Портреты двух неизвестных в каталоге ГРМ

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г. Портрет молодого офицера. Х.м. 63х53. 1810. ГРМ [1].
2. Варнек А.Г. Портрет неизвестного генерал-майора. Х.м. 61х51. Между 1830 и 1837. [1].

Каталог ГРМ [1], на который сделана ссылка для двух приложенных к миниатюре портретов, издан 19 лет тому назад, а поэтому я не исключаю, что на самом деле искусствоведы уже выяснили, кто запечатлен на данных портретах. И если это так, то в очередном, обновленном Каталоге ГРМ, издание которого, возможно, состоится в 2020-х гг., молодой офицер и генерал-майор уже будут иметь имена и станут известными. 

Но сейчас, до опубликования  очередного каталога, официального заключения о том, что на первом портрете изображен капитан Александр Христианович Шмидт, а на втором – генерал майор-майор Яков Иванович Слатвинский, нет. Поэтому до издания очередного Каталога оба представленных на портретах и капитан, и генерал-майор будут официально считаться неизвестными. А это позволяет всем желающим высказывать собственные версии о том, кого-же, именно, художник запечатлел на портретах. И первую версию об этом еще в 2010 году опубликовал в журнале «Невский библиофил»  Гунбин Г.А. [2].   

На последних страницах данного журнала имеется рубрика «Коротко об авторах», и вот что сообщается в ней об авторе данной публикации: «Гунбин Герман Алексеевич (р. 1934).  Инженер-механик. Кандидат технических наук. Автор научных работ по специальности. Библиофил. Историк живописи. Член секции книги и графики Петербургского Дома ученых РАН. Печатался в альманахе «Невский библиофил» Живет в Петербурге».   

Ознакомившись уже давно со статьей Г.А. Гунбина, хотел бы в настоящей миниатюре высказать свое мнение о ней и о проведенной атрибуции. По существу проделанной основательной работы должен сказать, что меня просто поразила дотошность, с которой было проведено данное исследование. Автор публикации свои выводы сделал на основании изучения десяти изученных им первоисточников, в том числе довольно редких, которые не так-то просто в настоящее время достать.

В целом, убежден, что Гунбин Г.А., не являющийся профессионалом, однозначно установил верные имена лиц, запечатленных на данных портретах, и привел в своей статье целый ряд  фактов, подтверждающих правильность атрибуции, а также любопытные биографические сведения из жизни двух малоизвестных преподавателей 1-го Кадетского Корпуса Петербурга. 

Но не могу не сделать замечаний, касающихся изложения результатов этого высокопрофессионального исследования, в результате чего большой материал статьи не лучшим образом представлен в ней, а кроме того он оказался перенасыщенным излишней информацией, что затрудняет чтение статьи. Тем не менее, хотелось бы, чтобы специалистам-искусствоведам ГРМ эта статья попалась на глаза и оказалась востребованной в работе при подготовке  очередного Каталога  ГРМ. 

Поскольку мне так же есть, что сказать о данных двух портретах и людях, на них запечатленных, представлю ниже эти сведения, дополненные некоторыми фактами из [2].

ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ОФИЦЕРА.
Должен сказать, что спустя несколько лет после опубликования статьи Г.А. Гунбина, был издан очень ценный при проведении атрибуций произведений живописи начала XIX века «Сборник документов Императорской Академии художеств (ИАХ)». В сборнике  в числе семи  работ А.Г. Варнека, выполненных в 1810-ом  году,  упоминается и обсуждаемый нами «портрет капитана [A.X.] Шмидта» [3]. 

Это свидетельствует о том, что Гунбин в своей статье верно определил имя модели, а дата исполнения оригинала портрета (1810) соответствует указанной на лицевой части полотна. Но из исследования автора статьи [2] следует, что за время жизни генерал-майор Шмидт Александр Христианович (20.11.1780 – 04.07.1848),  окончивший в 1797 году 1-ый Кадетский Корпус и проработавший в нем до 1834 года, исправляя с 1830 года должность директора Александровского малолетнего Кадетского корпуса, имел много наград.   При этом  некоторая часть их была после 1810 года дописана на портрете.   

Такое дописывание наград с одновременной корректировкой мундира выполнялось двукратно. В результате на портрете, поступившем в ГРМ в 1968 году и приложенном к миниатюре, Шмидт А.Х. изображен в мундире штаб-офицера военно-учебных заведений с орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-й степени и медалью «В память Отечественной войны 1812» [1].   

Поскольку из статьи Гунбина следует, что последняя из указанных наград (орден Св. Георгия) была вручена Шмидту в 1822 году, когда он уже был полковником (произведен в 1821 году), то возникает один курьез. Оказывается, что на последнем доработанном варианте портрета 42-летний полковник Шмидт А.Х. изображен с «лицом» 30-летнего капитана и в мундире 32-х летнего штаб-офицера, который у него был в 1812 году (именно в этом году была сделана последняя корректировка  по мундиру [2]).   Последнее заключение сделано уже автором  миниатюры. 

Но помимо этого заключения обращу  здесь внимание на одну интригу, которую я выявил после обращения к статье художественного критика П.П. Каменского, опубликовавшего в 1839 году Список работ А.Г. Варнека, надиктованный ему самим художником [4].  В этом списке значится портрет «генерал-майора Александра Христиановича Шмидта, в полковничьем мундире, поясной», который в 1839 году находился у него самого.

Из этой строки следует, что на данном портрете Шмидт был изображен в то время, когда он еще не стал генерал-майором, но был уже полковником и был запечатлен в полковничьем мундире. А поскольку полковником он стал в 1822 году, то вряд ли мундир полковника художник стал дописывать на портрете 1810 года. Из этого следует, что речь в списке Каменского идет о втором портрете А.Х. Шмидта, написанном А.Г. Варнеком в период с 1822  по 1829 гг., когда  Шмидт был произведен в генерал-майоры.

Ну а поскольку информации о данном портрете никакой нет, то можно заключить, что он был утерян. Что касается биографии А.Х. Шмидта, то в [2] сообщается, что еще до производства в  генерал-майоры он был награжден орденом Св. Владимира 3-ей ст., а 1828 г. – орденом Св. Анны 2-й ст. с алмазами.  Согласно «Диплому на дворянство» , полученному отцом А.Х., Христианом Мартыновичем в 1786 г., сын его также был дворянином. Шмидт А.Х,  имел, в свою очередь, сына Петра Александровича и внука Владимира Петровича, которые относились к дворянству Псковской губернии, окончили военно-учебные заведения, но рано (поручиками) ушли в отставку. Судьбы правнуков  А.Х. Шмидта ¬– Владимира (1874 г.р.), Александра (1889 г.р.) и правнучки Александры (1878 г.р.)  -  неизвестны.

Похоронен А.Х. Шмидт был на Смоленском лютеранском  кладбище, на участке 3.  Изображение надгробия в виде гранитной плиты, сильно поврежденное, имеется в интернете.

ПОРТРЕТ Я.И. СЛАТВИНСКОГО.

Вывод том, что на «Портрете неизвестного генерал-майора» из собрания ГРМ изображен генерал-майор Слатвинский Яков Иванович, Гунбин Г.А. сделал без больших усилий, проанализировав списки, опубликованные Каменским [4],  Турчиным [5] и Собственный список художника А.Г. Варнека за 1819 год, опубликованный в [6]. В нем сообщается о первом портрете Слатвинского в должности полковника.

Определиться с возрастом генерала на портрете  из собрания ГРМ автору публикации [2] помог и справочник «Петербургский некрополь», из которого следует, что похоронен генерал-майор Слатвинский Яков Иванович (30.09.1783 - 05.12.1853)  был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В результате проведенных изысканий Г.А. Гунбин установил, что по окончании 1-го Кадетского Корпуса в 1800 году Я.И. Слатвинский был прапорщиком мушкетерского генерала Тинькова.  В последующие годы  он был подпоручиком (1802), поручиком (1809), штабс-капитаном (1812), капитаном (1813), подполковником (1817) и полковником (1826)  1-го Кадетского Корпуса. В 1835 году  произведен в генерал-майоры с состоянием по Армии.

На портрете, приложенном к миниатюре, он изображен в мундире генерал-майора по Армии с орденами Св. Георгия 4-й степени (крест в петлице), Св. Владимира 4-й степени (крест в петлице), Св. Анны 2-й степени (крест на шее), с медалью «За XXX лет беспорочной службы» (на Георгиевской ленте). 

Гунбиным Г.А. было установлено, что данный портрет из собрания ГРМ был написан художником А.Г. Варнеком в 1836 - 1837 годы.  Любопытно, что портрет этот был приобретен музеем в 1983 году как портрет неизвестного генерал-майора, и за два года до издания монографии В.С. Турчина и более 20 лет, до издания Каталога ГРМ  имя генерала не было установлено, хотя оно имеется в трех списках. Можно думать, что в очередном Каталоге ГРМ оно непременно появится. 

В заключение замечу, что сведения о семье Я.И. Слатвинского имеются на сайте Geni. Женой его была Слатвинская Екатерина Дмитриевна (29.01.1807 – 03.06.1868), а в семье генерала Я.И. Слатвинского было четверо детей: Петр (11.07.1831 - ?), Иван (30.05.1833 - ?), Федор (08.09.1835 - ?) и Мария. Имя супруги Слатвинского, похороненного вместе с ним на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, имеется в справочнике «Петербургский некрополь». 

Слатвинский Я.И. имел два дома на ул. Моховой, и его имя фигурирует на Архитектурном сайте Санкт- Петербурга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
2. Гунбин Г.А. О расшифровке двух портретов начала XIX века. Невский библиофил. 2010. Вып. 15, С. 171 – 184.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с. 
4. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
5. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985.
10.06.2021.
6. Варнек В.А. О собственном списке художника А.Г. Варнека. Невский библиофил. 2014. Вып. 19, С. 191 – 199.
13.06.2021.