Отзыв на сборник стихов

Пётр Родин
«По Ветлуге мы все родные»

Воскресенское и его окрестности собрали вокруг себя на удивление много литературных имён. Начнём с великого инженера и блестящего мемуариста Андрея Дельвига, с Николая Толстого — представителя прославленной в русской культуре семьи, с Павла Мельникова-Печерского и Владимира Короленко — русскую литературу невозможно представить себе без эпопеи «В лесах» и очерков «Река играет», «В пустынных местах», а в них — Светлояр, Ветлуга. И дальше: Николай Оглоблин, Михаил Пришвин, Валентин Костылёв, Юрий Адрианов — в их творчестве мы найдём яркие образы жителей воскресенской земли, мотивы здешних легенд, картины природы.

В этом ряду блестящих литературных имён не затерялся наш современник поэт Пётр Родин. В отличие от других писателей, открывавших для нас этот край, он не просто его любит и знает — он здесь живёт больше четырёх десятилетий. И отдал много сил — сколько может один человек — воскресенскому краю, его хозяйственному и культурному развитию. А его поэтический голос, пожалуй, самый чистый и выразительный во всём Поветлужье.

 Многие жители района знают его. Но — и обратное. Общение с Петром Александровичем убеждает в том, что он сам тоже знает в своём район лично сотни и тысячи людей. Знает, где и чем они живут, чем заняты, что их волнует. Он множество раз за долгие годы решал их проблемы. Или, к своему огорчению, не решал, когда всё оказывалось слишком сложным. Он уважает этих людей. С глубоким пониманием относится к их слабостям: почитайте его стихи, и поймёте, что это именно так.


Он родился 7 ноября 1950 года на юге тогда ещё Горьковской области — в деревне Фатьянково недалеко от Перевоза. После факультета Горьковского пединститута получил распределение в Воскресенский район, в посёлок лесозаготовителей Северный директором школы с часами по биологии и химии. Уже в зрелом возрасте закончил ещё и сельхозинститут.

 Молодого человека с реки Пьяны, волею судеб оказавшегося на воскресенской земле, здесь оценили. Пётр Александрович был и первым секретарём райкома комсомола, и председателем колхоза имени Большакова», работал в райкоме партии, возглавлял муниципальный центр социальной поддержки населения, управление пенсионного фонда по району. В 2010 году был избран главой местного самоуправления района. И везде, всегда за эти четыре с лишним десятилетия был и остаётся настоящим сельским интеллигентом, человеком, к которому любой может подойти и обсудить свои проблемы, рассчитывая на его участие, который никого не обидит зря, а если, как ему покажется, скажет что-то не то, будет этим мучиться и обязательно найдёт выход из такой ситуации.

А жизнь в эти десятилетия оказалась на удивление противоречивой, ломалась. Ни школы, ни райкома, ни колхозов, которым отдавал свои силы Пётр Родин, больше не существует. Нет на воскресенской земле десятков деревень, хозяйств, где работали люди, всё меньше становится в районе жителей, не ходят суда по Ветлуге.

Но память хранит устои той жизни, которую принято было считать правильной, честной. Хранит образы о дорогих нам людях, с которыми мы привыкли сверять свои поступки и представления о добре и справедливости. Фальшивить, изменять себе нам не даёт сама природа, может, и не всегда ласковая, но главное — родная.

Именно это стало стержнем поэзии Петра Родина.

Плеск воды Ветлуги, шум леса, голоса птиц становятся камертонами. И мелодия стихов словно попадает в заданную тональность. Прозрачность весны и ход льдин, осенний лес, который «полощут листопадные дожди», и снежные склоны, где скользят на закате космически длинные синие тени одинокого человека на лыжах, — за этими картинами встают понятные для каждого размышления: что значу я на фоне этого живого, свежего, увядающего и возрождающегося мира, «Перед великим таинством покоя / И перед вечной правдой тишины»?

Вот память о родительском доме, крестьянском, очень небогатом. Но с какой щедростью наделяет он добротой — кажется, этого хватит на всю жизнь. «Баюшки», которые звучали над детской колыбелью, потом возвращаются спустя многие десятилетия человеку, прожившему долгую жизнь, слышатся ему в поздний вечерний час, наполняют его существование теплом и смыслом.

Это и память об отце. Она в поэзии Петра Родина, родившегося через пять лет после того, как кончилась война, переплавляется в память о ней. Очень личную. Признаемся себе: о войне сейчас говорят очень много, и на этой волне несложно услышать «заказные речи» (о них жёстко пишет в одном из стихотворений Пётр Родин), увидеть щедро профинансированные второсортные фильмы и иные зрелища, пресловутые никому не нужные «социальные проекты», которые умело эксплуатируют тему. Власть, которой нужно укорениться, произносит патриотические заклинания… Война для Петра Родина — это память о горе бабушки: она провожает на фронт самых близких людей, они вернутся, но об этом знаем сегодня мы, а не она в минуты прощания на маленькой станции. Это убитая во время обстрела «героиня той войны» лошадь Галка, на которой дед подвозил к передовой снаряды. Это сохранённые дома письма отца с фронта. А ещё это «каменный солдат», который сошёл с пьедестала и идёт по посёлку, видя нищету разруху, мусор, ругающихся обывателей и дальше — мёртвые деревни: «Ну, разве мы за это воевали?»

Куда мы движемся? Что делать?.. «В храмы не вхож. С образами / Я объясняться боюсь», — признаётся герой этой поэзии — человек, выросший в советской традиции. Но в его стихах звучит голос Бога. Звучит голос совести. Остро ощущаешь чувство долга — перед памятью родителей, перед земляками, перед народом. И это неважно, что многие и многие, приглядевшись к сегодняшней окружающей жизни, решили предать это чувство, посчитали за благо, чтобы их совесть помалкивала.

Лирический герой поэзии Петра Родина — закрытый по натуре своей человек, не склонный держать душу нараспашку. Но надо прислушиваться к его интонациям. И тогда становится ясно, что даже там, где перед читателями стихов проходят истории вроде бы никчемных людей, не умирает вера в лучшее: в просветление, в то, хотя бы, что бессмыслица, несуразность чьей-то жизни не просто пройдут — они остановят кого-то другого, отвратят, заставят задуматься о себе и смысле происходящего.

Этот герой поэзии — настоящий русский человек с его добродетелями: с его добротой и бессеребренничеством, с его ответственностью за всё происходящее вокруг, с его рефлексией и хлебосольством. Он чувствует полутона прекрасного мира, который его окружает, но говорит о них скупо — так положено в России. Он, как ни странно, очень весел, но просто сегодня на сердце его легла печаль.

Стихи Петра Родина знают и, вероятно, именно за это любят земляки.

Не будем предаваться иллюзии и думать, что поэзия непременно делает людей лучше. Но читатели этих стихов, совершенно точно, порадуются, почувствовав: поэт ясно и понятно сумел сказать именно то, что смутно ощущала их душа. И заставил задуматься о своей жизни. А ведь именно с этого начинает путь людей к доброму и прекрасному.


Николай Морохин, доктор филологических наук