Развод 2 или оговор

Людмила Михейкина
                События 1962 года, в продолжение рассказа "Развод."
      С подачи бабушки Светлана решила, что будет учиться в школе хорошо, но, не имея навыков в чтении и чистописании, думала о своей предстоящей учебе со страхом. Занятым разводом родителям было не до нее. А накануне в ее переулке из расположенных буквой «П» домов с приусадебными участками произошло еще одно непонятное событие. Соседские девочки, с которыми она играла на улице, стали сторониться ее. Собираясь в группку, они о чем-то шептались, а когда она подходила, убегали, смеясь. «Мама сказала не дружить с тобой», – сузив глазки, пропищала ее лучшая подруга Катя, которая недавно открыла ей тайну появления детей на свет. Светлана была неприятно удивлена этим открытием и сказала: «Я никогда не выйду замуж». А Катя, обрадовавшись, что удалось так смутить подругу, воскликнула: «А я выйду!».
На следующий день Татьяна Петровна, строго спросила у дочери:
     –  Ты рассказала девочкам, как появляются дети?
     –  Нет, я это не знала, - покраснев, ответила Светлана, - а Катя все знает.   
      -  А почему ты спросила у нее, а не у меня?
      - Когда я спрашивала, вы с папой начинали говорить о чем-то другом, а я потом забывала спросить.
     –  Своей маме она все преподнесла по другому, ты больше не дружи с ней. И запомни - если не хочешь говорить правду, лучше промолчи, обман все равно выявится.
      -  А как он выявится?
      - По-разному. Его можно даже увидеть в глазах, - и отвернувшись, Татьяна Петровна,стала помешивать борщ.
      Светлана простила бы Катю, ей не хотелось ходить одной по переулку, но когда приближалась к ней, она повторяла: «Мы не дружим с тобой! Ты жадная, ты нас даже яблоками не угощаешь», - для большей убедительности добавила она, когда девочки подошли и окружили ее плотным кольцом. «У вас такие  же на огородах растут. Мама не разрешает топтаться по грядкам», - оправдывалась Светлана. «Все равно никто не будет дружить с тобой, потому что все дружат со мной, - усмехнулась Катя. - Моя мама сказала, что у вас в семье непонятно что творится, а твои родители разводятся». Это было правда, и Светлана ушла в свой двор.
      В первый день учебы в школе она познакомилась с Олей, они сели за одну парту, и она обрадовалась, что теперь ей будет с кем играть на улице, ее дом был неподалеку от переулка.
     - Побежали в магазин за мороженым! – воскликнула Оля сразу после звонка на большую перемену.
     -  Не успеем, - засомневалась Светлана.
     - Успеем! Успеем! – Оля настаивала и, боясь потерять подругу, Светлана побежала вслед за ней.
       Урок уже начался, когда растирая ладонями на платье и фартуке капли растаявшего мороженого, они стояли в опустевшем школьном коридоре.
     – Скажем, что не услышали звонка, - перед закрытой дверью в класс прошептала Оля.
     – Это что еще такое?! Почему опоздали, и почему такие грязные?! – остановила учительница возмущенный взгляд на Светлане. – Мне повторить вопрос?!
     –  Доедали мороженое, а оно быстро таяло, - выдавила из себя Светлана.
     – Большая перемена существует для того, чтобы зайти в школьный буфет или столовую, а не бегать по магазинам. Постойте в углу и уясните себе это.
          Когда закончился урок, Оля сказала подруге:
     –  Предательница, из-за тебя в углу простояли.
      Ощущая вину, Светлана хотела объяснить ей, что признание выскочило у нее само, она всегда говорила родителям правду, и они никогда не ставили ее за это в угол, но Оля отвернулась и закрыла руками уши .
      После перемены, когда все стали выводить в своих тетрадках палочки и нолики, из которых слагаются буквы, учительница, проходя вдоль парт, остановилась возле Светланы:
     - Скажи родителям, чтобы позанимались с тобой чистописанием, никто в классе так коряво не пишет, как ты, или будешь оставаться после уроков.
     – А ты почему не пишешь? -  перевела она взгляд на Олю.
     – У меня нет ручки.
     – А где твоя ручка?
     – Ее Светка украла.
     – Почему ты думаешь, что она взяла твою ручку?
     – Я видела, как на переменке она прятала  ее  в свой портфель.
     – Верни ей ручку, а когда закончится урок, расскажешь мне, зачем ты это сделала, -  строго сказала учительница Светлане.   
     –  Я ее не брала.
     –  Ты что, хочешь сорвать мне урок? Дай свой портфель!
Кончик носа учительницы подергивался, Светлана знала, что он всегда так подергивался, когда она злилась, и молча протянула ей портфель. Открыв его у доски, учительница перевернула его, вытряхнула содержимое, и вслед за книгами, тетрадями и пеналом на пол упала чужая ручка.
     –  Вот она! – вскочила Оля с парты.
     – Собери все, сядь на место и отдай ей ручку, а завтра приходи в школу с родителями, – сказала учительница, но собрав портфель, и оставив на полу чужую ручку, Светлана повернулась к двери и выскочила из класса.
           Она бежала по улице вдоль знакомых двухэтажных кирпичных домов, будто за ней кто-то гнался. Светило солнце, серыми отрезками мелькала дорога, хотелось, чтобы случившееся оказалось страшным сном, и, проскочив мимо суетившейся в кухне мамы, она упала в комнате на диван, уткнувшись лицом в подушку. Татьяна Петровна спешила ко второй смене на фабрику, и ей некогда было с ней разбираться.
     – Что случилось? -  спросила она на ходу.
     – Я в школу больше не пойду, - ответила, Светлана.
     – Хорошо, утром мне всё расскажешь.
      На следующий день Татьяна Петровна не разбудила ее, как обычно, но Светлана спала беспокойно и слышала, как за ней захлопнулась дверь. Утро она провела дома, листая букварь, и выводя в тетрадке палочки и нолики, стараясь писать аккуратно по разлинованному наклону, но они плясали и тянулись в разные стороны. Неучем оставаться ей не хотелось, но и в школу после случившегося она пойти не могла. Усвоив с помощью бабушки, что все беды оттого, что плохо или мало учатся, Светлана решила, что будет учиться хорошо, только теперь не знала где. Она поняла, как к ней в портфель попала чужая ручка, но, осознавая эту реальность, словно никак не могла поверить в нее.
      Услышав стук, и выглянув в окно, она увидела на крыльце учительницу и впустила ее в дом.
     –  Светлана, я знаю, что ты не брала эту ручку, – устало сказала она, - и все в классе это знают. Приходи завтра в школу.
     – Хорошо, - обрадовалась Светлана, казавшаяся неразрешимой проблема исчезла в одну минуту.
     -  Пишешь? – взглянула вечером мама в ее тетрадь. – Правильно, учись, никто в классе так плохо не пишет, как ты.
     -  Ты ходила в школу?
     -  Да, была там с утра. Оля больше не будет подкладывать тебе ручки.
    -   Она тебе так сказала?
    -   Ее взгляд сказал мне больше ее слов. Ты больше не дружи с ней. Оговор – последнее дело.
          (Из повести "Дорогами любви" в продолжение рассказа "Развод" и далее в других последовательно расположенных рассказах.)