Угра как рубеж между княжеством Московским и царст

Александр Ягольник
Сегодня, когда день России отмечают 12 июня, не лишне вспомнить события, послужившие началом Русской империи от Вислы до Юкона. Ещё не была открыта Америка. Колумбу ещё 12 лет добиваться благосклонности от пиренейских королей. Всего 27 лет, как пала Византия. А на лесистых берегах речки Угры решался вопрос «платить или не платить налоги».

Когда мы слышим «Татаро-монгольское иго», то представляем сплошные сожжённые горда, тлен, запустение и злых татар, волочащих за русые косы невинных девушек. Бывало и такое, кто ж спорит. Но это были скорее «показательные выступления», демонстрация того, что будет, если не платить в Большую Орду положенные сборы. Ордынцы хватанули огромную территорию. Им всего хватало и в нижнем течении Волги. А с северных русских княжеств нужно было только одно — налоги. Или, как тогда говорили, ордынский выход, ясак, дань. Платили все, и московиты, и гордые поляки, и литвины, не говоря уже о тех, кто был южнее и восточнее. Орда — это своего рода Союз зависимых государств, который был обломком Монгольской империи. Просуществовала Орда более двух веков, что, согласитесь, неплохо. Видали мы государства и с меньшим сроком жизни. Распалось это государство по многим причинам. В основном потому, что дело это было новое, до Монгольской империи никто таких больших государств не строил в этих местах. Опыт македонцев и римлян был недоступен, а китайский мало применим в центре Евразии. Что такое «вертикаль власти», ордынцы лишь догадывались, больше полагаясь на братские отношения. Но то такое, братство - хилая скрепа для империи, Киев не даст соврать.

Раскинувшись от Черного моря до Оби, орда нуждалась в деньгах, людях и товарах. С товарами всё было хорошо, Великий шёлковый путь удачно пролегал по южной части государства. А деньги приходилось собирать с подданных, в том числе и с северных: русских, поляков и прочих. А кто ж любит платить налоги?

Первоначально монголы сами пытались достучаться до каждого. Но дело было рискованное, монголов мало, зато «случайно падающих брёвен» на дремучих русских дорогах много. И монголы решили просто. Кто тут за главного? Ты? Вот тебе документ. Теперь ты Великий князь. Делай, что хочешь. Только дань плати вовремя в положенном объёме. Как думаете, мало было желающих стать князем? К тому времени наследников Рюрика было столько, что хоть стреляй. И каждый хотел быть главным князем. Потому как собрав налог для хана можно было собрать налог и для себя. Впрочем, быть князем — дело хлопотное. Одно дело — пришёл злой татарин и всё отобрал. Другое — свой, родной Ваня-баскак пришёл отбирать последнее. Ну, если, конечно, считать 10% последним. Да и то 10% - верхний край, а так 3-5%. Налог с торговцев, аналогичный НДС, назывался тамга. Сборщики — таможенники.

В домонгольское время в русских землях налоги массово не собирали. А если и брали князю на дружину, то платили не все поголовно. Ясно, что как пришли басурмане, да начали творить «многие зла», требуя серебро на какие-то дороги, армию и госаппарат, то народ бунтовал, топил, жег, колол и резал сборщиков, реализуя мечту всех анархистов и любителей «независимости бизнеса от государства». Но праздник кончался, когда приходили войска и всех приводили к одному знаменателю. Особо буйных вычищали под корень другим в назидание. Первоначально порядок наводили сами монголы. А потом это дело поручили назначаемым князьям. Мол, вы там сами разберитесь, зная местную специфику. И князья разбирались. Ух, как они разбирались! Любой монгол бы позавидовал. Чтобы понять, сколько оставалось на руках московского князя, достаточно посмотреть на московский Кремль. Хоть его и возвели после окончательного отказа платить дань в Орду, но строили на месте прежнего не маленького Кремля. Да и собрать денег на итальянских мастеров и тонны обожженного кирпича тоже время нужно. Сотни московских храмов, которые нынче радуют туристов, тоже строили при активном использовании княжеских денег. Средств требовало и войско князя. «Как? - воскликните вы, - как монголы могли допустить войско у потенциальных бунтовщиков, неплательщиков дани?» Тут надо помнить, что на Русь зарились не только с востока, но и с запада. Разные шведы и немцы тоже хотели пощипать и Псков, и Новгород, а если повезёт, то и Москву. И что, татарам защищать северо-западные рубежи русских? Вы уж сами как нибудь. Народу полно, местные особенности знаете, «проблемы индейцев шерифа не волнуют». В итоге «местное ополчение» выросло в такую армию, которая вполне могла противостоять центральной.

В 1472 году Иван III решил, что хватит кормить Орду. Самим на Кремль не хватает. Ахмат хан, тогдашний верховный главнокомадующий, весьма оскорбился таким злоупотреблением доверия и пошёл наводить ордынский порядок. На Оке Ахмата разбили русские  «ополченцы».  Вполне профессионально разбили. Вторую попытку вернуть контроль над сбором налогов и поставить правильного князя на Москве Ахмат совершил лишь через 8 лет. Видимо, новые нукеры подросли. Но и Василий не дремал. Разведчики Ахмата донесли, что по Оке путь закрыт, русские хорошо подготовились. И тогда хан пошёл в обход, с запада. Обогнул Калугу и вышел к речке Угре. Да вот беда, и там были русские полки. Попытки переправиться пресекались огнём из луков и пищалей. Начались переговоры.

А тем временем столицу Орды Новый Сарай жгли и грабили. Ахмат, памятуя поражение 8 лет назад, взял все силы для брата Ивана. А Иван, имея свои источники информации, подготовил летучий диверсионный отряд и в нужное время пустил его вниз по Волге.  Князь Василий Ноздроватый-Звенигородский успешно выполнил приказ. А помогал ему наследник крымского хана, Нур-Девлет. «Постойте, - скажет читатель, - а при чём здесь крымский хан?»
На заре Татаро-монгольского ига, когда князей было больше, чем ярлыков «великого князя», монголы умело стравливали туземцев. Князья не объединялись против захватчиков, а грызлись за место главного князя, как собаки. И предавали, и продавали, и ослепляли, и подставляли перед новыми хозяевами друг друга. Но времена поменялись, ханы утратили братское единство, каждый норовил либо сесть на престол в Новом Сарае, либо вообще отделиться и жить отдельным ханством, прямо как русские князья в прежние времена. Крымский, как самый дальний, решил, что «хватит кормить Сарай». Его цели совпали с московскими, а умелая работа послов и разведчиков позволили князю и хану объединить усилия. Ахмат очень рассчитывал на помощь польского короля Казимира. Стоило поляку собрать войско для похода на Москву, как его южные рубежи начали терзать крымские татары. Тут уж не до Кремля.

Поход Ноздроватого вполне мог обойтись без Девлета. Но папа сильно попросил, пусть сыночек столицу посмотрит, когда ещё удастся? Когда Ахмат узнал о двух ножах в спину, он вынужден был собрать остатки армии и возвращаться восвояси. Ко всем бедам, включая голод в огромном войске и дурные вести из столицы, добавилась повальная дизентерия. Возможно, с тех пор появилось в нашем народе выражение «дат просраться». Трижды оскорблённый хан поспешил домой, где вскоре был убит братским ханом Ибаком.

«Стояние на Угре» для России стало поворотной точкой. Из части Золотой Орды она стала реально независимым государством.  Но в отличие от доордынских княжеств, Русское царство умело собирать налоги, полагалось не на братские чувства, а на вертикаль власти, имело профессиональную, закалённую в боях армию, готово было строить не только церкви и монастыри, но крепости и дороги. В дальнейшем, Русское царство поглотило как территорию Золотой Орды, так и всю Сибирь, Польско-литовское королевство, Крым, Аляску. Ошибки ордынских предшественников были учтены. Принцип «доверяй, но проверяй» позволял давить сепаратизм до того, как становилось поздно. Да и с родственниками было строго. Одна страна — один царь. Остальные — холопы его. В итоге государство, родившееся при Иване III, живёт до сих пор, многократно  приумножив как территорию так и подданных.

Что до нашего праздника 12 июня, то представьте, что в 1480 году Ахмат объявил бы о  независимости Большой Орды от Крымского ханства, Казахского ханства, Тюменского ханства, Польского, Литовского, Московского княжеств и прочих «лишних земель», с которых и налогов-то с гулькин нос, одни проблемы.