30 июня 1942 года

Олег Каминский
Североморский театр боевых действий:
Авиация Северного флота производила налёты на аэродромы и другие объекты противника. 30 Пе-2 и 12 «Томагавк» в 2 налётах на аэродром Луостари уничтожили на земле 3 и в воздухе 1 самолёт врага. 5 ДБ-3ф уничтожили на аэродроме Банак 5 самолёта врага Ю-88. Из-за тумана 2 группы наших самолётов не выполнили бомбардировку Киркенеса.
2 Пе-2 не вернулись с задания, 2 самолёта разбились при посадке и 2 были выведены из строя.
Немецкая авиация совершила 4 налёта на Мурманск, с участием 91 самолёта. В результате налётов повреждено на земле 3 наших самолёта. Взрывом 250-кг авиабомбы в 14 метрах от кормы была также повреждена подводная лодка Щ-404 (капитан-лейтенант Иванов В.А.), получившая более 170 осколочных пробоин. Фугасные бомбы и 18.000 зажигалок уничтожили 38 жилых домов и 180 надворных построек. Убито 24 и ранено 73 человека.
При отражении налётов сбито 3 немецких самолёта.
Завершив проводку конвоя QP-13 в зоне Северного флота, корабли возвратились в базы.

Балтийский театр боевых действий:
1-й дивизион катерных тральщиков и 2 сторожевых катера встретили подводную лодку Щ-304 (капитан 3 ранга Афанасьев Я.П.) и отконвоировали её на Лавенсари, куда прибыл отряд из 4 кораблей, 5 катеров и 2 барж.
В Кронштадт из Ленинграда прибыл караван буксиров с баржами.
Дозорные сторожевые катера МО-302 (старший лейтенант Чернышев И.П.) и МО-308 ( старший лейтенант Амусин М.Д.) снова вели бой с авиацией противника, на этот раз против 12 самолётов и сбили 2 из них.
Авиация Балтийского флота прикрывала корабли и суда в заливе и на Ладоге, вела разведку и бомбила батареи, обстреливавшие наши корабли и Ленинград.
Под прикрытием 3 ДБ-3 и 2 И-16, бомбивших Койвисто, 10 ДБ-3 ставили мины в проливе Биерке-зунд.
Противник бомбил Лавенсари и атаковал суда в Финском заливе, повредив 1 сторожевой катер типа «МО» и потеряв 1 Ме-109.
Огонь по врагу вели 1 эсминец, 5 береговых и 7 ж.-д. батарей.

Черноморский театр боевых действий:
Противник продолжал переброску частей через Северную бухту, наносил главные удары вдоль Балаклавского шоссе на Куликово поле и вдоль Лабораторного шоссе на ж.-д. ст. Севастополь.
ФКП Севастопольского оборонительного района и Приморской армии переведено на батарею № 35.
В ночь с 29 на 30 июня в 2 часа 30 минут были подорваны 11 штолен филиала артиллерийского арсенала базы в Инкермане. При этом погибло около 3.000 человек из числа раненых и мирных жителей, укрывавшихся в штольнях.
Расстреляв боезапас, личный состав батарей № 19 (хутор Максимовича), № 706 (высота 77,8), № 703 (высота 73,0), подорвав матчасть, вёл бои в окружении. Окружённые группы продолжали сражаться в районах Юхариной балки и Куликова поля. Малахов курган несколько раз переходил из рук в руки. К исходу суток наши части обороняли рубеж: хутора Фирсова, Иванова и Пятницкого, слобода Рудольфова, Панорама, станция Севастополь. Учёт наших потерь был невозможен.
Поступило разрешение Ставки ВГК оставить Севастополь. Руководство последним рубежом обороны от хутора Фирсова через высоты 36,3, 30,6 до Стрелецкой бухты возлагалось на генерал-майора Новикова П.Г.
Произведя последние 22 вылета, поддержанные 24 вылетами с кавказских аэродромов, исправные самолеты Севастопольского оборонительного района: 6 Як-1, 7 Ил-2, 1 ЛаГГ-3, 1 И-16, 1 И-15бис и 2 И-153 улетели в Анапу. Оставшиеся на аэродроме Херсонес 36 неисправных и повреждённых самолётов были взорваны.
Группа «Дугласов», доставив боеприпасы и продовольствие, вывезла из города 7 раненых, 179 лиц командно-начальствующего состава и 3050 кг грузов. В том числе на «Дугласе» старшего лейтенанта Скрыльникова М.С. были эвакуированы командующий Черноморским флотом и Севастопольским оборонительным районом вице-адмирал Октябрьский Ф.С. и член Военного совета дивизионный комиссар Кулаков Н.М.
В Севастополе в результате авианалётов, артобстрелов и своим личным составом уничтожены катерные тральщики № 565 и № 566, 2 гидрографических судна, 2 буксира, 1 плавкран и 5 других плавсредств.
Гидрографические суда «Горизонт», «Черноморец», «Юлий Шокальский», плавучая база гидрографических судов (баржа) «Тузлинская» затоплены своими экипажами в Казачьей бухте Севастополя.
Из Севастополя ушли подводные лодки Л-4 (капитан 3 ранга Поляков Е.П.) и М-31 (капитан-лейтенант Расточиль Е.Г.).
Межбазовые переходы выполняли 1 тральщик, 4 подводные лодки, 3 бронекатера и 8 сторожевых катеров.
Плавания 5 транспортов обеспечивали 1 сторожевой корабль и 3 сторожевых катера.
Снята с мели и отбуксирована в базу, выброшенная штормом на отмель у Анапы в декабре, подводная лодка М-54 (капитан-лейтенант Бродский Э.Б.).
Батарея № 718 Керченской ВМБ обстреливала Керчь.
В ночь с 29 на 30 июня немецкие торпедные катера выставили 30 мин у мыса Херсонес.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1992 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...