Мариенбургский Покровский храм

Вера Дейниченко
       ПОД ПОКРОВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

  На тихой узкой улочке Мариенбурга - старинного района Гатчины стоит этот боголепный Покровский храм.Второе столетие охраняет его Покров Пресвятой Богородицы. Купола голубого цвета символизируют чистоту и непорочность Девы Марии и венчают дом Господень.
  Пять куполов-символ Иисуса Христа и четырёх евангелистов Иоанна,Марка,Луки и Матфея воплощают молитвенные стремления к небесам. Форма куполов в форме луковок напоминает пламя свечи,несущее свет учения Христа. Ещё  две главки завершают звонницу над главным  входом в храм.
   С древних времён храм почитается особым зданием,которое посвящено Богу и служению во славу Его. В бытовой речи храм называют церковью,что значит Удел Господа.
   Мариенбургский храм,построенный в 1888 году для егерей,обслуживающих царскую охоту,многое перенёс в коловерти истории. Были в его судьбе и годы расцвета, и годы поругания,забвения,осквернения. Но выстоял он в революциях,гонениях и войнах с людьми,оставшимися верными Богу.  И под Покровом Пресвятой Богородицы здесь живёт и царствует ныне и вечно Её Сын - Господь наш Иисус Христос,не переставая оделять милостями рабов своих.

   
               ГАТЧИНА - СТОЛИЦА ИМПЕРАТОРСКОЙ ОХОТЫ 


  Гатчину называли "родовым гнездом династии Романовых", а  постоянной царской  резиденцией  она стала со времён цесаревича Павла.  Именно он создал в пригороде Мариенбургскую слободу,названную в честь своей супруги великой княжны Марии Фёдоровны.
   Став императором,Павел Первый даровал Гатчинской мызе-обширному  поместью с прилегающими к ней деревнями городские права и утвердил герб Гатчины.

  Новому царю хотелось сделать   Гатчину образцовым городом Российской империи.По его воле и под пристальным наблюдением  перестраивался быт  обитателей: прокладывались улицы,возводились общественные здания,появлялись мануфактуры и фабрики. На Чёрном озере был возведён Приоратский дворец.
   Благоустраивался и перестраивался Гатчинский дворец, а прилегающая к нему    в едином художественном стиле  территория стала первым пейзажным парком России.
 В глубине парка Павел Первый повелел основать обитель для богомольцев Харалампиев монастырь-в память его убиенного отца Государя Петра Третьего и мученика Харалампия, в день которого родился  царь Пётр.К сожалению,монастырь остался недостроенным.   
  Благочестивая царская семья  все торжества тезоименитства и православные  праздники  отмечала  в Дворцовой церкви Святой  Живоначальной Троицы.
   
   При старшем сыне Павла- Александре Первом Благословенном  Мариенбург обрёл статус пригородного предместья и дачного посёлка. Здесь обосновались многочисленные служащие придворного штата царского Двора. Среди обывателей было немало отставных военных низших чинов,а также местных рабочих.
  У Александра Первого не было наследников, он тяготился державной властью, испытывая вину за невольное содействие в заговоре против отца и тяжело переживал его убийство.  Много времени Александр Павлович проводил вдали от Двора  в разных походах. Пушкин сочинил такую эпитафию на царскую кончину  "Всю жизнь провёл в дороге,простыл и умер в Таганроге".
   По завещанию Государь передал престол брату Николаю Павловичу и тот  правил государством 13 лет,пытаясь сохранить для потомков павловскую эпоху в комплексах музейного характера. Сюда по его велению стали поступать шедевры искусства, пополняя великолепные  дворцовые  коллекции.
  Николай Первый перестроил  домовую церковь Гатчинского дворца, на богослужениях  сам пел на клиросе и приобщал к этому своих детей. В 1851 году Государь открыл памятник своему отцу Павлу Первому,а через год -главный городской храм-собор святого апостола Павла и в память отца-императора.
   Сын Николая Первого, Александр Второй Освободитель,с его широкомасштабными реформами сделал многое для развития городского самоуправления и народного образования. И он же  пожелал  перенести в 1857 году центр придворной охоты из Петергофа в Гатчину,где организовалась Егерская слобода.
   Архитектор Дворцового ведомства на отведённом участке спланировал комплекс из 60 построек. За три года на южном берегу реки  Пильни - Колпанки возникло сложное и разветвлённое хозяйство: управление охоты,канцелярия,школа,жилые дома для егерей,кузница, казарма для холостых егерей,водокачка, пекарня,баня,кухня,лазарет  для больных собак,конюшня,оранжерея,фазанник.
    Главная улица слободы была вымощена булыжником,между домами насажена живая изгородь и в каждом дворе посажено по сосне,считавшейся признаком долголетия, а через речку перекинут каменный мост.
    В лесном массиве "Зверинец"  выстроили особые  помещения для зайцев,лис,волков и проложили тропинки для охотников. Вдоль дорог высадили  липы,кусты сирени,разбили  цветочные клумбы. Со всех сторон  территорию Егерской слободы обнесли проволочным забором,чтобы не допустить сюда посторонних лиц и не дать волю многочисленным охотничьим собакам.
    Служба в придворной охоте приравнивалась к службе военной и чины егерской команды были лишены права покидать её по собственному желанию.Служители Егермейрского ведомства в парадных ливреях частенько "командировались" к Высочайшему двору" для прислуживания в торжественные дни.
  До возникновения Егерской слободы в Гатчине жили около 9 тысяч человек-четверть из них составляли военные.Фабрик и  заводов в городе  не было, торговля не процветала и активная жизнь, в основном,была связана с летней императорской резиденцией  и довольно крупным гарнизоном.
    Для Александра Второго, как и для его царственных предков,   охота была особым миром со своими традициями,атрибутикой,этикой и эстетикой.  Он любил охоту на оленей, лисиц,зайцев и особенно на крупную дичь- медведей,лосей,зубров. При нём "охотничьи забавы" вошли в моду и для Высочайшего двора. Царь самолично устанавливал законы и правила в этих увлекательных состязаниях и азартных охотничьих играх. 
    Но к Гатчине особого интереса у Александра Второго не было: он приезжал  сюда лишь на кратковременный отдых на природе  и вместе с ним в императорской охоте принимали участие великие князья,генералы, высокие иностранные гости,представители дипломатического корпуса.
    После злодейского убийства  Государя в Санкт-Петербурге, Гатчина стала основным местом проживания его наследника-Александра Третьего и его даже прозвали местным "затворником". Здесь,в отличие от Царского Села, было проще обеспечить безопасность самодержца и его семьи.Связь со столицей он поддерживал через телефон и телеграф. 
 Александр Александрович упрочил славу Гатчины как охотничьей столицы и за годы своего правления преобразовал маленький дачный городок в цветущую
 императорскую резиденцию,восхищавшую высокородных гостей из стран Европы.  А за поддержание европейского мира Александра Третьего удостоили звания Миротворец.
   Державный правитель слыл страстным коллекционером и превратил Гатчинский Дворец в "пригородный Эрмитаж"с бесценными сокровищами искусства.
   Он был, по свидетельству современников, истинно верующим человеком и в каждый час своей жизни во всём полагался на мудрость воли Божией.
    Царская семья молилась в Гатчинской дворцовой церкви,где  справлялись все православные праздники.
   Несмотря на слияние Мариенбурга и Егерской слободы,оба пункта  имели разное административное подчинение:первый-городу,второй-придворному ведомству.По этой причине жители ходили  в разные храмы: мариенбуржцы -в возведённый при Николае Первом Павловский собор,егери -в церковь Гатчинского дворца.

 
                МАРИЕНБУРГСКАЯ  ЖЕМЧУЖИНА КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ   

   Александр Третий много сил и средств вложил  в  построение российских новых епархий,монастырей и храмов.Он тонко понимал своеобразную красоту старинной русской архитектуры и требовал на собственное рассмотрение проекты церквей и церковных сооружений.Верно подмечал то,что могло нарушить их внешнюю и внутреннюю гармонию.Считал,что церковная живопись не может ориентироваться на западную,а должна следовать византийской традиции.
   Для императорских егерей и придворных служб Государь решил выстроить отдельную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сам указал место в центре Егерской слободы,чтобы её жители были под покровительством Царицы Небесной.
    Эскиз проекта храма представил Государю известный петербургский зодчий,академик архитектуры Давид Иванович Гримм-один из создателей русского стиля. А строительство было поручено опытному практику Ивану Александровичу Стефаницу-профессору архитектуры Императорской Академии художеств.
    Торжественная закладка  храма состоялась в 1886 году и первый кирпич в фундамент вложил сам Император.А гнездо-закладка было накрыто металлической вызолоченною доскою с надписью " Во имя  Отца и Сына и Святого Духа.Основася сия церковь в честь и память Покрова Пресвятыя Богородицы,при державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего,Великого Государя Императора Александра Третьего Александровича, при святительстве Преосвященейшего митрополита Исидора,в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1886-е, месяца мая в 25-й день".
  На этом знаменательном событии присутствовали вся венценосная семья,свита,егеря императорской охоты в парадных мундирах,рабочие и множество народа.
   За короткое время храм был вчерне возведён под крышу.В строительстве использовался камень из Черницких карьеров и от разрушенного молнией Гатчинского обелиска "Коннетабль".
   К возведению храма привлекались известные петербургские фирмы,заводы, товарищества и мастера.Работы по царскому заказу велись под строгим контролем. В механической лаборатории Института инженерных путей сообщения испытывалась прочность кирпича различных заводов. В петербургской мастерской К.О.Гвиди из местного черницкого камня создавались резные декоративные элементы: колонки с дыньками и килевидные наличники на окнах.
 Столичный завод Ф.Сан-Галли поставил каркасы для куполов,чугунные колонны для интерьера и семь вызолоченных  крестов.
    Семь колоколов для звонницы отлил Мариенбургский меднолитейный завод А.С.Лаврова,который пользовался в своём деле хорошей репутацией. Для шатра  на гончарном заводе Курочкина,что на Обводном канале,заказали лёгкий полый кирпич.
  Пол в храме настелили мозаичный - из бетонных плит с введённой в раствор разноцветной каменной крошкой  производства В.В.Гюртлера.
  Четыре голландские печи покрыли изразцами гончарного заведения М.В.Харламова. Для сохранности все наружные  детали из черницкой плиты  оштукатурили,а стены покрасили. Крышу крыл цинковым железом кровельщик Г.К.Березин,столяры из мастерской Н.Г.Григорьева делали рамы,стекольщики вставляли в них стёкла, шлифованные до зеркальности  на заводе М.Эрленбаха с Васильевского  острова.
   Внутреннее убранство храма и его художественное оформление тоже творилось лучшими живописцами и мастерами.Резной трёхъярусный иконостас под  "старый дуб"с позолотой в русском стиле,а также киоты и клиросную балюстраду изготовили и установили в храме рабочие мебельно-столярной фабрики Е.Шрадера. Наружные иконы писал недавний выпускник Академии художеств Исидор Абрамович Пасс.
   Образа на иконостас взялся написать известный подрядчик и мастер из Палеха Николай Михайлович Сафонов. На цинке масляными красками по золотому фону он написал 24 иконы в строгановском стиле и лично установил их в иконостас.
    Святые на образах-Георгий Победоносец,Николай Чудотворец,блаженная Ксения,св.благ.княгиня Ольга,равноап. князь Владимир и благ.князь Михаил были выбраны не случайно.Они тезоимениты членам Императорской фамилии:Николай,Георгий,Михаил,Ксения и Ольга -дети Государя,а великий князь Владимир -его брат. Кроме этих образов Н.М.Сафонов написал ещё два для  киотов: св.благ.кн.Александра Невского и прп.Марии Магдалины, а также запрестольный образ"Моление о чаше".
   Над иконостасом  живописец П.Фишер изобразил Покров Пресвятой Богородицы,заполнив остальные своды и стены "византийским"орнаментом.
    Для ризницы храма в магазине фабрики В.Е.Сытова и мастерской В.А.Мясоедова была куплена дорогая утварь из золочёного серебра и бронзы,а из Гатчинского Дворца доставили подарок императора-бронзовое паникадило в 36 свечей.
    Так Покровский храм по своим художественным достоинствам превратился в жемчужину культовой архитектуры.Его компактное по объёму и изящное по силуэту здание удачно вписалось  в планировку Егерской слободы.Радовал глаз декор фасадов с элементами древнерусского зодчества. Александр Третий,сам оплативший строительство, назвал это сооружение "премилой и симпатичной церковью".По его велению она была включена в число церквей,подчинённых заведующему придворным духовенством.
   Когда храм был почти готов,Государь посчитал помещение тесным и приказал увеличить площадь,выделив на это необходимые средства.Здание в срочном порядке перестроили:расширили боковые части церкви, в алтарной стене переместили боковые проходы.
   Стали готовиться к освящению храма и к намеченному  сроку проложили дорогу,а территорию обнесли железной оградой.Но до этого торжества царской семье пришлось пережить страшную катастрофу.
  После длительного путешествия в октябре 1888 года Государь с домочадцами возвращались из Крыма домой.Царский поезд следовал по Курско-Харьковской Азовской железной дороге и недалеко от станции Борки сошли с рельсов паровоз и четыре вагона.Погибли десятки людей,многие были ранены.Царский вагон от крушения разбило в щепки,но 26 пассажиров императорской фамилии остались живы. Неповреждённым оказался и образ Спаса Нерукотворного.
    Государь назвал этот день страшным,печальным и радостным. Он писал брату "Христос желал доказать всей России,что Он творит ещё чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и Его великую милость".
     В конце октября Государю был преподнесён список с образа Божией Матери "Взыскание погибших". Надпись гласила,что икона "сооружена"усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Самарской губернии - игуменьи Анатолии с сёстрами в память чудесного избавления Императора Александра Третьего и его семьи "от опасности при крушении поезда" близ станции Борки.
   Эта икона с древности почитается как последнее прибежище и последняя надежда потерянных людей,кто праведным судом Божиим достойны осуждения,а Божия Матерь своим державным Покровом сохраняет их на покаяние. 
  Икону царь передал в новый храм и с той поры она называется Мариенбургской.   
     20 ноября 1888 года протопресвитер и царский духовник Иоанн Янышев соборно с придворным гатчинским духовенством совершил обряд освящения храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.На торжестве присутствовали вся царская семья,в том числе и наследник цесаревич Николай-будущий царственный мученик,а также высшие придворные и военные чины,строители и полный состав Егерской слободы во главе с начальником императорской охоты егермейстером князем Барятинским.
    Оруженосец царя Бабурин, в память об избавлении венценосной семьи во время крушения поезда, преподнёс  от депутации егерей Александру Третьему  и его супруге Марии Фёдоровне икону Христа Спасителя в дивной серебряной золочёной ризе.
     После освящения храма в нём была совершена первая Божественная литургия,где пел хор егерей.
   Настоятелем нового храма стал протоиерей Николай Григорьевич Кедринский, дьяконом Василий Андреевич Левитский-оба переведённые  из Гатчинской дворцовой церкви.

                ВО СЛАВУ ГОСПОДА СЛУЖЕНИЕ   

       Отец Василий Левитский стал настоятелем Покровского храма  в 1896 году и прослужил здесь почти два десятилетия - до 1914 года. Он оставил о себе память как о  высокой жизни пастыре.Прихожан  покоряла его доброта,беззаветные труды во благо людей,благоговейное отношение к церковным святыням, а ответом на хулу и злобу была   лишь молитва за обидчиков.
 В этом отец Василий походил  на своего друга и наставника- великого молитвенника Иоанна Кронштадтского,который часто  гостил в семье Левитских, и крестил всех их детей. Бывало в престольный праздник Иоанн Кронштадтский служил в Мариенбургском храме вместе с отцом Василием  и эти дни были незабываемы для прихожан.
   Службу в церкви  о.Василий Левитский  успешно совмещал с благотворительной деятельностью,работая   в Гатчинском отделении Братства во имя Пресвятой Богородицы, в  Мариенбургском  отделении  приюта  для приходящих детей и преподавая Закон Божий.
     После  кончины Императора Александра Третьего   "премилая церковь"осталась без державного внимания.Николай Второй,взошедший на трон в 1894 году,в Гатчине не жил и бывал здесь  редко.
  Но память о прежнем Государе и его милостях сохранялась в Егерской слободе бережно. В 1889 году из молельной егерей были перенесены в Покровский храм иконы  Боголюбской Божией Матери,Христа Спасителя,Покрова Пресвятой Богородицы,Всех святых,Архистратига Михаила,св.Александра Невского,Казанской и Феодоровской Божией Матери.
    При отце Василии Левитском  служащие охоты заказали в Афонском монастыре копию   иконы Иверской Божией Матери,которая после освящения была через Одессу привезена в Гатчину  и с крестным ходом торжественно перенесена  в Мариенбургский храм. Святыню в киоте из морёного дуба поставили у левого клироса в простенке меж окон.
  В 1906 году отец Василий собрав пожертвования,украсил престол мраморной одеждой  по образцу  столичных храмов. 
 Первый самостоятельный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Василий Левитский  был награждён за свои труды  серебряным и золотым наперсными крестами,а в 1912 году получил сан протоиерея. Батюшка упокоился в Мариенбурге и похоронен на кладбище в церковной ограде.
     Новым настоятелем Егерской церкви в 1914 году стал протоиерей Иоанн Алексеевич Орлов -бывший священник исправительной тюрьмы Морского ведомства в Петербурге. При нём в храм поступила  икона мученика Трифона Сокольника-покровителя охотников,написанная на кипарисовой доске с золочёным чеканным фоном и освящённая в Трифоновском храме в Москве. 
   Прислал её в Мариенбург жертвователь Н.Н.Кузьмин-управляющий удельным имением Симбирской губернии. Однажды он побывал в Егерской церкви и удивился,что здесь нет образа покровителя охотников,чья память чтится 1 февраля. Решил  заказать икону на свои средства  и выслал  подарок с пояснением, что изображение святого Трифона с птицей восходит к русской традиции. Согласно преданию,при  Иоанне Грозном на охоте улетел любимый царём кречет.Его долго искал "государев сокольник" Трифон Патрикеев.
  Измучившись,он горячо помолился своему небесному заступнику и уснул. Во сне охотнику явился  святой Трифон на белом коне и с царской птицей. Проснувшись,сокольник действительно увидел неподалёку на сосне пропавшего кречета.

                И ХРАМ ПОРУГАННЫЙ ЕСТЬ ХРАМ

    Революция 1917 года свергла не только царя,но и попыталась растоптать веру народа в Бога.Строители нового  "царства свободы,равенства,братства" скидывали с куполов кресты,грабили и оскверняли храмы. Советская власть преследовала священнослужителей и их семьи. Сотни тысяч ложно обвинённых,но не отказавшихся от сана,были расстреляны.Тысячи тысяч пережили пытки в тюремных застенках и ужас лагерей-их после ссылок лишали гражданских прав .
 
   В Гатчину скоро дошла весть от отречении от престола императора Николая Второго. А потом новые правители именем революции казнили его, расстреляв вместе с семьёй в Екатеринбурге. Казалось,мир рухнул... Царский Санкт-Петербург переименовали  в революционный Петроград и надо было смириться с этим.
    В храмах какое-то время ещё шли службы,но преследование за веру развернулось уже в полную силу. В 1922 году был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин,духовно повлиявший на судьбы многих своих чад. Владыко годом ранее рукоположил в сан диакона,а затем в пресвитера молодого Петра Белавского и благословил на монашество Лидию Лелянову,постриженную с именем Мария. Она,с юности изувеченная неизлечимой болезнью,долгие годы прожила в Гатчине в доме своего брата и обрела широкую популярность как ясновидящая и прорицательница.
   Здесь под  руководством протоиерея Иоанна Смолина организовался кружок почитания больной недвижимой Марии.В безбожное развращённое время сюда за духовными советами стекались люди разного возраста и положения.
  Прикованная болезнью к постели матушка Мария на судьбу не роптала,у неё был редкий дар утешения от душевной тоски,уныния,печали и скорби.Священнослужители,входившие в её окружение, так же несли исповеднический и мученический подвиг.
  После смерти её духовника Иоанна Смолина,Марию стал еженедельно исповедовать и причащать молодой батюшка Пётр Белавский-настоятель церкви в Тайцах. Служил он здесь "нелегально"вплоть до своего ареста. В 1929 году чекисты схватили  в Тайцах отца Петра вместе с архиепископом Димитрием Любимовым и отправили в лагерь на Соловки.Здесь, в древней святыне- Соловецком монастыре, гонители веры организовали Соловецкий лагерь особого назначения,именуемый в просторечии СЛОН.
    Мария писала своему духовнику в ссылку письма,называя его "возлюбленным,дорогим отцом", и призывая крепиться духом.
 А о. Пётр даже в лагере чудом сумел сохранить подарок Марии-складень с изображением Спасителя,Георгия Победоносца и Пресвятой Богородицы.
   В 1932 году советские  органы ОГПУ провели по всей России акцию " по изъятию монахов и монашек". Арестовали в Гатчине и Марию вместе с её младшей сестрой Юлией,предъявив обвинение за участии в "нелегальных сборищах,где  вместе с местным населением читается Евангелие и в беседах на религиозные темы ведётся антисоветская пропаганда.
  Парализованную страдалицу осудили на три года ссылки по 58 статье,но скончалась Мария в Гатчинской больнице дома предварительного заключения. Болезную подвергли мучительной операции,подрезав ей сухожилия.
  Представители новой власти не обходили без хулы и Мариенбургский Покровский храм. Врывались  во время богослужений,оскорбляли  пастыря отца Алексия Ливанского и паству, на улицах  запугивали прихожан "карающей рукой революции". Верующие только шёпотом делились друг с другом убеждением,что "Без царя и Бога-только в ад дорога". А в 1918 году сотрудники ЧК арестовали настоятеля Алексея Никитича Ливанского и все мариенбуржцы горевали о нём.
   Новым настоятелем храма стал священник Иоанн Иоаннович Гриднев. При нём постановлением ВЦИК от 2 марта 1933 года Мариенбургский храм закрыли,а позже о.Иоанна расстреляли.
  Здание передали военному аэродрому под склад авиационных бомб. Внутреннюю храмовую роспись беспощадно сдирали и замазывали,роскошное убранство и утварь разграбили.Прилегающую к храму  территорию огородили и стали хоронить там умерших лётчиков.
   Но истинно верующие прихожане,даже под страхом ареста,тайно пытались сохранить хотя бы часть икон,пряча их ночами на чердаках,в сараях,в подвалах. С тоской глядели на поруганный храм,превращённый в склад, и украдкой совершали крестное знамение.
Казалось,навсегда замолкли церковные колокола и уж не соберут своим звоном никого на общую молитву.
    А в июне 1941 года пришла новая страшная всенародная беда-началась Великая Отечественная война.
    В сентябре Гатчина,переименованная ещё в 30-е годы советской властью  в Красногвардейск,оказалась на оккупированной немецкими захватчиками территории. Фашисты решили уничтожить город Петра,  названный Ленинградом, а в кольце блокады оказалась и Гатчина.Здесь основали базу командования противника, с которой шло  снабжение войск 18-й армии вермахта.
   С военного аэродрома элитная эскадра Люфтваффе посылала истребителей,сопровождающих тяжёлые бомбардировщики,идущие  на Ленинград.
   В Гатчине фашистские оккупанты организовали огромный концлагерь "Дулаг-154", из разных отделений которого людей отправляли на работу в Германию или в смертники. Узниками лагеря стали не только военнопленные и местные жители:сюда сгоняли мужчин,женщин,детей с оккупированных Петергофа,Павловска,Красного Села и других населённых пунктов.Принудительный труд для населения,репрессии,массовые расстрелы вселяли в души людей ужас. Но многих  всё же согревала  надежда,что Господь не оставит их в этих страшных испытаниях.
  В Гатчинском Дворце с его домовой церковью,разграбленном и осквернённом, оккупанты устроили общежитие  для немецких лётчиков с увеселительным заведением.А в 1942 году  переименовали Красногвардейск в Линдеманнштадт. Но  для местных жителей город остался прежней милой Гатчиной, в которой не угасла вера в Бога и Пресвятую Матерь Его.
  По ходатайству жителей района немецкие власти "милостиво"разрешали проводить службы в некоторых храмах и в 1942 году  мариенбуржцы дождались своего  часа:Егерская церковь вновь распахнула двери для верующих.В ней соорудили временный фанерный иконостас, а иконы и церковную утварь из разных мест собрали прихожане. Первые богослужения  "за страну родную,за бойцов Красной Армии и дарование скорой победы над гитлеровцами" совершил протоиерей Иоанн Андреевич Пиркин. И он же посоветовал прихожанам самим найти ему -престарелому и больному
 замену.
   Мариенбуржцы упросили служить у них  репрессированного  священника Василия Николаевича Апраксина,которого нашли в Пушкине работающим  после  лагеря на гражданской должности. При нём было крещено немало молодых людей. А в 1944 году уже в освобождённой Гатчине о.Василия вновь арестовали и осудили на 10 лет лагерей за служение при немцах.
    Прихожанам Покровского храма пришлось искать нового пастыря.Им стал протоиерей Николай Сергеевич Телятников,служивший после революции в храмах Царского Села. Ему тоже довелось испытать арест и высылку за 100 км от Ленинграда и тяжкий труд на лесопункте.
  В Егерской церкви о.Николай прослужил до 1947 года. Вместе с прихожанами встретил долгожданную Победу над фашистами,благословлял на мирную жизнь вернувшихся с войны бойцов,утешая своих духовных чад в скорбях и радуясь с ними их радостями.
   В последующие годы в Мариенбургском храме служили протоиереи Вячеслав Флавианович Веригин,Иоанн Иванович Андреев,Анатолий Владимирович Каменев. 
    Отец Анатолий немало сил вложил в благоустройство Покровской церкви: при нём здесь был проведён капитальный ремонт,фанерный иконостас заменён на новый-переданный из храма Ленинградской Духовной семинарии. 14 января 1952 года благочинный Пригородного округа вновь торжественно освятил Мариенбургскую церковь и  прихожан окрылила надежда,что двери её будут открыты для поколений и грядущего века.
 
                ВОЗВРАЩЕНИЕ К СВЯТЫМ ИСТОКАМ 

   В 1953 году в Покровским храм вновь назначили настоятелем Иоанна Ивановича Андреева.При нём вернулась Мариенбургская икона Божией Матери "Взыскание погибших".Святыню принесли в храм две местные женщины.Они переходили речку Колпанку по мосту и обратили внимание на одну из досок настила: она была широкая,цельная,со шпонками.Доску сняли,а под слоем пыли и грязи оказался светлый лик Богородицы. И опять люди,сознающие свою погибель от тяжести грехов стали молиться Царице Небесной, чтобы сохранила и обратила их на покаяние.
  Потом кто-то из прихожан принёс батюшке Иоанну образ Николая Угодника,похоже чудом уцелевший от пожара. Икона была совершенно тёмная,как бы в копоти и в храме уже со временем стала просветляться молитвами верующих.
   А с весны 1955 года настоятелем Мариенбургского храма назначили протоиерея Петра Белавского.Ему выпала милость Господня прослужить здесь под Покровом пресвятой Богородицы более двух десятилетий.
               
  Все,кто общался с  Петром Белавским,называли его светлый батюшка.Он с молодости много претерпел за веру и другим душевно сочувствовал в страданиях и несчастиях.Прошёл такой крестный путь,на котором трудно было остаться в живых.Дважды был арестован: в 1929 году в Тайцах,в 1938 -в Новгороде и отбывал незаслуженное наказание на Соловках,Беломорканале,в Новгородской тюрьме.
  Матушка Ксения Васильевна,как лишенка, с малолетними дочерьми Асей и Шурочкой скиталась по чужим углам и добрые люди не дали им умереть с голоду. Хотя 30-е репрессивные годы были наполнены страхом,безмерными страданиями,арестами,доносами, но всё же оставались в людях  взаимная поддержка,доброта и мужество в служении гонимым.
  Семье Белавских удалось воссоединиться лишь в 1941 году. В войну их дом в Тайцах разбомбили, а в репрессивные и блокадные годы погибли  все родные,в том числе и родители Петра Ивановича и Ксении Васильевны.
  Батюшке пришлось забыть о служении в храме и искать работу в гражданских учреждениях. К счастью, в 1945-м  его назначают в Гатчинский Павловский собор и о.Пётр со всем усердием включается в благоустройство и восстановление обители.
  В  квартирку Белавских перевозят возвратившуюся из ссылки больную страдалицу Юлию-младшую сестру Марии Гатчинской и она умирает на руках своего духовника.
   В Гатчине,подальше от большого города, поселяются и ссыльные священники,с кем Пётр Белавский отбывал наказание. А однажды в электричке он встретился со своей верной помощницей по Тайской церкви Александрой Ивановной Савиной и позвал её в Гатчину.Та пообещала батюшке не оставлять его теперь вовеки.
  Вместе они трудились во славу Господа в Павловском соборе,вместе перешли и в Мариенбургский храм. Дочери Белавских к тому времени стали взрослыми,обе вопреки клейму "поповской породы" закончили университет: старшая Ксения -исторический факультет,младшая Александра-биологический. Ксения Петровна служила научным сотрудником в музейном комплексе Павловска,а Александра Петровна-в Ботаническом музее.
    В Мариенбурге батюшка Пётр твёрдо решил восстановить прежний боголепный вид храма. В заброшенных сельских обителях он искал иконы и утварь,занимал повсюду деньги в долг на ремонт храма. Привлёк к работе своего родственника художника - самоучку Александра Серборинова и тот написал надалтарный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Думали,  настенная роспись будет временной, а она сохранилась до сей поры.
   Стараниями о.Петра временный иконостас заменили на постоянный,переданный из храма Ленинградской духовной академии. Удалось обнести оградой территорию вокруг храма с прилегающим небольшим кладбищем,стихийно возникшим во время войны,а потом закрытом.
  На церковном участке  батюшка Пётр задумал построить небольшую сторожку, но общими усилиями на её месте возник двухквартирный деревянный дом, куда  и переехали из тесной гатчинской квартирки Пётр Иванович и Ксения Васильевна  и куда приезжали из Питера погостить их обожаемые дочери Ксения и Александра.
  Прямо за алтарём соорудили небольшую пристройку и в этой комнатке кто только не жил легально-нелегально из приезжающих друзей и священников.Частенько за занавешенными окнами здесь совершались тайные крестины детей и взрослых. И в храме поздно вечером, при закрытых дверях, совершалось таинство венчания.
     Хрущёвские  гонения на церковь,вроде бы,обошли Мариенбургский храм,но милиция по великим праздникам и особенно на Пасху строго следила
за прихожанами,пропуская на службы лишь стариков. Стеной стояли стражи порядка у церковной ограды,примечая недовольных,ведь "строителям" коммунизма и комсомольцам верить в Бога не полагалось.Ослушников ждала исковерканная судьба,а то и принудительное лечение в психиатрической больнице.
   Невидимый миру подвиг сосредоточенной молитвы  батюшке Петру помогали творить его верные сподвижники-алтарница и заведующая всем сложным хозяйством Александра Ивановна Савина  и церковный староста Иван Григорьевич Гаманов. Опорой  в делах стал иеромонах Александр Сухарский,почти 17 лет проработавший сторожем,истопником,водовозом. А ещё в Мариенбург из лагерей вернулся бывший настоятель Покровского храма Василий Апраксин и батюшка Пётр доверил ему читать на клиросе. О.Василий был хорошим столяром и плотником и с радостью помогал всем нуждающимся.
  Батюшка Пётр служил без устали и по церковному расписанию, и в домашней церкви, и по просьбе людей,попавших в беду,молясь о помощи, об исцелении,о вразумлении,о спасении вверенных ему душ.Пастырь обладал великим даром молитвы и любви и потому к нему, светлому и прозорливому,тянулись богомольцы отовсюду.
 Стояли на многочасовых службах в храме,исповедовались,причащались,просили совета.
  Все прихожане -и местные, и пришлые отмечали высокую духовную мудрость о. Петра, его благородный облик,светлый,понимающий и любящий взгляд.Батюшка не был красноречив и не говорил проповедей,но его краткие наставления западали в души людей,помогали осознать грехи и заблуждения,задуматься  об исправлении своей жизни."Не знаю,что сказать...Будем молиться", "Не надо так!","Бог милостив и даст ответ", "Живи,как живёшь,Бог всё управит"-простые фразы пастыря,сказанные с состраданием и любовью,вселяли в прихожан надежду.
   Территорию Покровского храма  иногородние прозвали "Мариенбургским скитом" и сюда для встреч и бесед с батюшкой Петром не раз приезжали патриарх Пимен,архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьёв), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев).
   За полвека служения протоиерей Пётр Белавский был удостоен многочисленных церковных наград,включая митру и патриарший крест,а так же ордена святого князя Владимира и преподобного Сергия.
 В 1976 году по распоряжению епархии отец Пётр был уволен за штат,но позже за ним
как за почётным настоятелем сохранилось право служений. Последнюю службу в Мариенбургском храме, уже при новом настоятеле Кирилле Начисе,батюшка Пётр сослужил 9 мая 1981 года. А упокоился в 1983 году после своего 90-летнего юбилея и похоронили его за алтарём в церковной ограде- рядом с верной сподвижницей матушкой Ксенией Васильевной.
  О прославлении императора Николая Второго и его семьи, о причислению к лику святых Марии Гатчинской-духовной дочери Петра Белавского стало известно много позже.  Но верные прихожане и на его могилке рассказывали почившему о новостях,просили совета и молитв у верного служителя алтаря.
  Дочери Белавских многое сделали для сохранения памяти о родителях: помогали в подготовке публикаций в разных газетах и православных вестниках,в издании нескольких книг и сборников. Ксения Петровна и сама написала книгу об отце,  избрав в заглавие любимое библейское изречение "И свет во тьме светит".
   
     Много лет с 1976 по 1989 год настоятелем Покровского храма служил архимандрит Кирилл (Начис).И этому батюшке довелось пережить годы заключения в концлагерях Германии,а затем в России и тяжкий труд на стройках и рудниках.Но"опальный" пастырь не сломался и верно служил Господу в сельских  и городских храмах.Реабилитировали о.Кирилла только в 1957 году и через три года он принял монашество,а после окончания Духовной академии был пострижен в мантию и рукоположен в священный сан.
  Трудами батюшки Кирилла в Маринбургском храме был организован большой реставрационный ремонт снаружи и внутри.В преддверии 100-летнего юбилея в "премилой церкви"  вычистили и обновили настенную роспись,алтарный и наддверный образа, на каменный пол сделали деревянный настил.
    С 1989 по 2013 год  в Покровской храме послужили  молодые настоятели игумен Алексий (Макринов), иерей Александр Евгеньевич Тихомиров,архимандрит Никита (Марков).
   При о. Никите в Мариенбурге случилось диво дивное- 17 февраля 1994 года во время всенощного бдения замироточила самая древняя храмовая икона Божией Матери "Взыскание погибших". Именно к этому образу припадали и молились о помощи  богомольцы с разных районов Ленинградской области,прослышавшие о её чудодейственной силе.
  Прихожане заметили,что на иконе,с которой в честь праздника сняли стекло,  выступили маслянистые капли без запаха.Затем из ока Богородицы истекла тонкая светлая струйка и по ланитам побежали слёзы. Ещё три полоски мира потекли из левого плеча,а вскоре замироточила вся поверхность иконы и длилось это два месяца.
  Настоятель отец Никита доложил об обильном мироточении митрополиту Сант-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву),который назначил компетентную комиссию для освидетельствования.
   Потом мироточение повторилось  уже в 1996 году при  протоиерее Анатолии Ивановиче Павленко,сменившем батюшку Никиту.

   Тогда же, по свидетельству отца Анатолия, на иконе "Взыскание погибших"выступили несколько капель,образуя подтёки. Мироточение не было обильным,но будто предвещало какое-то знамение. И чудо случилось.
   Как-то после воскресной службы к батюшке подошла женщина,приехавшая из Питера,и попросила отслужить три молебна Пресвятой Богородице перед Её образом "Взыскание погибших". Просительницу  на поездку к Мариенбургской святыне благословил её духовник.
 В беседе батюшка Анатолий выяснил,что женщина развелась с мужем военным,служившим на Дальнем Востоке,переехала в Санкт-Петербург и устроилась уборщицей в Александро-Невской лавре.Вот уже несколько лет она горюет,что нет вестей от сына- пограничника и хочет найти его.
   Отец Анатолий отслужил молебны перед иконой "Взыскание погибших" два воскресения подряд.А в третье,просительница подходя к кресту,сказала батюшке,что сын вернулся.Оказалось,  на границе он попал под артобстрел и два года пролежал в госпитале. Потом искал родителей по прежнему месту жительства,но никто не мог сообщить ему их новые адреса. Так Пресвятая Богородица помогла матери вновь обрести сына.
   Служение и жизнь о.Анатолия в Мариенбургском храме  длились долгие 17 лет и проходили по сельскому графику.Священник и его семья всегда были на виду,обитая в церковном доме,построенном когда-то светоносным батюшкой Петром Белавским.
  Анатолий Иванович устроил перед домом небольшой огород,разбил цветник,организовал себе  столярную  мастерскую. В ней батюшка изготовлял киоты для храмовых икон,складные аналои  и багет,  мастерил мебель для хранения алтарной утвари, обновлял многочисленные кресты на могилах прилегающего кладбища.
  При о.Анатолии были заменены в кочегарке две большие дровяные "амосовские" печи на газовые,очищены подвальные помещения, которые позже оборудовали под библиотеку и воскресную школу.
   По воспоминаниям прихожан, батюшка Анатолий обладал талантом просто и понятно объяснять азы православной веры,выделять главные моменты церковной жизни. Он старался сохранить в приходе традиции прошлых лет,идущие от прежнего настоятеля Петра Белавского. Постоянно советовался с его  алтарницей Александрой Ивановной Савиной,дружил с дочерьми Белавских Ксенией Петровной и Александрой Петровной. Собирал сведения об истории Покровской церкви и её служителях, много читал разные издания православной литературы.
  В 2010 году о. Анатолий отпевал Ксению Петровну и похоронил её на церковном кладбище рядом с родителями- Петром Ивановичем и Ксенией Васильевной Белавскими. Написал и опубликовал воспоминания о Ксении Петровне,прожившей жизнь по заповедям Христовым.
   И самого батюшку Анатолия Павленко похоронили в 2013 году в церковной ограде. Ему было всего 46 лет.
 
   С 2013 года по 2017-й настоятелем Мариенбургского храма был иерей  Александр Евгеньевич Тихомиров. По  его воспоминаниям исторический и намоленный храм в Егерской слободе сразу же пришёлся по душе. Батюшка воспринял его частью того самого Покрова,что раскинут Владычицей на всей Россией.
   Отец Александр тоже внёс свою посильную лепту в благоустройство святой обители и прилегающей к ней территории. Решился  снять деревянный настил  с пола,чтобы вернуть первоначальную мозаику,где ступала нога Всероссийского самодержца Александра Третьего,выстроившего "премилую церковь" более 130 лет назад.
  При батюшке Александре была расширена и огорожена деревом свечная лавка,а на улице,прямо за алтарём, мастера замостили площадку тротуарной плиткой. Прихожане запомнили своего молодого настоятеля как приветливого и жизнерадостного человека.


                МЫ ВСЕ У БОГА НА ЛАДОНИ

  С 2017 года настоятелем Покровского храма стал протоиерей Антоний Антипов.Ранее он более десяти лет служил в городе Нарьян-Маре Архангельской епархии и накопил большой просветительский опыт.Батюшка восстанавливал несколько церквей в разных селах и на островах,организовывал паломнические поездки,вёл  православную программу на местном телевидении.
   За несколько лет служения в Мариенбурге о.Антоний сроднился со своими прихожанами. На службах в воскресные и праздничные дни в храме бывает много  народу  разного возраста. Очень радует настоятеля,что в евхаристии -вкушении Тела и Крови Христовых стремятся участвовать молодые родители с малыми детьми. Как и сто лет назад люди ищут в храме утешение от скорбей,надеются получить в молитвах защиту и спасение Божие.И просят у батюшки совета как исправиться от греховных дел и помыслов,как научиться терпеть,  прощать и любить родных и близких,как не впасть в уныние,не озлобиться от житейских невзгод,а настроиться  только на добро. Отец Антоний не устаёт повторять,что Господь любит всех нас грешных и каждому даёт право свободного выбора в жизненных делах и поступках.И в библейских писаниях говорится,если человек сам не стремиться исправить свои ошибки и искоренить в себе духовную скверну, то и Бог насильно никого не приведёт к покаянию.
  Больше всего молящихся всегда у главной храмовой святыни - мироточивой иконы Божией Матери "Взыскание погибших".Она установлена слева от алтаря и почитается прихожанами как чудотворная, помогающая исцелению разных болезней  и в преодолении  бед и несчастий. А её празднование в ноябре стало как бы вторым престольным праздником Мариенбургской Покровской церкви.
  Среди святынь и икона Спасителя в алтаре, предположительно подаренная Иоанном Кронштадским. А иконы благоверной княгини Анны Кашинской и великомученицы  Екатерины с частицами  мощей почитаемы за духовную мудрость и щедрые благодеяния. Николаю Угоднику  и Казанской Божией Матери молятся прихожане,прося заступничества от злых бед в семье и в стране. 
  По давней традиции особые молитвы приносят в Егерской слободе небесному покровителю охотников-мученику Трифону  и они об исцелении болезненного состояния,помрачения ума,об предотвращения плодов от порчи.   Многие прихожане молитвенно обращаются к образу преподобномученицы Марии Гатчинской-духовной дочери светоносного батюшки Петра Белавского. Её мощи помещены в Гатчинском Павловском соборе,а их частица-в Мариенбургском.
   При  настоятеле  Мариенбургского храма  батюшке Антонии здесь появилась новая икона святого Стилиана Пафлагонского . История её такова. Как-то к батюшке обратилась семейная пара-родители крошечной девочки Верочки,у которой врачи обнаружили врождённый порок сердца.Пастырь принёс из домашнего иконостаса икону чадозаступника  Стилиана и после горячих молитв о спасении,Верочка обрела здравие. А родители заказали икону святого чадолюбца в дар храму и теперь ей поклоняются все отцы и матери и малых, и больших детей.
   Батюшка Антоний заботится о сохранении боголепного облика храма.В 2018 году по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана начаты работы по воссозданию точной копии иконостаса, изначально бывшего в храме ещё при Александре Третьем. Уже установлены Царские врата,заказаны и написаны иконы.
 А за 2022-2023 годы сделан  большой  реставрационный ремонт по обновлению  и благоустройству храма.Финансирование проекта велось силами Прихода  и  на пожертвования прихожан.
  Стараниями настоятеля о.Антония и священника о.Алексея (Пискунова) при поддержке прихожан специалистами произведены малярно-штукатурные и столярные работы,изготовлен капитальный  каркас  иконостаса и залит ленточный  фундамент под него.Изготовлены и установлены  резные рамы для центральных икон.Произведён косметический ремонт в алтаре храма,покрашены стены и  созданы росписи на них. Под куполом храма на 7-метровой высоте выполнена орнаментальная роспись,а территория входа в храм выложена тротуарной плиткой,здесь же установлены скамьи для отдыха прихожан.
   30 июля 2023 года состоялась первая после ремонта служба,а на ней-чин обновления храма.
А ещё появился в обители новый храмовый образ-икона Покров Божией Матери. Он изготовлен в иконописной мастерской Палеха на пожертвования ИП Зинчук Татьяны Петровны. 
   Во всех делах пастырю помогают старожилы Егерской слободы,ведь многие ходят в Покровский храм более полувека и хорошо помнят  прежних настоятелей. Здесь прихожане крестились,венчались,провожали в последний путь своих близких.
  На панихидах во Вселенские субботы мариенбуржцы на церковном кладбище вместе с батюшкой поминают настоятелей Василия Левитского, Петра Белавского,Анатолия Павленко. Изредка  по мере сил и преклонного возраста приезжает  из Питера в любимый Мариенбург Александра Петровна, оставшаяся единственной из славного рода Белавских. После службы в храме она идёт поклониться дорогим могилкам родителей и сестры.Всегда рядом с Александрой Петровной  друзья и подруги-те,кто долгие годы общались с её благородным отцом Петром Ивановичем-верным служителем Господу и Его Матери Царице Небесной.
   ...Давно изменила свой облик Егерская слобода и на её узких улочках сохранились лишь несколько старинных домов с резными наличниками. Но всё так же звонят колокола Покровского храма и далеко окрест разносится их пение. Кто бы не шёл,кто бы не ехал  по Мариенбургу,всякий остановится и поднимет взор на голубые купола храма,увенчанные золотыми крестами. И вспомнит о Господе Иисусе Христе.

   Память о тех стародавних временах жива и в 21 -ом веке. А связь времён проследила в своём стихотворении прихожанка Мариенбургского храма Елена

 ЕГЕРСКАЯ  СЛОБОДА
Любуюсь с детства этой улицей-
Не покорились ей года!
Пускай теперь уже не Егерской,
Но мне милее слобода.
Здесь необычной и опасной
Мой прапрапрадед при царе
Владел профессией старинной-
Зверовщиком был при дворе.
Он обеспечивал питомцам.
И содержанье, и уход,
Его работа-проведенье
Великокняжеских охот.
Псари,сокольники,тенетчик...
Таких профессий нынче нет,
А сыновья прапрапрадедушки
Владели ими много лет.
Дома стоят с резными ставнями
Под сенью липовых аллей,
Я слышу будто сквозь столетия
Беседу царских егерей.

Елена Кочетова,
2015 год.               
    

  Воистину,ведомы Господу от вечности все дела во славу Его.