Навьюченное седло

Авель Хладик
Картина "Навьюченное седло", 1732 год. Автор Пьер Сюблeйр (1699–1749)
 

В басне Жана де Лафонтена "Навьюченное седло" рассказывается о том, что знаменитому художнику, любвеобильному и страстному, который к тому же был страшным ревнивцем, понадобилось ненадолго уехать из дома. Ни разу не полагаясь на верность своей столь же любвеобильной жены он художественно запечатал ее ласточкино гнездо и нарисовал поверх вагины осла, наивно полагая, что рисунок сотрется, если благоверная надумает ему изменить.. (Почему он выбрал осла, наша дорогая редакция не знает и поэтому просто принимает сие событие как эстетический факт: - на пи*зде нарисован осел)
 
Однако приятель художника, тоже художник, воспользовался случаем и на скорую руку соблазнил одинокую, тоскующую по возлюбленному деву. В пылу страсти, как и полагал муж, рисунок стерся, но любовник не растерялся и нарисовал осла вновь. Для этого он, будучи юношей предусмотрительным, сначала тщательно скопировал оригинал на листок бумаги. Эта бумага с ослом изображена на картине Сюблeйра. Она лежит на полу, слева от хитроумного любовника. Однако, парень оказался с юмором, не удержался и пририсовал животному седло (.Типо - "...дорогой друг, я навьючил твоего осла"). Когда муж вернулся, то он увидел все это вопиющее - т.е. седло и остальное и сразу же уличил свою супругу в прелюбодеянии. Собственно морали Лафонтен никакой нам не навязывает. Дней минувших анекдот, не более того.
 
...Лишь ты - моя любовь и мой радетель.
Осел - свидетель верности моей".
Муж ей в ответ: "Будь проклят и свидетель,
И вьючивший скотину прохиндей!"
 
Пьер Сюблейра создал две практически одинаковые картины, одна из которых находится в Государственном Эрмитаже, а другая - в частной коллекции какого-то извращенца. Работа была сделана по заказу известного любителя персиков и ценителя цветочков, герцога Сен-Эньяна, французского посланника в Риме