Блаженны чистые сердцем

Алла Жданова
               
Мария, старшая из дочерей Григория Григорьевича Гагарина, родилась в Тифлисе в 1851 году. Прожила долгую, трудную и необычную жизнь. Скончалась в 1941 году в возрасте 90 лет. Похоронена на кладбище церкви Кокад в Ницце (Приморские Альпы, Франция). Кладбище Кокад - второе по размерам русское кладбище во Франции после парижского Сен-Женевьев-де-Буа.
… ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ИСХОД, конец второго десятилетия XX века - одна из самых трагических страниц в истории России.
Около пяти миллионов человек, цвет нации, образованные, талантливые, и, наконец, просто порядочные и совестливые люди покинули Россию, чтобы найти себе пристанище в чуждых им странах.
Уходили люди разных социальных классов, вероисповеданий, национальностей. Для тех, кто ушел и для тех, кто остался - для всех это явление - русская эмиграция - стало трагедией. Трагедией для России и для ее народа. Нравственные и духовные нити, связующие нацию, прервались.
Шли годы. И с годами все больше появлялось русских кладбищ, рассыпанных в разных странах и городах Европы, Азии, Америки. Здесь нашли свой последний приют те, на долю которых выпало самое большое несчастье - потерять Родину. Вот только малый перечень: кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в парижском регионе, кладбище в районе монастыря Савина в г.Херцег-Нови (Черногория), Никольское кладбище (Хельсинки), «Ново гробле» - «Новое кладбище» в Белграде, кладбище Хуаншань в Харбине (Китай), русское православное кладбище в Сиднее (Австралия), кладбище «Та Браксия» на Мальте, русское православное кладбище в Сан-Франциско. Только в Ново-Дивеевском монастыре местечка Нануэт (США) - семь тысяч русских могил!
Останки былого величия и истории России покоятся на русских кладбищах Болгарии, Турции, Австралии.
До 1900 года на русском погосте «Тегель» в Германии было всего 45 могил. Но всего через два десятка лет в Берлине окажется около 300 тысяч русских эмигрантов, для многих из которых этот погост окажется последним пристанищем.
… Вернемся в жемчужину Средиземноморья - Ниццу. Это город «с русской кровью». На православном кладбище «Кокад» похоронено более 3000 российских подданных и русских эмигрантов.
Кладбище «Кокад» открыто 1867 году на участке земли, приобретенном российским консульством. В память наследника престола цесаревича Николая Александровича, скончавшегося 1865 году в Ницце, названо «Николаевским». В центре кладбища была воздвигнута часовня во имя святителя Николая Чудотворца.
В 2014 году Российское государство подтвердило свои права на управление кладбищем, которое остается приходским погостом Свято-Николаевского собора.
Каскад прямоугольных надгробий, в изголовьях которых русский православный крест, спускается по одному из цветущих склонов Альп. Эти надгробия похожи на огромные разбросанные книги - книги русских судеб. Их тяжелые мраморные обложки захлопнуты. Многие из них так остались непрочитанными.
Положим наши цветы на одну из плит...
«Мария Григорьевна Раевская, урожденная княгиня Гагарина, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины. Род 2 июня 1851 г. скончалась 20 июля 1941. БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ИБО ОНИ БОГА УЗРЯТ»
(Рядом могила Александра Николаевича Раевского (1795-1868), родственника со стороны мужа (брата свекра), в годы молодости дружившего с А.С.Пушкиным и послужившим прообразом героя поэмы «Демон»).
Давайте приложим усилия и попробуем прочитать казалось бы навсегда закрытую книгу о жизни и судьбе старшей дочери Г.Г.Гагарина - Марии Григорьевне.
Фрейлина Высочайшего Двора, Кавалерственная дама ордена Екатерины, Мария вышла замуж в 1871 году за Михаила Николаевича Раевского (1841-1893), внука генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.
Внук генерала Н.Н. Раевского, Михаил был идеалистом, мечтателем, поэтом и музыкантом. Он и учиться хотел на историко-филологическом факультете, но уступил желанию матери и поступил на математический. Михаил Николаевич рано стал семейным человеком, женившись в 1871 году на Марии. У них было десять детей: четыре сына и шесть дочерей.
Как и все Раевские, Михаил Николаевич был личностью незаурядной. В свободное от служебных занятий время Михаил Николаевич интересовался проблемами плодоводства. В 1880 году он составил серьезный труд, посвященный водной проблеме родного сердцу Крыма. Михаил Николаевич основал Императорское общество садоводов и был первым его президентом.
Генерал-майор, поэт и садовод, любящий и любимый глава многочисленного семейства, Михаил Николаевич Раевский скончался в возрасте 52-х лет.
Трагическим стал для Марии Григорьевны 1893 год, когда она одного за другим потеряла сначала отца, а через полгода - мужа.
Марии Григорьевне Раевской судьбой было уготовано войти в историю как женщине, приложившей невероятные усилия для увековечения памяти героя сербско-турецкой войны Николая Николаевича Раевского.
Николай Николаевич Раевский (1839-1876), брат Михаила Николаевича, старший внук легендарного генерала Раевского, героя войны 1812 года, погиб во время сербско-турецкой войны 1876-1877 гг. Когда мы в России называем имя Николая Николаевича Раевского, у нас сразу возникает образ генерала, героя 1812 года. В Сербии же при упоминании этого имени думают о его внуке - Николае Раевском.
Николай Николаевич Раевский прибыл в Сербию в составе трех тысяч русских добровольцев под командованием генерала Черняева, чтобы воевать за своих православных братьев - славян в их борьбе против османского ига.
Чтобы войти в сербскую армию добровольцем, следовало уволиться из армии российской. Раевский принял непростое, мужественное решение и в чине полковника кавалерии вышел в отставку.
22 августа 1876 сербский король Милан прислал брату покойного, Михаилу Николаевичу Раевскому, телеграмму следующего содержания:
«С чувством глубокой скорби посылаю Вам печальное известие, что Ваш доблестный брат Николай Николаевич геройски пал в кровавой битве против врага славянского имени и веры. Ваша потеря велика, но она не менее велика и для сербского войска и того святого дела, во имя которого покойный геройски боролся. Я надеюсь, что это войско, которым он командовал и показал доблестный пример, отомстит за его геройскую смерть, и прошу Всевышнего, да укрепит Ваши силы перенесть тяжелую потерю».
Николай Раевский погиб в местечке под названием Горни Адровац, его прах был перевезен в усыпальницу Раевских в Крестовоздвиженской церкви села Разумовка Кировоградской области в Украине.
Николай Раевский стал национальным героем Сербии. Чтобы увековечить память о сыне-герое, его мать, Анна Михайловна, решила поставить на месте гибели сына храм-памятник. Но прошло почти три десятилетия, прежде чем осуществился данный ею обет. Какая череда трагедий сопровождало его исполнение!
В 1883 году, предчувствуя свою скорую кончину, Анна Михайловна попросила младшего сына – Михаила (мужа Марии Григорьевны) исполнить ее желание - поставить на месте гибели его брата храм-памятник, оставив на это 50 тысяч рублей. Однако, продолжавшаяся в Сербии до конца столетия неблагоприятная политическая обстановка долго не позволяла Михаилу Николаевичу приступить к осуществлению задуманного.
А в 1893 году умирает и Михаил Николаевич, перед смертью передав семейное обязательство теперь уже своему старшему сыну - Николаю Михайловичу. В 1900 году в возрасте 27 лет Николай умирает.
И тогда за осуществление завета покойной свекрови взялась вдова Михаила Николаевича- Мария Григорьевна Раевская (урожденная Гагарина). Она и довела задуманное матерью героя дело до конца. В 1903 году храм-памятник был возведен.
…На юге Сербии, на окраине села Горни Адровац, почти скрытый за столетними липами, возвышается однокупольный храм, выстроенный в привычном для русского глаза византийском стиле. Посвященный изначально Святой Троице, он, однако, воспринимается сербами иначе. Для всех в округе - это «русская церковь» или «церковь Вронского».
Ее название связано с широко распространенной в Сербии версией, что именно он, Николай Раевский, внук легендарного бородинского героя, послужил Льву Толстому прототипом для образа графа Вронского в романе «Анна Каренина».
Так, спустя двадцать семь лет с момента гибели, завершилась история Раевского - Вронского в Сербии. Памятником русскому стал храм, воздвигнутый на сербской земле...
И сама Мария Григорьевна, выполнив семейный долг, не собиралась отстраняться от своего детища. В декабре 1903 года она обратилась в российскую Миссию в Белграде с письмом: «По желанию покойной моей свекрови и моего покойного мужа я выстроила церковь на месте убиения брата моего мужа Н.Н.Раевского. По желанию моей свекрови я на эту постройку ассигновала 50000 рублей... Очень хотелось бы знать будущность этой церкви, кто ее примет и в чьем ведении она будет, и кому мне вручить оставшиеся деньги - 5600 рублей на ее содержание, которые желательно оставить как капитал, принадлежащий церкви».

В октябре 1915 года началось совместное наступление германских, австро-венгерских и примкнувших к ним болгарских войск на сербов. Область была оккупирована болгарами, которые разграбили русскую церковь. Так она и простояла все три года, пока длился «пир победителей», - пустая, с выбитыми стеклами и поврежденной крышей.
В 1918 году оккупанты были изгнаны из долины Моравы. Начался срочный ремонт храма.
Храм действовал, службы продолжались, совершались торжественные богослужения в честь Николая Раевского. Люди на них шли пешком и ехали издалека, тропа памяти не зарастала, несмотря на все потрясения...
Увы, она зарастет позднее - после прихода в 1945 году к власти в Югославии коммунистов. Какой Раевский? Какая церковь? Храм был заброшен и простоял, ветшая, почти полвека...  Мария Григорьевна, скончавшая в июле 1941 года, слава Богу, не узнала об этом запустении.
И только в начале XXI века в пустой и размоленный храм снова вернулись люди.
Род Раевских как бы избран богом, чтобы в XIX веке дать России героев, череда которых беспрерывна. Мы лишь чуть-чуть прикоснулись к именам замечательных представителей рода, но назвали не всех.
Как хотите упрекайте автора за то, что он постоянно отвлекается, но, во-первых, вы уже предупреждены были об этом в начале повествования, а во-вторых, как можно умолчать еще об одном связующем имени - сыне героя 1812 года, отце героя сербско-турецкой войны - Николае Николаевиче Раевском (1801-1843)? Здесь обычно добавляют «младший».
Когда увлекаешься какой-то темой, судьба сама сталкивает тебя с событиями, именами, фактами, имеющими отношение к ней.
Люблю город Новороссийск, особенно в районе морского порта: крики чаек над Цемеской бухтой, суровый силуэт стоящего на вечной стоянке крейсера «Михаил Кутузов», бронзовая скульптура молодой женщины с мальчиком на руках, со вскинутой рукой вслед уходящем в плавание кораблю, памятник основателям города - генерал-лейтенанту Н.Н. Раевскому, контр-адмиралу Л.М. Серебрякову и вице-адмиралу М.П. Лазареву.
Стоп! Какому из Раевских? Которому из Николаев Николаевичей?
Итак, Николай Николаевич Раевский (1801-1843) - младший сын героя войны 1812 года.
Во время войны 1812 году вместе с братом Александром неотступно находился при отце -вплоть до взятия Парижа. За отличие в сражении под Парижем награждён орденом Владимира 4-й степени с бантом, в 12 (!) лет стал подпоручиком и кавалером ордена Святого Владимира IV степени.
 А вот одна из легенд Отечественной войны:
 « В июле 1812 года во время нашествия Наполеона сложилась ситуация, когда потребовалось небольшими силами задержать наступление маршала Даву, чтобы отступавшая армия Багратиона смогла переправиться через Днепр. У небольшой деревни 11 июля противники встретились: малочисленный корпус под командованием Н.Н.Раевского-отца и 50-тысячная армия "железного маршала" Даву, который за всю жизнь не проиграл ни одного сражения. Бой продолжался с рассвета до сумерек.
 В решающий момент сражения, во время наступления неприятеля, поддержанного всей армейской артиллерией, дрогнул Смоленский полк, защищавший центральную позицию у моста. Помочь могло разве что чудо.
 И на передней линии сражения появился командир с сыновьями - шестнадцатилетним Александром и десятилетним Николаем со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!» Барабаны забили атаку. Александр поднял над собой знамя, взятое из рук убитого. Смоленский полк, а за ним все остальные без единого выстрела двинулся навстречу противнику, впереди шел генерал со своими юными сыновьями. Наступление противника захлебнулось.
 На следующее утро Даву ждал подкрепления, будучи уверен, что перед ним вся армия Багратиона. Она к тому времени уже успела переправиться через Днепр, а следом за ней - корпус Н.Н.Раевского, который выполнил свою задачу.
 Сам Наполеон так оценил командира: "Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы". После боевого крещения отец спросил у младшего сына: "Знаешь ли ты, зачем я водил тебя с собою в дело?" "Знаю. - Ответил мальчик. - Чтобы вместе умереть". (.А.П.Садчиков, профессор МГУ)
 В 1838 год во время войны с горцами на Кавказе с эскадры кораблей десант под командованием генерал-майора Н.Н.Раевского-младшего высадился в Цемеской бухте. С 1839 по 1841 год он являлся Начальником всей Черноморской Береговой линии. В результате, на этом месте в устье реки Цемес был основан город, ставший впоследствии Новороссийском (1845 год).
 Александра Сергеевича Пушкина долгие годы связывали тесные узы дружбы с семейством Раевских. Особенно с Раевским-младшим. Ему поэт посвятил «Кавказского пленника»:
«Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье
Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг.
Когда я погибал, безвинный, безотрадный,
И шепот клеветы внимал со всех сторон,
Когда кинжал измены хладный,
Когда любви тяжелый сон
Меня терзали и мертвили,
Я близ тебя еще спокойство находил;
Я сердцем отдыхал - друг друга мы любили:
И бури надо мной свирепость утомили,
Я в мирной пристани богов благословил».