Река, по имени Родина

Василий Шеин
   Идея, какой бы она не была, приживается в обществе в двух случаях:
1) человек фанатично верит в то, что воспринял свободной волей и сознанием.
2) человек видит в исполнении идеи определенные дивиденды для себя, своей семьи и общества в целом.

Первый случай сложен и даже опасен, так как фанатичное служение идее неминуемо приводит к серьезным перегибам в плане ее претворения в жизнь, и подавлению всех инакомыслящих. И рано или поздно, подобное закончится диктатурой более сильной части общества над обществом в целом.

Второй более прост. Но, во первых: человек должен доверять обществу, видеть ясную цель на ближайшие годы, и во вторых, соответственно, получать определенные материальные и моральные блага, как для себя, так и для других, пусть даже в отдаленном от него будущем.

Неминуемо, в обоих случаях будут разработаны принципы внедрения в жизнь идеи основанные на моральном кодексе, философской и политической подоплеке. Какими будут эти принципы, и что они принесут обществу, особенно во время претворения идеи в жизнь, это уже дело другое.

Что может предложить идеология современного общества своему гражданину? К сожалению - немного. Выбор предельно узок, в связи с отсутствием самой идеологии. Создать национальную идею государства при огромном материальном и социальном расслоении социума не представляется возможным, так как внутри его заложена конфликтная суть между собственниками средств производства, (работодатели) и продающими им свою рабочую силу (работниками).

Работодатель, и это уже становится традиционным в нынешнее время, в первую очередь заинтересован в получении максимальной прибыли любым путем, в том числе за счет неумеренной эксплуатации наемных работников и выплаты предельно малой заработной платы. Возникает конфликт.

Разрешить его могут только - государство, профсоюзы и социальная ответственность бизнеса. Но перечисленные институты влияния на работодателей и государственный аппарат управления, по разным причинам – не работают. И человек остается один на один с хозяевами, становясь заложником стечения своих жизненных обстоятельств.

Круг – замыкается! И на этом, безрадостном и малоперспективном фоне, государство пытается протолкнуть идею патриотизма и религию.

Но эти идеи должны иметь под собой очень серьезную подоплеку, основой которой должно являться главное – равенство! Есть ли равенство в государственном устройстве с начала нового века, или нет его - каждый может видеть и судить по своему.
Однозначно сказать можно только одно: именно равенство консолидирует народ в единую массу, и тогда - народ способен на очень серьезные жертвы и испытания, видя при этом – ясную, конечную цель борьбы и жизни. Пример тому Великая Отечественная Война. Сейчас, на фоне расслоения общества, патриотизм выглядит довольно скромной идеей. В свое время это привело к распаду царской армии в период первой мировой и открытию фронтов, оставленных уставшими от непонятной им войны солдатами и офицерами. В то время, идея патриотизма попросту не сработала.

Второй момент: привитие религиозной идеи как общенародной концепции, тоже, большинством граждан воспринимается негативно. И на то есть свои причины. Да и сама постановка вопроса, возврат к давно пройденным историческим этапам общества, подмена ценностей, вызывает самое малое – недоумение! Церковь, являясь многовековым институтом власти, не смогла привести народ к значимым моральным и материальным успехам, и соответственно, ее активизировавшиеся действия в этих направлениях вызывают немалые сомнения.

Но других предложений – нет! Современная экономическая формация не способна выдвинуть и зародить другой, мощной идеологии, как нет и самих идеологов, способных развить новые учения, философию государства и нации, в целостном понимании как народ. Отсюда идет возврат к старому, давно обкатанному и возможно, приемлемому пути.

Но современность требует иных подходов к переоценке ценностей, хотя, на первый взгляд – они должны быть незыблемы! Но это в теории. На практике, немалая часть людей трактует эти понятия по своему. Не видя возможности повлиять на события, эта часть чаще всего покидает свою Родину, оставляя ее тем, кто еще способен бороться за свои права, либо – смирился!

Государство, не владеющее объединяющей идеей, неминуемо будут преследовать социальные и экономические потрясения.

Через эти трудности проходят все, ставшие суверенными государствами, бывшие советские республики. Перестраивая экономику и общество, в первое время упор делался на становления бизнеса, в надежде на то, что окрепнувший собственник ответит государству участием в социальных программах, в первую очередь, соблюдением нормативных прав своих работников и достойной оплатой – достойного труда. Но этого не случилось.

Бизнес жадно приник к живительному источнику благ, отодвинув от колодца десятки миллионов граждан. «Пока бизнес не утолит свою жажду, людям к источнику не пробиться!». Но жажда эта, оказалась – неутолимой! Более того, вместе с бизнесом, к источнику приник и многочисленный чиновный аппарат.

Власть, бизнес, церковь и народ, живут по разным берегам полноводной реки под названием Родина! И эти берега, с каждым годом расходятся все больше и больше! Но нужно знать и то, что социальные потрясения, подобные началу прошлого века – никому не нужны! Так как же быть?

На мой взгляд, секрет «врачевания» общества прост, и лежит на поверхности. Нужно соблюдать Конституцию, основной Закон любого демократического государства, в котором должны быть четко прописаны права и обязанности каждого гражданина, без деления на «простого» и «не – простого!»

Но кто это сделает? Пока, этот вопрос – остается открытым!