охраны природы и была разработана программа "Восстановление балобана в ЦЧР России". Вскоре программа дала свои результаты и молодых балобанов, выращенных в питомнике, стали выпускать в природу.   
   
 Королевский орел – по-старинному могильник. Данное название  дано за черно-белую окраску. Никаких могил никогда не разрывал, в природе  питается сусликами и грачами.
Соколы - балобаны – широко были в свое время распространены  на Руси. Это жемчужины русской природы. Сегодня иногда встречаются  в  горах Алтая. К сожалению, в 20-ые годы прошлого столетия птица нещадно уничтожалась, считалось, что она ворует кур. Птиц перестреляли – лучше не стало.
Сокол-сапсан (черная шапочка, синяя спинка, полосатые штанишки)  – самое быстрое существо.  Пикирует  над  добычей, развивая скорость до 300 км/ч.
Вольерное разведение птицы имеет ряд особенностей. В природе встретились папа с мамой, отложили 5-6 яиц, 3-4 ребенка получили. В вольере  каждое яйцо у них отбирают и размещают в специальную лабораторию. Птенцов  выращивают отдельно от родителей. Часть отпускают на волю, а часть идет на  продажу и размножение. Выросших птиц, планируемых  жить на воле, вывозят далеко от питомника,  где обычно они быстро адаптируются и начинают ловить галок. В деревню не  залетают. Единственная птица, безобразничающая на деревенских  подворьях, - ястреб-тетеревятник (крупная птица с желтыми глазами). Ее не  разводят, их в природе и так предостаточно.
 Кроме крупных соколов, используемых в размножении, в питомнике содержится еще порядка 30 видов дневных хищных птиц и сов, служащих для демонстрационных целей во время экскурсий в музей живой природы. Многие птицы попали сюда ранеными и больными, некоторые были изъяты у браконьеров. Кроме экскурсий, во время которых гости могут познакомиться с многообразием мира пернатых хищников, в питомнике организуют и шоу хищных птиц. Обученные ловчие птицы демонстрируют красоту полета, специально подготовленные птицы участвуют в фотосессиях.
Хищников в питомнике кормят умершими цыплятами с ближайшей птицефабрики. В воскресенье у хищников разгрузочный день. Иногда и в понедельник вечером они еще есть не хотят. Филина, когда приручали к руке, три недели не ел. Часто дрессировщиков обвиняют, что птиц голодом морят, - ничего подобного! Птицы сами есть не хотят, т.к. в природе не всегда получается корм добыть.
Птицам зимой в питомнике не холодно. За все время существования ни одна птица от холода не погибла, а вот от жары очень страдают.  Хищные птицы практически не пьют. Вода нужна, чтобы искупаться и лапки помочить.
                Июнь 2021 года.