Московские адреса Гагариных

Алла Жданова
               
       
Москвичам известен пассаж «Кузнецкий мост» по адресу - улица Кузнецкий мост 19. 
Центром фасадной композиции является гигантское двухэтажное окно над входной аркой, оформленное скульптурами грифонов и Меркурия с жезлом. Это красивое четырехэтажное здание в стиле ампир имеет интересную историю.

С середины XIX  века его владельцем стал князь Григорий Григорьевич Гагарин, художник приобрел его у князя В.М.Долгорукого-Крымского.

Дом не предназначался для проживания - это был доходный дом. Сначала «Магазин русских изделий», а в1888 году здесь разместился филиал знаменитой торговой фирмы «Мюр и Мерилиз». Помещения сдавались также и другим торговым фирмам.
После смерти Г.Г.Гагарина в 1893 году дом перешел во владение его сыну Андрею Григорьевичу Гагарину.

В советское время, сразу после революции, здесь находилось издательство «Земля и фабрика». Издательство выпускало популярные журналы, в том числе журнал «Вокруг света».

Сейчас первый этаж здания, кроме пассажа, занимают магазины и бутики. В здании размещаются также другие учреждения и организации, в том числе Московский Международный Центр содействия приватизации и предпринимательству.   
Ярко-синяя таблица на въездной арке означает, что здание является «выявленным объектом культурного наследия и охраняется государством».
 
Дом 8 в Варсонофьевском переулке в 1892 году возвел архитектор Н.Г.Фалеев по заказу  Андрея Григорьевича Гагарина, сына художника. Так же как дом на Кузнецком мосту, он предназначался для того, чтобы быть доходным. Переулок получил свое название от существовавшего здесь еще с XVI века Воскресенского Варсонофьевского монастыря.
Именно в этом или соседнем  доме Ильф и Петров «поселили» Эллочку Людоедочку  с ее двумя стульями из дворца…

В 20-30 годах прошлого века у жившего здесь артиста Владимира Яхонтова часто бывали в гостях многие актеры и писатели, в том числе и поэт О.Мандельштам.
 
Дом  11 (палаты) в Армянском переулке с 1790 года принадлежал Ивану Сергеевичу Гагарину, деду Григория Григорьевича Гагарина. С XVII века в  перечне  прежних владельцев усадьбы  -  Милославские, Волконские, Дмитриевы-Мамоновы.

Автором проекта нынешнего классического облика палат является М.Ф.Казаков, приглашенный для этой цели И.С.Гагариным. Благодаря архитектору, дом приобрел  изысканный и изящный облик, полностью сохранившийся до наших дней.
В 1810 году дворец был продан И.Н.Тютчеву, отцу поэта Ф.И. Тютчева.

В списке достопримечательностей Москвы это здание так и значится: «дворец Гагариных-Тютчевых». С 1831 года и вплоть до самой революции 1917 года здесь находился «Дом призрения»,   известный в Москве  как «Горихвостовская богадельня», по имени Дмитрия Петровича Горихвостова (1769-1846), известного мецената, благотворителя, который в 1831 году купил дворец у родитетелей Ф.И.Тютчева, открыв в нем богадельню.
В романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» есть сюжет, где действие развивается в  Доме соцобеспечения имени Некрасова. Это не выдумка писателей, а исторический факт. Именно в этом здании  находился прообраз наших сегодняшних ЦСО (да простят меня работники служб социальной защиты…)
С 1928 года под председательством Глеба Кржижановского  здесь работал Комитет по Волго-Донскому строительству. Позже здание было отдано под коммунальное жилье, и только в семидесятых годах прошлого века отреставрированный Главный дом принял первоначальный вид.
Сейчас здесь находится Российский детский фонд, являющийся преемником Советского детского фонда имени В.И.Ленина, созданного по инициативе А.А.Лиханова.
Сергею Сергеевичу Гагарину (1795-1852) с 1818 года принадлежало владение на Поварской 25а. Архитектор Д.И.Жилярди главный дом усадьбы спроектировал в стиле ампир. С.С.Гагарин  был директором Императорских театров, в 1831 году открыл Александринский театр.

П.А.Вяземский в «Старой записной книжке» рассказывает о встрече князя Сергея со своим кузеном  князем Григорием: « Двоюродные братья, князья Гагарины, оба красавцы в свое время, встретились после двадцатилетней разлуки в постороннем доме. Они, разумеется, постарели и друг друга не узнали. Хозяин должен был назвать их по имени. Тут бросились они во взаимные объятия».

Во второй половине XIX века владельцем дома стало Управление государственного коннозаводства. Сюда в 1875 году переехал со своей семьей заведующий Московской конторой Управления  генерал-майор Л.Н.Гартунг (1834-1877), муж старшей дочери А.С.Пушкина Марии Александровны (1832-1919). В 1877 году Л.Н.Гартунг, несправедливо обвиненный в злоупотреблениях, застрелился.

Мария Александровна Гартунг с детьми была вынуждена покинуть служебную квартиру.
(За полвека до этих событий декабре 1828 года  в соседнем доме - доме Шереметевых на Поварской 27 А.С.Пушкин читал поэму «Полтава».)

Старшая дочь А.С.Пушкина скончалась  в 1919 году в возрасте 86 лет, находясь в совершенно бедственном материальном положении. Назначенную в 1919 году наркомом просвещения советского правительства Анатолием Луначарским субсидию дочь А.С.Пушкина Мария Александровна Гартунг не успела получить при жизни ни разу. Первая (и последняя пенсия) была истрачена на ее похороны.

Л.Н.Толстому Мария Александровна Гартунг послужила прототипом образа Анны Карениной. В каминном зале бывшей усадьбы Гагариных на Поварской висит репродукция портрета М.А. Гартунг. С 1937 года здесь размещается Институт мировой литературы имени А.М.Горького (ИМЛИ).
 
С именами Сергея Сергеевича Гагарина и его брата Николая Сергеевича связывают еще одну сохранившуюся московскую усадьбу на Земляном валу 53, которую  чаще  называют усадьбой Усачевых-Найденовых, иногда  усадьбой «Высокие горы», так как она находилась (и находится) на одном из возвышенных мест Москвы.
Усадьба в основном сохранила свой дореволюционный облик: главный усадебный дом с закругленным пандусом, который стерегут чугунные львы и грифоны, великолепные чугунные ворота мастерской ковки. Сохранившаяся атмосфера старой Москвы, не раз использовалась при съемках кинофильмов. В парковой зоне с ее ротондами снимались сцены кинофильма «Покровские ворота». 

(Некоторые источники указывают на то, что представители рода Гагариных имели владения по этому адресу еще в начале XVIII века.)

В наши дни здесь разместился Московский  научно-практический центр медицинской реабилитации и восстановительной спортивной медицины.

К сожалению, многое на территории усадьбы пришло в запустение. Ротонды, грот, фонтан  полуразрушены. Великолепные парковые скульптуры, символизирующие четыре времени года, находятся в плачевном состоянии.

Здание 15/29 на углу Петровки и Страстного бульвара известно знатокам истории Москвы как «Усадьба Гагарина - Английский клуб - Ново-Екатерининская больница».

В XVIII веке это здание в стиле раннего классицизма было построено для семьи князя Сергея Васильевича Гагарина (1713-1782), прадеда Григория Григорьевича Гагарина. С конца XVIII века усадьбой владел Сергей Иванович Гагарин (1777-1862), дядя Григория Григорьевича Гагарина.

Гагарин С.И. в 1802 году сдал свою усадьбу Английскому клубу, который был очень популярен у москвичей. Из книги Н. Верховской  «Карамзин в Москве и Подмосковье»: «Здесь собиралась мужская половина дворянского общества. Играли в карты, лакомились отличными обедами, судачили, злословили, обсуждали петербургские новости, беседовали о политике. В клубе была хорошо оборудованная «газетная» комната, где посетитель мог найти все выходившие в то время журналы, как русские, так и иностранные».

Княжескую усадьбу на Петровке Лев Николаевич Толстой воспел в романе «Война и мир», когда описывал чествование князя Багратиона.
Большой московский пожар уничтожил гагаринскую усадьбу. Некоторое время она  оставалась заброшенной. В 1826 году городские власти выкупили обширную территорию усадьбу Гагариных. Главный ее дом был полностью восстановлен (архитектор О.Бове).

В 1833 году в восстановленную гагаринскую усадьбу переезжает Екатерининская больница для бедных. Больница стала называться Ново-Екатерининской. В 1876 году больница получила статус Императорской. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. больница была эвакуационным госпиталем, после войны - это городская клиническая больница N 24. Как лечебное учреждение больница в усадьбе Гагариных просуществовала 176 лет - до 2009 года!

Сегодня особняку вернули былую красоту и величие. Со стороны Успенского переулка  можно войти в парк Екатерининской больницы - удивительно тихое для центра столицы место.  Усадьба будет соединена пешеходной зоной с одним из любимых и известных мест отдыха москвичей - парком «Эрмитаж». Главный дом усадьбы уже стал центром для общественных организаций.
            
                -«-


    Еще о некоторых  московских адресах Гагариных.
 Григорий Григорьевич Гагарин, наш современник, с которым я познакомилась после выхода в свет первого издания книги, на первой  с ним встрече подсказал адрес дома, значащийся как:  улица Воздвиженка, 1/Моховая, 6/Манежная, 13 (его называют Домом Торлецкого-Гагарина)   
      Краткая его история такова.
      В 1894 году князь Григорий Григорьевич Гагарин – последний владелец карачаровской садьбы, выкупает здание у Александра Логиновича Торлецкого, члена Русского музыкального общества, активно занимавшегося благотворительностью. В его доме на Воздвиженке неоднократно бывал Петр Ильич Чайковский.
    Григорий Григорьевич Гагарин сказал, что помнит рассказ своего отца, Григория Борисовича Гагарина, который, будучи еще мальчиком  «стрелял»… в кареты, выезжавшие из Боровицких ворот Кремля   вишневыми косточками из трубочек.

       Напомню : дочь последнего карачаровского владельца Татьяна Григорьевна (1884 -1925) вышла замуж за своего дальнего родственника - Бориса Владимировича Гагарина (1876-1966). По всей видимости, семья Бориса Владимировича жила здесь с детьми – Григорием, тем самым «шалуном» и Марией, вышедшей впоследствии замуж за бельгийского барона ……Лихтбуера НАПИСАТЬ ПОЛНОСТЬ ИМЯ) в годы, непосредственно предшествовавшие революции).
После Октябрьской революции здание передали в ведение Коминтерна. Расположенная здесь станция  метро «Александровский сад», сначала носила название «Улица Коминтерна». В этом здании в разные годы проживали его известные комитерновцы- Антонио Грамши, Бела Кун, Хо Ши Мин. В память о них на доме установлены памятные таблички.
  В наши дни большая часть здания находится  в ведении Российской Государственной библиотеки.
        В конце 2017 – начале 2018 года на одном из аукционов появилась картина неизвестного художника «Дом князя Гагарина» с указанием адреса на Софийской набережной Москвы.  Был указан нечетный номер дома. Григорий Григорьевич рассказал мне об этом, позвонив  из  Челябинска и уже вместе с ним, мы провели небольшое расследование с целью уточнить, о каком доме идет речь.
Не составило труда выяснить, что на Софийской набережной нет нечетной стороны – вместо нее Москва – река. А вот дом по адресу Софийская набережная 36 (бывшее Кокоревское подворье) оказался связанным с именем князя Андрея Григорьевича Гагарина, который приобрел его в 1913 году и сделал его одной из лучших гостиниц Москвы.
       Из путеводителя «Вся Москва» за 1913 год:
«Москва обогатилась новым роскошным отелем на Cофийской набережной. Бывшее «Кокоревcкое подворье» перешло к новому владельцу, который не пожалел средств на ремонт этого старинного здания…Великолепный вид на Кремль, чистота, образцовая прислуга, недорогая расценка комнат — вот особенности этой новой гостиницы… гостиница должна иметь большой успех, как у приезжающих, так и москвичей»
Современники отмечали, что «Кокоревское подворье», когда оно оказалось в собственности князя А.Г. Гагарина и который провел здесь масштабную реконструкцию и, в некотором смысле, возродил его, по уровню комфорта и технической оснащенности не уступало лучшим европейским отелям. И это понятно - все, за что брался Андрей Григорьевич Гагарин, первый директор Санкт-Петербургского политехнического института, могло быть только самым передовым на тот период, самым лучшим.
На картине неизвестного художника изображено именно это здание, правда, четырехэтажное. После революции были надстроены еще три этажа и здание было передано Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского

    А вот еще один московский адрес, связанный с именем Г.Г. Гагарина. Нет, никто из Гагариных здесь не жил. Впрочем, давайте по порядку:
    Даже случайно оказавшись на Погодинской улице, увидев этот сказочный деревянный терем, вы не сможете не остановиться!
Высокий сруб со светёлкой второго этажа, прихотливая резьба ставен, «полотенец», «подзоров», одновременно очень изящных... Красота завораживает, звучит как музыка.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ,  это деревянное чудо - "погодинская изба" - ВЫПОЛНЕНО ПО РИСУНКАМ КНЯЗЯ Г.Г.ГАГАРИНА!
Итак, Погодинская 12а… Рядом с Новодевичьем монастырем. Это одно из старейших деревянных зданий Москвы – ему более 160 лет. Известно как «Погодинская изба» (год постройки -1856, архитектор Н.В.Никитин) М.П.Погодин в том «древлехранилище» хранил исторические реликвии.
Василий Александрович Кокорев, откупщик, меценат, один из богатейших людей России второй половины XIX века, профинансировал и подарил эту «избу» М.П.Погодину.
Интересно, что снова имена В.А.Кокорева и Г.Г. Гагарина, правда, опосредованно столкнутся в более позднее время, когда в 1912 году князь Андрей Григорьевич Гагарин, сын князя-художника, первый ректор Санкт-Петербургского политеха, приобретет знаменитое «кокоревское подворье», до 1889 года принадлежавших В.А.Кокореву.  (добавить иллюстрацию дома на Погодинской)
... Перечитывала рассказ Алексея Толстого «Простая душа», вдруг как споткнулась – «пылал огромный гагаринский дом»:
«Катя прождала весь следующий день. К вечеру пришел юнкер с запиской от Сергея Сергеевича, попросил кипятку, хлеба и папирос, и, сколько ни отговаривал Катю, она собрала все, что было съестного, и побежала к Никитским воротам.
Далеко вокруг, озаряя кривые переулки, пылал огромный гагаринский дом.
Грохотали залпы. Со всех чердаков, из окон, из-за деревьев выскакивали длинные огненные иглы выстрелов. Иногда темная фигура перебегала от дерева к дереву. На песке бульвара, красном от зарева, поблескивающем корками льда, валялись, как мешки с поклажей, пять-шесть убитых. Катю не хотели пускать, она отвечала:
- Найду и найду его, хоть убивайте меня. Приказывал чаю принести, и принесу. Пустите.
Спотыкаясь, скользя по ледяному бульвару, Катя добралась до канавы, вырытой поперек проезда. В ней лежали люди в шинелях. Стреляли из канавы, и с Никитской, и с переулка - отовсюду.
Катя стояла за деревом, глядела на страшный дом.
Катя, закричала: - Сергей Сергеевич, где вы?
Ее не захотели слушать, прогнали, и вдогонку хриплый голос из канавы крикнул:
- Не туда идешь, дура, он - около Чичкина лежит.
Сергей Сергеевич лежал около лавки Чичкина, у самой стены. Голова закинута навзничь, рот приоткрыт, из темени по асфальту растекалась темная лужа.
Катя присела около него и долго, долго глядела в лицо»
     Немедленно отправилась  к  Никитским воротам. Знала, что дом не сохранился, на его месте памятник К.А.Тимирязеву.
Ученый-дарвинист, отлитый из чугуна, безучастно смотрит на бурлящую вокруг Москву – с 1923 стоит, все повидал, все понимает! Смотрю на памятник, а перед глазами трехэтажный гагаринский дом с провалами окон, каким он был (сохранились фото) в результате событий 27 октября - 3 ноября 1917 года, когда площадь у Никитских ворот стала ареной кровопролитных боев между красногвардейскими отрядами и юнкерами Александровского военного училища. Многие дома на площади были разрушены, в том числе дом Г.Г.Гагарина. Вероятнее всего, судя по скудным источникам, дом принадлежал Глебу Григорьевичу Гагарину (1887-1974, внуку князя-художника.
     Рядом еще один гагаринский адрес - Никитский бульвар 8-а. Единственным уцелевшим в пожаре 1812 года зданием в районе Никитских ворот был небольшой флигель. Это все, что осталось от находившейся здесь большой усадьбы Гагариных, чей главный дом стоял на месте теперешнего ресторана «Прага» на Арбате. Уцелевший флигель позже был восстановлен и перестроен в главный дом, владелицей стала Анастасия Щербинина, дочь Екатерины Дашковой, первой российской женщины-академика.
Здание, окна которого щедро украшено лепниной, найти не составляет труда – теперь здесь, за массивной чугунной оградой – Дом журналистов, известное в Москве место.
Его тесно окружили, примыкая вплотную, летнее кафе под шатрами и винный погребок. На их фоне почти не видно Стены Памяти, на которой высечены имена журналистов, погибших в годы Великой Отечественной войны, и фигуры коленопреклоненного в трауре солдата.
Открыла массивную дверь и зашла вовнутрь, разговорилась с администратором, пожилой женщиной, в прошлом журналисткой и которая, как оказалось знает историю здания.
И о том, что А.С. Пушкин с Натальей Николаевной танцевали здесь на третий день после своего венчания на балу у Щербининых, тоже знает. Татьяна Петровна – так зовут администратора,- чувствуя, что нашла благодарного слушателя, показала рукой в сторону Арбата и добавила:
«Главная усадьба была на том месте, где сейчас ресторан «Прага». Сгорел во время пожара 1812 года». Мы с Вами уже знаем об этом, но виду не подадим…
У Дома журналистов – в начале пути он назывался Домом печати – своя история. В этих стенах свои стихи читали Есенин, Маяковский, Шершеневич, Мариенгоф, Брюсов и Блок – в последний раз, за три месяца до кончины. Здесь же 30 декабря 1925 г. москвичи возлагали цветы на гроб Есенина. 

*  *  *
Родовые или благоприобретенные поместья, усадьбы, села, сельца, деревни, владельцами которых были представители рода Гагариных, широко рассыпаны по русской земле:
село Великое Владимирской губернии,
сельцо Кривякино, поместье Сенницы и Никольское-Гагарино на берегах Тростенского  озера Московской губернии,
село Бухово Рязанской губернии,
деревня Царево Награда Самарской губернии,
села Дубенское, Большие Печерки, Кужендеево, Кузятово, Чуварлейка Нижегородской губернии, деревня Вахромеево, деревня Савкино и село Сучки, имение Родни Тверской губернии и другие …
 
Любимое нами «сельцо Карачарово», конечно, не завершает этот перечень.