Дороги любви непросты. Часть 3. Глава 25

Марина Белухина
    Написано в соавторстве с Игорем Караваевым 2:http://proza.ru/2021/06/15/1485

       Только к концу октября Саша постепенно начал привыкать к распорядку дня в училище, в том числе, и к каждодневным утренним построениям, проходившим за пятнадцать - двадцать минут до завтрака. Казалось бы, некогда привычное слово «столовая» осталось где-то в прошлом, на смену ему пришло новое и необычное - «камбуз».  Мечты о том, что после лагерной муштры их наконец-то начнут учить военно-морским наукам, не оправдались. Появилось множество предметов, не имеющих никакого отношения к флоту, таких, к примеру, как начертательная геометрия и механика. Тем не менее, их нужно было учить и постоянно выполнять какие-то задания. Хочешь – не хочешь, а надо! Ещё и экзамены по ним придумали. Сашка хоть и ворчал про себя, но учился старательно. У него был мощный стимул, чтобы не иметь учебных задолженностей: курсантов с "хвостами" не отпускали в увольнения. Выходить в город первокурсникам было очень непросто, целый день, от подъёма до отбоя, они были чем-то заняты: надо было нести многочисленные суточные наряды, которые почему-то частенько выпадали как раз на выходные. Он очень скучал по Зое, не спасали и те редкие встречи на КПП училища, когда девушка с восторгом рассказывала о своих успехах в учёбе и о новых подругах, тогда как ему и похвастаться было особо нечем. Саша не видел в том, что они сейчас делали, ничего романтического и героического. Все "далёкие от моря" науки казались ему ненужным балластом - и, в то же время, серьёзным противником, способным лишать его встреч с любимой. Правда, вскоре у него всё же появился повод для радости и гордости. Помимо множества предметов, относящихся к "общетехническим дисциплинам", курсанты начали изучать кораблевождение, которое Сашка сразу же и безоговорочно полюбил. Одно дело - рисовать какие-то там эпюры или вычерчивать на ватмане болт в трёх проекциях, и совсем другое - прокладывать курс на настоящей морской карте!
На очередном утреннем построении объявили, что в следующее воскресенье будет экскурсия в Кронштадт, на действующие подводные лодки Балтийского флота.

   Во время перекура ребята начали живо обсуждать эту новость:

   - В Кронштадт? На подводные лодки? Интересно, откуда и зачем там подводные лодки?

    - Да там всегда стояли боевые корабли. Почему бы там и лодкам не быть?

    - Интересно, что там за лодки?

    - Да ничего интересного. Обычные "дизелюхи" - большие, проекта 611, и средние, проекта 613. Старьё! Их ещё при царе Горохе делали! Это же вам не Западная Лица или Гаджиево, а Кронштадт, - важно ответил Купец.

    Володя, ощутив острую неприязнь к самоуверенному Купцову, здесь же горячо возразил:

    - А ты вспомни, какие глубины на Балтике. Атомоходам на таком мелководье делать нечего, а "дизеля" очень даже к месту. Что с того, что они не новые! Шестьсот одиннадцатый проект такой фейерверк устроить может, если что! На ней торпед больше двух десятков штук. А шестьсот тринадцатый поменьше, конечно, будет, но для Балтики - самое то. Эта лодка - как танк "Т-34" - простая, надёжная, безотказная!
 
    После ужина Костя Демидов, старшина класса, объявил, что после окончания экскурсии всех, кто имеет право на увольнение, отпустят в город - сразу же по возвращении в Ленинград, прямо в порту.
Утро воскресного дня выдалось прохладным, но солнечным. Невысокие волны резво бежали вдоль борта парома, шедшего из Ленинграда в Кронштадт. Саша глядел на них, и ему казалось, что время замерло. Всё утро у него на душе было ощущение счастья - и, одновременно с ним, желание максимально ускорить события этого прекрасного дня.

    Курсанты на борту парома коротали время, кто как умел. Одни, как Сашка, восторженно и мечтательно глядели по сторонам; другие читали предусмотрительно взятые с собой книжки, а кое-кто соображал, не пора ли вытащить из вещмешка выданный в дорогу сухой паёк и приступить к его уничтожению. Все остальные собралась возле Миши Логинова, весельчака и гитариста, всеобщего любимца. Одни подпевали ему, другие просто слушали. В неисчерпаемом репертуаре Миши, выпускника "Питонии", были самые разнообразные песни - от романсов до репертуара группы «Машина времени», особенно часто повторялась песня «За тех, кто в море».

   Кронштадт ребятам понравился. В каждой детали его облика чувствовалось, что это город русской морской славы. На центральной площади находилось высокое, величественное здание, увенчанное куполом. Всезнающий Костя, служивший в Кронштадте до поступления в училище, сказал, что здесь сейчас кинотеатр. А до революции тут был морской собор, на постройку которого сдавали деньги все кронштадтские моряки - от матросов до адмиралов. В дни блокады Ленинграда это здание, увы, служило немецким и финским артиллеристам отличным ориентиром для стрельбы...

Одно только не понравилось курсантам в Кронштадте: в нём было слишком много для такого небольшого города гарнизонных патрулей. А ещё Костя сообщил, что местная военная комендатура отличается особой свирепостью. Не удержался и претендовавший на роль знатока Купцов, рекламируя Кронштадт как город трёх "б": булыжника, бескозырок и девочек лёгкого поведения.

    Дошли до пирсов, где стояли подводные лодки. Ближе всех к ребятам оказалась большая океанская субмарина, о которой с таким уважением говорил Володя. Саша глянул на эту остроносую стальную акулу - и моментально влюбился. В детстве он зачитывался морскими рассказами Бориса Житкова и чуть ли не наизусть помнил один из них, про яхту под названием "Мираж". При первом же взгляде на красавицу-лодку в его памяти всплыли строки: "Я всё смотрел на эти текучие обводы корпуса - плавные и стремительные. Только жаркой, упорной любовью можно было создать такое существо: оно стояло на воде, как в воздухе".

    Из динамика, вынесенного на лодочный мостик, призывно звучала песня "Битлов", весело голосивших под аккомпанемент губной гармошки.

    Ребят разделили на маленькие группы и равномерно распределили по всем лодкам. Саша поначалу немного расстроился, что попал не на большую, а на среднюю лодку, которая была меньше и скромнее своей океанской сестры, но зато оказалась его старой знакомой - выяснилось, что он много раз видел такую - и на картинках, и на фото, и даже в каком-то старом фильме - кажется, "Юнга со шхуны "Колумб".
Поднимаясь на борт субмарины, Сашка, как учили, лихо отдал честь её Военно-морскому флагу, а затем, стараясь не отставать от сопровождающего офицера, протиснулся в верхний рубочный люк. По узенькому вертикальному трапу спустился в прочный корпус, огляделся и обомлел. Лодка явно была сложнее знаменитого танка, с которым её сравнивал Володя: везде, куда ни глянь - приборы, кабели, щиты, рукоятки, трубопроводы, клапана... И ведь каждая такая штуковина была для чего-то да предназначена! Это ж сколько всего надо знать, уметь и понимать даже простому матросу, чтобы служить на подводной лодке!.. Отсеки лодки были маленькими и тесными, а проходы по палубам оказались такими узкими, что два человека с трудом расходились в них. Казалось бы - как здесь можно жить и служить? Однако, ведь и на лодках военной поры вряд ли было комфортнее. И ничего - люди ходили на них в море, возвращались обратно и даже ухитрялись успешно воевать. 
   
    Когда курсанты, пройдя по всей лодке, поднялись на палубу, их внимание привлёк аварийно-сигнальный буй.

    - Если аварийная подводная лодка ложится на грунт, этот буй всплывает. Так спасателям будет проще её найти. Правда, на "С-80" тоже было два таких буя - но это ей не помогло, - пояснил сопровождающий.

      Понятно, что на подлодке произошло непоправимое… Сашка это понял и в очередной раз немного позавидовал Володе, который достаточно знал как о подводных лодках, так и о разных случаях, имевших место на их борту. И именно тогда он впервые осознал, что никакая, даже самая лучшая и продуманная, техника не сможет на все сто процентов гарантировать подводнику, что он вернётся с моря живым и здоровым.

 На всех курсантов эта экскурсия произвела большое впечатление, и лишь Купцову она не понравилась. Немного послушав восторженные слова своих одноклассников, он, скроив на своём лице презрительную гримасу, сказал:

   - А вот я бы здесь служить не хотел. Конечно, хорошо, что отсюда до Питера совсем близко, но тут адмиралом стать практически нереально.

    - Купец, а ты что, хочешь стать адмиралом?

    - А то! Зачем же я тогда поступал в этот "терем-теремок"?

    Володя, услышав этот диалог, вспомнил свой разговор с отцом - тот, что был у него в последний вечер накануне отъезда с Севера в Ленинград. Отец тогда сказал:

   - С тобой учиться будут самые разные ребята - каждый со своими взглядами, каждый со своим характером, каждый со своим жизненным опытом. Старайся со всеми поддерживать ровные, дружеские отношения. Но если вдруг от кого-то услышишь: "Я обязательно стану адмиралом!" - держись от него подальше. Такой человек, если он поставил перед собой эту цель, пойдёт к ней любой ценой. В том числе - по трупам, по головам.

    - Так что же получается? Значит, все адмиралы - сволочи?!

    - Нет, конечно. Адмирал - такое же воинское звание, как и все остальные. Дело только в том, кто и каким образом его получает...

Продолжение:   http://proza.ru/2021/06/22/1733