Горный лес

Вячеслав Дорошенко
У маленьких путешествий есть свое неповторимое очарование. На короткое время можно заглянуть в совершенно другой Мир, почувствовать себя кем-то ещё, помимо привычного ежедневного и поэтому немного надоевшего образа.
Путь из Таганрога в лесок, который уже давно меня манил, совсем неблизкий. Если хочется окунуться в маленькое приключение поглубже, стоит путешествовать на электричке. Конечно, на собственном авто значительно быстрее, но....
Как интересно смотреть в окно на то, как бетонные заборы и безликие многоэтажки сменяются буйной цветущей зеленью! Вот неторопливый Дон с вереницей медленно дрейфующих судов. Привет тебе, сверкающий солнечной рябью великан с песчаными берегами! Интересно, сколько  грибков таится в траве твоих заливных лугов? Помню, мой коллега Юрий Львович - заядлый рыбак хвалился: "А я не брожу по лугу в поисках синей ножки! Просто подхожу к переправе, бросаю спиннинги и ставлю рюкзак в высокую, почти по пояс траву. Где рюкзак ляжет - там и будет грибов столько, чтобы как раз  его заполнить". Вот хитрец, Царствие ему Небесное! Я сколько ни пытался на той же переправе повторить  его трюк - тщетно! Знал он маленький секрет, да не сказал... Вон, за окном, на залитом солнцем золотистом песке его коллеги - рыбачки расположились со своим скарбом. Плавно под стук колес уплывают от меня.
Они о рыбке мечтают, а я? О чем я мечтаю? Не знаю... Груздей хочу! Каких смогу найти. А вдруг рыжик? Да какой там, ведь и лес не тот совсем, и время не то, но вдруг чудо! Вон, на работе, под самым забором у всех на виду энтолома садовая "нюх потеряла" и под ясенем выросла! Так чем черт не шутит?
За окном пейзаж распахнулся широкой поймой Дона.
- Станция "Большой лог". Следующая остановка - платформа тысяча сто восемьдесят четвёртый километр! Осторожно, двери закрываются!
Интересно, если бы я здесь вышел, что  нашел бы на лугу? Вон позавчера кто-то в интернете хвастался огромным количеством прекрасных двуспоровых шампиньонов, собранных в районе Дугино - в такой же пойме Дона.
Стучат колеса,  громыхает сцепка. Вот приеду - сразу рвану на поляну с другой стороны леса, где мы с Олегом так часто встречали груздевых мумий. Тогда приходилось прорываться сквозь тонкие прутики подлеска между молодыми дубами. Ой сколько же грибов было! Как мы сокрушались, что не приехали дня на три раньше. Но сегодня я исправлю ошибку! Дожди были знатные, жары не было - весь расклад в мою пользу! Ждите меня, мои грузди! Я уже еду!
Мелькают полустаночки, медленно текут мысли - мечты в полудреме, будто в полёте на механической птице,  солнечные лучи скользят по ресницам...

Вышел я на площадке, где только одно станционное строение в густой кроне мощных ясеней и кленов да узенькая полоска платформы на берегу океана зелени. Как же мне прорваться сквозь траву по пояс, терновку и мощную  вязово-кленовую поросль?

Я побрел вдоль путей в обход стоящего в тупиковой ветке грузового состава. Надо сразу идти на лесную дорогу, чтобы меньше воевать с этой бурной растительностью. Тут уж выбирать не приходится, где она позволит, там и пройду!

Примерно через полкилометра наметилось некое подобие прохода сквозь заросли терновки. Мне туда! Пробираясь сквозь эти кушири, я вертел головой во все стороны и старательно вглядывался под ноги. Не зря! Метров через триста... Да! Кто бы мог подумать! Груздь! Старый - престарый, рассыпающийся в руках, но груздь! Значит рядом надо тщательно шарить в листве! Точно, здесь они, выстроились неровным рядочком. Много сухих и старых, но есть и очень молодые. Тут же мощные сине-зеленые сыроеги. Надо же, такой небольшой дубок, а сколько под ним грибов "пригрелось"!

Пошло дело! Один за другим отправлялись грибы в плотный пакет из под собачьего сухого корма. К слову, он оказался удобен тем, что ветки не смогли  ни прорвать прочный пластик, ни зацепиться за него сучками. И нести удобно, край подвернул - хватайся хоть во всю ладонь!
Устроив своей добыче фотосессию, я решил не задерживаться. Хоть до обратной электрички больше четырёх часов - времени мало, ведь надо ещё очень много пройти и успеть вернуться! Тайна этого местечка раскрыта. Вперёд, к новым загадкам!

Я выбрал стратегию поиска. Раз уж мне повезло в метрах трехстах от дороги, значит так и надо продолжать!
Не без труда удалось прорваться к основному лесному массиву. В нём высоченные дубы перемежаются вязом, кленом и осиной. С краю, как обычно, завалы сухостоя, а за ним почти нет подлеска. Несколько шагов чтобы войти,  и вот он - красавец груздь! Всем своим видом Владимира Ильича напоминает: "Верной дорогой идете, товарищи!".
В этой ситуации главное не увлечься.
Первым делом надо переключить телефон в экономичный режим. Раз уж я на месте по приметам соориентироваться не могу, значит навигатор в помощь, но ведь ещё надо будет фотографировать, делать звонки и на время поглядывать!
По началу дело шло бодренько. Было много дубов и мало подлеска. То и дело попадались грузди. Много было забавного грибочка - прости Господи гоенбугелии. Название мне Олег подсказал, благо ватсап в лесу брал хорошо. Я спросил его, можно ли эту "прости Господи" в рот совать, на что он посоветовал мне выбросить "каку".
Сколько же здесь было навозника! Влажная гниющая древесина, тягучий влажный воздух, отсутствие прямых солнечных лучей и ветра создали очень благоприятную среду для грибов.
Тут и мицены, и паутиннички, и плютейнички, разных панусов куча-куча,  даже какие-то мелкие рогатики. Точно - грибное чудо!
Чем глубже я уходил в лес, тем реже попадались грузди. Зато каких красавцев удалось найти! Волосатый млечник Мэра!  Когда Олег его определил и печатал мне название по ватсапу, промахнулся по кнопке и получился "водосатый" млечник. Сок на повреждениях скапливался каплями и застревал в ресничках. Точно, он "Водосатый" и есть!

Попался один фиолетовый млечник. Я сначала подумал, что это рядовка сорная, какая-то немного странная и не в том месте, поэтому не взял. Только дома на снимках Я увидел на пластинках капельки млечного сока.

Завалы стали встречаться все чаще и чаще. Подлесок стал гуще. Меньше дубов, больше вязов и кленов. Тропинка какая-то странная - проходит под упавшими стволами так, что с моим ростом не пройдешь! Кто же бродит тут? А вот разрыто возле корней... И здесь тоже... А вот тут лежка! И ещё одна! Что-то больно крупные они для зайца - не кабаньи ли? С трудом перелезая через очередной завал, весь в поту и комарах, я вспомнил незабвенную Алису :  "Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!...". После того, как очередная паутина размазалась по лицу, моя мысль оформилась окончательно: " Валим! На дорогу валим со всеми потрохами! К черту! ".
То, что я считал дорогой, оказалось большой лесосекой, разбуровленной мощными скользкими колеями колес КамАЗа. Идти хоть  и не очень удобно, но ни в какое сравнение с буреломом!
Довольно быстро я оказался у цели. Вот она - лужайка, а вон тот лесочек с груздями! Трава по пояс! Огромное количество аморфы. Все совсем не так, как я ожидал! Мощный подлесок из кустов вяза, клёна, аморфы и колючего боярышника. Дубов почти нет. Из грибов - только одна семейка сыроежек и все! Вот тебе и ожидания груздей в груздевом месте после дождей! 

Что-то громыхнуло к юго-востоку от меня. Как быстро доходит мысль, прошедшая посредством попочувствительного элемента! Попасть под ливень посреди непроходимого байрачного леса - кошмар грибника! А ведь потом ещё по грунтовке грязь месить, как тогда, в Золотых горках! Честно говоря, я не ожидал от себя такой прыти!

Выбравшись на луг, я поднял голову и ужаснулся гряде свинцовых туч. Соориентировавшись по карте, я двинулся по дороге, ведущей в посёлок вдоль дубового леса. Громыхающие сзади слева тучи пугали, но соблазн проверить лесок оказался сильнее. В конце-концов, если дождь накроет - добегу по прямой до посёлка, и в магазин.
Однако в леске на один найденный груздь пришлось всего лишь несколько поплавков, пяток бедных поганок и масса всякой мелочевки. Фотокамера в моем телефоне работала как Анка-пулеметчица против белогвардейцев.
Вскоре и здесь надоело пробираться сквозь бурелом. Я вышел на дорогу и побрел. Где-то через полчаса я уже был в поселковом в магазине, а ещё через полчаса  - на станции.

Килограмм пять-шесть грибов, куча интересных снимков, приятные воспоминания и полсотни клещей в самых "интересных" местах - вот итог поездки. Ещё не успев вернутся домой, я уже захотел обратно в лес. Ведь там ещё столько непройденных мною мест: и сосняки со старыми и с молодыми соснами, и большая часть леса, в которую я даже не заглянул! Я вернусь! Я обязательно туда вернусь! Ждите меня, мои грибы!