Про Кольку и его друзей. Про подарок

Николай Голодяев
- Мам, а что можно подарить девочке на день рождения?
- Ну, не знаю, - ответила мне мама, - смотря кому, - и помолчав немного спросила, - а тебя что, на день рождения пригласили?
- Да,- ответил я, - Люся...
- Люся, - переспросила мама, - и когда же?
- Завтра, в два часа. Меня и Лёшку пригласила...
- А кто ещё будет, она не говорила?
- Нет, - ответил я, - не говорила. Она нам с Лёхой сказала: «мальчики, у меня завтра день рождения, так что я вас приглашаю,приходите в гости, часика в два, будем пить чай с тортом».
- Тогда надо тебе брюки и рубашку прогладить, - улыбнулась мама, - и наверно, нужны цветы.
- Люське цветы? - Удивился я, - да ну, она ещё рассмеётся...
- Поверь сынок, - улыбнулась мама, - Люсе будет очень приятно, если ты подаришь ей букет цветов...
- Ну ладно, - согласился я, - она всё-таки девчонка, может и понравится, хотя Люська, она не предсказуема... А где его взять?
- Что-нибудь придумаем, - улыбнулась мама, - а ты уроки сделал?
- Завтра воскресенье, завтра и сделаю, - махнул я рукой, меня больше заботило что подарить  на день рожденья, а уроки, это ерунда...
- Нет сынок, - не согласилась со мной мама, - так дело не пойдёт. Уроки надо сделать сегодня, завтра тебе будет некогда ...
- Почему, - удивился я, - утром встану и сделаю...
- Нет, утром ты пойдёшь за цветами. Потом тебе ещё подстричься надо, вон, совсем зарос, - и она погладила меня по голове, - так что, садись за уроки...
- Тогда я от Люськи приду и сделаю, - не унимался я, - там совсем немного, математика, химия и ещё история...
- Нет, - настаивала мама, - когда придёшь из гостей, тебе будет совсем неохота их делать... Поверь, я это знаю... Так что садись, и времени зря не теряй...
- Ну мааам, - начал конючить я, - ну сейчас кино будет...
- Не нукай, - ответила мама, - хочешь завтра на день рождения идти - делай уроки, и прибавила, - не надо оставлять на завтра, то, что можно сделать сегодня. Понял?
- Понял, - обречённо вздохнул я, осознав всю бесполезность моих споров и прериканий.

- Быстренько кушай и собирайся, - мама поставила на стол блюдо свежих, только что  пожаренных оладьев, ещё сметану, клубничное варенье и налила в чашку какао. Оладьи были пышные, ноздреватые и поджаристые. Ух, как же я их люблю... Они такие вкусные, особенно когда клубничное варенье смешать со сметаной, а потом окунуть в эту, кисло-сладкую смесь оладушек, прям хрустящей, поджаристой корочкой, и откусить... Мммммм, сметана и варенье, и эта корочка, она так хрустит на зубах, а  что может быть вкуснее, только, если всё это запить сладким какао... Кажется, такой вкуснятиной можно наслаждаться весь день, но съев три оладья и выпив чашку какао, я понял, что уже сыт по горло...
- Значит так, - сказала мама поправляя мне воротник куртки, - идёшь сейчас к тёте Вале, помнишь мы ходили к ним в гости?
- Помню, - ответил я.
- Скажешь ей, что мама просила букет цветов...
- Нууу, - мне эта затея совсем не понравилась. И идти далеко, и просить ещё...
- Не нукай, - остановила мои возражения мама, - у неё в палисаднике много цветов, она тебе нарежет всяких, потом приходишь домой и сразу же идёшь подстригаться...
- Может не надо, - я потрогал свои волосы, - они вроде не очень и длинные...
- Нет надо, - ответила мама, - ты идёшь в гости, к девочке...
- Да какая она девочка, - усмехнулся я, вспомнив как она моему другу Лёхе поддала, когда он стал смеяться над ней, - она как пацан...
- Нет сынок, ты уже большой, - не согласилась мама, - и должен понимать, что когда идёшь в гости, тем более к девочке, надо выглядеть красиво и опрятно, а Люся, она в первую очередь девочка.  - И потрепав меня по голове, поцеловала в макушку, - иди, а я пока поглажу твои брюки и рубашку...

- Мам, а что ещё подарить?
- Ну, не знаю, по-моему вполне достаточно, - ответила мама, - вон какие розы красивые, а как пахнут, чувствуешь какой аромат в комнате?
Я смотрел на букет с некоторым недоверием. Ну, что такое цветы? Обычная трава, сегодня они красивые, а завтра завянут, и их выкинут, и всё, нет подарка. Нет, цветы, в моём понимании, это не подарок, надо что-то вещественное, что будет долго напоминать о дне рождения...
- Мам, а может..., - я замолчал, не зная что сказать. Куклу Люське не подаришь, она их на дух не переносит, какую-то другую игрушку? А какую? - Мам, ну мам...
- Ну, подари ей книгу...
- А какую? - Я подошёл к книжной полке.
- Какую хочешь...
- Ну какую?
- На вот, эту, - она протянула мне книгу, - Люсе понравится.
- Теодор Драйзер  «Американская трагедия», - прочитал я и сморщился, - фи, трагедия какая-то, и без картинок ещё, ерунда наверно...
- Нет, не ерунда, подаришь ей эту книгу, всё, иди...
- А может какую-то другую, - сделал я слабую попытку.
- Нет, - отрезала мама, - либо эту, либо никакую.
- А хоть про что она?
- Про любовь, - ответила мама.
- Уууй, про любовь, - скривился я.
Но делать было нечего, мама была непреклонна, а время неумолимо клонилось к двум часам, и пора было собираться в гости. И вот, я, подстриженный, в наглаженных брюках и рубашке, в сверкающих зеркальной чернотой начищенных туфлях, в одной руке у меня букет роз, в другой книга, стою перед дверью моего друга. Мы договорились, что я зайду за ним, и мы пойдём вместе, тем более, что мне по пути. Ведь Лёшкина квартира находится двумя этажами ниже.
Дверь Лёшка открыл сразу, будто ждал меня.
- Цветы? - Он посмотрел на букет и усмехнулся, - а зачем Люське цветы?
- Ну, как зачем, она же девчонка, - ответил я, сгорая от стыда. Лёшка наверно был прав, Люська и цветы, это несовместимо, и зачем я только послушал мамку.
- Она девчонка? - Хмыкнул приятель, - да она больше пацан, чем мы, вон как по деревьям лазает, а как дерётся, нет, мне кажется, что цветы это ты зря. А это что? - Он взял книгу и полистал, - «Американская трагедия», ерунда какая-то, и без картинок. Точно ерунда...
Ну всё, я стоял красный как рак. Вот же незадача, цветы, и ещё эта трагедия, хоть прям домой возвращайся...
- А я вот, - Лёха показал коробку конфет, - ох и вкусные же они, мамка сказала, что Люське понравятся. Конфеты вообще всем нравятся, хоть пацанам, хоть девчонкам. - И посмотрев на меня с идиотским букетом хмыкнул, -  это тебе не цветы с трагедией, это конфеты...

  Дверь открыла Люсина мама и увидев меня с цветами, всплеснула руками.
- Ух ты, какой букет, - и повернувшись, крикнула вглубь квартиры, - Люся, иди встречай гостей.
Из комнаты выбежала Люська, по праздничному нарядная, в платье с рюшами и оборками, волосы были накручены и уложены в причёску, и вся она была сегодня необычайно красивая, не то что вчера, когда мы носились по парку и играли в казаки-разбойники с пацанами из соседнего двора...
- Ой, Колька, какой букет, это мне?
- Да Люся, это тебе, - я нерешительно протянул цветы, мои уши пылали как эти розы, мне казалось, что сейчас Люська скривится в усмешке, и скажет что-нибудь резкое, но она взяла букет и прикрыв глаза от удовольствия, втянула в себя аромат цветов.
- А как пахнут, мам понюхай, - и она протянула букет маме, - чувствуешь?
- Дааа, аромат волшебный, - улыбнулась Люськина мама.
- Спасибо Колька, ты молодец, я люблю розы, а это что?
- Люся, я вот тебе..., - я начал заикаться, - тут это, трагедия..., как её, американская..., я не знаю..., мама сказала про любовь..., может ты будешь...
- Ой, Колька, - Люська взяла книгу в руки, - «Американская трагедия»..., мама, смотри, «Американская трагедия» Драйзера..., спасибо тебе Колька, я давно хотела её прочитать, но в библиотеке никак не захватишь, очередь...,  - было видно, что книга и цветы ей понравились, у меня отлегло от сердца, я незаметно перевёл дух и заулыбался.
- А я и не знал что ты любишь такие книги, думал больше приключения...
- Люблю и приключения, и про любовь, это же Драйзер, Колька, ты разве не читал, - затараторила Люська, - тебе обязательно надо прочитать...
- Да я как-то больше про пиратов или индейцев, - начал я, но Люська меня перебила:
- Всё мальчики проходите..., ой Лёшка, а это что у тебя, конфеты?
- Да Люся, это тебе, они вкусные...
- Спасибо, - она взяла коробку и опять затараторила, - давайте давайте, проходите в комнату, сейчас будем чай с тортом и твои, Лёшка, конфеты кушать...
  Вечер пролетел незаметно. Было весело, много смеялись, слушали пластинки и даже немного танцевали. А торт, который испекла Люськина мама, был очень вкусный и главное, он был большой и с кремом, так что его хватило на весь вечер,  Лёшкины конфеты тоже съели, и они действительно оказались вкусные. Но главное, что Люське понравился мой подарок, это было так неожиданно. Мы-то с Лёшкой думали, что она как мы, а она всё же девочка. А девчонкам оказывается нужны всякие там цветы и конфетки, и ещё книжки про любовь. Спасибо моей маме, что подсказала, а то я даже и не знал, что подарить. Сплошная головоломка, думаешь одно, а получается другое, совсем всё наоборот...
А когда мы уже уходили, Люська подошла к нам и сказала:
- Колька, спасибо тебе, мне ещё никто не дарил цветы, и ещё книга..., спасибо, - ещё раз повторила она. А потом повернулась к Лёхе, - и тебе Лёша спасибо, конфеты были очень вкусные.
Но было видно, что мой подарок ей понравился больше, чем Лёшкины конфеты.
- А твой дурацкий букет Люське понравились больше, чем мои конфеты, - обиженно пробормотал Лёшка, когда мы вышли на улицу и направились к нашему подъезду, - и ещё эта книга, как она называется?
- «Американская трагедия», - пробормотал я, мне было и приятно, что мой подарок оказался лучше, и в тоже время неприятно, что Лёшка так отреагировал, друг всё-таки, а тут такое говорит, - и ничего она не дурацкая, - обиженно ответил я, - а интересная наверно, Люська вон как обрадовалась, надо потом попросить у неё почитать...
Дальше шли молча, Лёшка себе молчал, а я переживал, мне совсем не хотелось ссориться с другом из-за какого-то подарка. Уже около двери Лёхиной квартиры, я не выдержал и спросил:
- Ты что, на меня обиделся из-за моего подарка? Я-то тут при чём, что Люське цветы понравились? Ты-то тоже думал, что твои конфетки ей понравятся больше...
- Ну, так-то да, - вздохнул Лёшка, - конфеты все девчонки любят. А на цветы даже и не подумаешь... Нет, этих девчонок не поймёшь, то они по деревьям лазают, как пацаны и в войнушку играют, то цветы им подавай...
- Согласен, - ответил я, - это хорошо, что мне мамка подсказала, а то бы, тоже пришёл с какой-нибудь игрушкой...
- Ааа, так это тебе мамка подсказала, - улыбнулся Лёшка.
- Ну да, - кивнул я и вздохнул, - сам бы даже и не подумал...
- Тогда всё понятно, - уже заулыбался во весь рот мой приятель, - а то я уж решил, что ты всё сам придумал, а мне даже не подсказал. Ну, тогда, давай пять, - протянул он руку, - ты уроки-то сделал?
- Сделал, ещё вчера...
- Тебе хорошо, а мне ещё делать, ну ладно, пока?
- Пока, - ответил я, и подумал, какая-же всё-таки моя мамка молодец, и с подарком угадала и уроки заставила сделать...
- Пока, - ещё раз повторил я и мы пожали друг другу руки, - до завтра...