Генка прораб

Ольга Шигина
Отец мой очередной раз приехал со своей малой родины и снова начал рассказывать диковинные истории про Доцента, Волоху и других интересных жителей Малой Кудары. И, конечно, не обошел он вниманием Генку Прораба. Дурачка местного , видимо.

Но никак я не могла понять, что за нотки гордости и восхищения примешаны к отцовским шуткам.

Я-то обязательно плачу, когда горжусь кем-то. А отец так не умеет. Он зубы скалит еще пуще.

***

Уму непостижимо, но отправили нас служить аккурат на отцову родину.

В Малую Кудару наш благочинный не раз пытался приехать с крещением, но жители не одобрили его затею: бабушки посиделки организовывают уже , куда еще собираться.

Но прошелся слух, что Ванюшки Протасова дочка-то - попадья у нового попа. Своя.
Одобрили старожилы,значит, приезд батюшки.

В храме сто лет уже служб не было. Храм огромный, пусть и разрушен наполовину, но все еще величественный, красивый. Помыли, почистили его и службу назначили.

Знаете, я в тот день снова рыдала. Но не на службе, там я держалась. Стояла впереди и чувствовала себя предводителем всех этих крепких и таких же носатых, как я, людей. Как будто бы я в ответе за них, так мне было.

И вот тут то я и увидела Генку Прораба. Как увидела его, так сразу и поняла, что не Генка он, а Геннадий Николаевич: на таких людей смотреть надо во все глаза и слушать их во все уши. Напитываться.

Уже 10 лет как Геннадий Николаевич решил построить у себя в деревне часовенку кладбищенскую .Само по себе то, что в практически атеистической среде он уверовал - уже чудо. Но он не только уверовал, но и решил вот стройку затеять.

В деревне он был всегда уважаемым мужиком: охотник знатный, тайгу вдоль и поперек обошел, скота целый двор, с хозяйством один управляется. Без техники, косой, на свое огромное стадо сена косит. По молодости известен был еще и как марафонец: до Кяхты и обратно бегал, 100 километров как никак.

Но вот повредился умом: церкву строить начал. Нет, он не начал проповедовать, денег не стал собирать. Он молча собрался, и в лес. Свалит подходящий ствол и на конях его тащит к кладбищу, которое на горе. Так и под летним палящим солнцем готовил лес, и в лютые холода. Все свободное время.

А потом рубить часовню начал. Один. Люди дивятся на его чудачество. Ну и прораб!

Когда все было почти готово, решил, что если прируб сделать , то и храм небольшой получится.

И снова в лес.

Девять лет ушло у него, строил без плана ,без чертежа; В стройке то мал мало разбирается, прораб же.

А потом решил и колокола раздобыть на храм. Про фонды он не знал никакие, поэтому стал он коров на мясо растить, а деньги прикладывать. На колокола.

Купил же, смог.

Ничего, что у него даже холодильника нет в доме, зато колокола.

***

Очень мне нравится наш Одигитриевский собор в Улан-Удэ, красиво там, все блестит. Аккуратно все сделано. Придешь туда - поют красиво. Пока стоишь среди всей этой красоты , то веришь как будто бы даже крепче.

А я стою и думаю про Генку Прораба. А ты вот попробуй ,как он: верь, когда никто не верит. Делай, когда никто не поддерживает. Молись, когда смеются.

В прошлом году юбилей епархии был, мы его кандидатуру подавали на медаль. Она ему, конечно, не нужна. Но так мечталось, что вот побреется он, рубаху чистую наденет, плюнет на ладошку , чтоб волосы пригладить, и пойдет медаль получать.

Но Господь ему другую награду подготовил. Круче.

Моего мужа на большом крестном ходу в день Варлаама Чикойского интервью попросили дать. А муж стал про храм в Малой Кударе рассказывать. Читинцы заинтересовались и решили фильм снять. Хороший получился фильм, хоть и небольшой. Дочка Геннадия Николаевича , которую давно он хотел увидеть, но не знал, как найти, увидела фильм этот и приехала к нему сама. Внуков привезла.

Вот и слава на что-то сгодилась.

Приезжал он к нам, глаза сияют, счастливый. У него счастье, но и про нас не забывает. Гостинцев завез: мясо свое, яйца, молоко. Он даже когда на колокола копил, то нам мяса отделял все равно, по 80 р килограмм, бесплатно считай.

Как мой муж с Кудары возвращается, отец звонит, спрашивает, как там в
деревне. Про прораба шутку отпустит, как иначе. Но теперь добавляет: дед же он твой, двоюродный.

А раньше не добавлял.