Детские мирки. Пустующая комната

Наташа Шевченко
     Акварель «Букет хризантем» художника Любови Корзниковой навеяла странные воспоминания, совсем не связанные с картиной. Рассматриваю ее, а, сквозь написанное кистью, вдруг проявляется очертания комнаты и воспоминания далекие, давностью под сорок с лишком лет. Очень захватила картинка прошлого, так, что захотелось сию же минуту попасть в нее… эх, наверное, в параллельной вселенной я буду обладать способностями переноситься или возможностью бывать. Не наверное, а точно. Потому что, ну, не может быть такого, чтобы я снова и снова не бывала там, где мир иной, где благодать истинна, где суть – истина.
     В Советском Союзе пустующая комната с балконом полнометражной квартиры с высокими потолками была большой редкостью. В нашей семье такая была. Комната дедушки.
     Бабушка и дедушка были давно разведены, но продолжали жить под одной крышей, в разных комнатах двухкомнатной квартиры пятиэтажного дома в центре большого города. Позже, через поколение, квартира досталась нашей семье. В нее когда-то привезли меня из пятого роддома, а потом, из него же, мы привезли в эту квартиру нашего сына. Но то были две разные эпохи. Я приезжала к бабушке с дедушкой в соцвремена, а детство сына проходило в девяностые, говорящие сами за себя.
     Так вот, ощущение комнаты дедушки совершенно отлично от комнаты сына. Не только воспоминания разные (будто две разные квартиры), но и настроения совсем другие.
     Окна кухни и дедушкиной комнаты выходили на цирк. Между домом и цирком курсировали трамваи, грохоча в любое время суток. Они везли рабочий люд на заводы, которые находились от нашего дома всего в нескольких остановках. А роза ветров такова в этой части города, что о близости заводов мы, живущие в центре, никогда не забывали. Превышение ПДК разных заводских взвесей являлось скорее нормой, чем исключением.
     Оттого, блестящая пыль и на перилах балкона, и на подоконниках смывалась влажной тряпкой чаще, чем обычно убирают пыль. Индустриальный город – гордость и негожество.
     И снова окунаюсь в далекое прошлое. Дедушка практически обитал на даче. С ранней весны и до поздней осени он лелеял свое детище. Есть об этом отдельный рассказ. А в зимний период он путешествовал по своей многочисленной родне, живущей в разных городах. Потому комната его и пустовала. Да и вообще пустая была. Заходишь, у стены с дверным проемом, слева книжный шкаф, справа – платяной. У стенки справа диван, у окна слева круглый стол с черно-белым телевизором на нем, пара стульев. Все. А, на окнах, которых было два, белые (льняные?) шторы с синей вышивкой и оплетенными прорезями (наверное, ручной работы), на потолке трехрожковая люстра с плафонами из белого стекла в виде колпачков-лилий, располагавшихся в горизонтальной плоскости. Оттого, в вечернее время, в комнате было несколько сумрачно. Паркет «украшали» параллельные дорожки темно-красного цвета. На стене ковер.
     Не знаю почему, но скучная в убранстве комната мне нравилась. Минимализм имел воздух пространства. Украшениями служили многочисленные открытки родни, присылаемые на праздники. Дедушка расставлял их на столе и между рамами окна.
     Я часто «гуляла» в дедушкиной комнате. Раскладывала свои игрушки, пупсов их одежки, а с балкона наблюдала за кипящей жизнью. Цирк работал почти каждый день, потому на площади у него, возле фонтана, всегда прогуливалось многолюдье. Нарядные взрослые с причесанными детками… эх. Конечно же, мы с бабушкой не пропускали ни одной программы в цирке. Каких-то 60 копеек за билет. Да, я цирк знаю, как свои пять пальцев, и запах, и фанфары в памяти навечно. Никулина с Шуйдиным, Кио в лицо видела, а не только по TV.
     И снова я в дедушкиной комнате. Однажды летом, когда бабушка пекла пирожки с картошкой, мне (в лет десять) вдруг захотелось убраться в его комнате. Раскрыла настежь рамы, помыла окна, балкон, скатала половики и вымыла пол. И увидела удивленное лицо бабушки, когда она заглянула в комнату с тарелкой пирожков. Похвалила меня, но правда, была ошарашена. Никогда же я не убиралась в ее комнате, но и не было нужды. Бабушка всегда сама наводила порядок, без привлечения внучек. Жалела нас? У другой бабушки мы прилично так пахали.
     Дедушкина комната. Жилая совсем чуть, пустая почти всегда. Дедушка сам был редкий гость в ней. Помню, когда бывал, всегда читал газеты и «Науку и жизнь», зарядку делал по утрам, ласточкой стоял.
     Почему же акварель художника вдруг перенесла меня в то время? Вот, попыталась разобраться в ощущениях, и не уверена, что смогла. То ли цветовая гамма, то ли атмосфера натюрморта, то ли время написания картины, то время, в котором мировосприятие было иным, всколыхнуло причудливым образом мои воспоминания. Эх…




_____
Фото – картина «Букет хризантем» художника Любови Корзниковой, нашей прозарушницы :) Эль Ка