Учение, которое Муршид дает своим мюридам. Инайят

Ладомир Родумилов
Сегодня вечером я хотел бы затронуть вопрос об учении, которое Муршид дает своим мюридам. Это обучение может быть разделено на четыре группы. И четыре урока снова поделены на два отдела: более тонкое и более грубое обучение.
Более грубое обучение – это философские утверждения в форме литературы, которую Мюрид дает, и учения в сфере сказанных слов, слов, которые дает Муршид. Другой аспект более грубого обучения – это практики, которые Муршид предписывает для своих мюридов, способ выполнения этих практик и польза, которую можно получить от них. Это также относится к категории грубых тренировок.
И чем же является более тонкое обучение? Едва ли мюрид знает это обучение. Для более тонкого обучения Муршид становится проницательным; он использует утонченность в обучении каждого мюрида. И самый высокий уровень Муршида заключается в том, что возможно мюрид не осознает этого многие годы. Это обучение проводится путем тестирования и использования мюрида в максимальной степени. Учитель может взглянуть на мюрида своими глазами, а на другого мюрида посмотреть глазами своего разума. Муршид может слушать то, что один мюрид говорит, и услышать зов сердца другого мюрида. Муршид может говорить с кем-то и  обучать другого человека, которого вы там не видите. Муршид может высказать простую фразу, но за ней может быть спрятано что-то более неуловимое. И если этим тонким способом Муршид не возвышает ученика, то мюрид находится не на своем месте.
Муршид может сказать что-то муриду только для того, чтобы увидеть его эффект в тот конкретный момент, который после этого не имеет ничего общего. Муршид может действовать определенным образом, что будет иметь эффект в тот момент, и после этого ему нечего будет делать. Одному он может предложить сладкий сироп, другому соленую воду; одним крепкий орешек, который нужно раскалывать зубами, а другим мягкие сладости. И для каждого своего действия у него есть особая причина, так как он знает, что является наилучшим для его мюридов. Он может испытать терпение одного, и обратить внимание на нетерпение другого.
Одному он может ответить при помощи слов, а другому ответом будет молчание. Он может сказать тебе:  «Сделай это», а другому сказать: «Выбери то, что ты хотел бы сделать»  Одному мюриду он может показаться строгим, а для другого не в малейшей степени. Другой даже не может представить себе ситуацию, чтобы Муршид был строгим. Одному он скажет прямо: «Ты поступил неверно», а второму он скажет: «Я не одобряю этого», а третьему скажет: «Вы сделали это? Что сделано, то сделано», а четвертому – за то же сделанное действие Муршид не скажет ничего.
Мюриды, которые не знают об этом, испытывают протест, дискомфорт, проявляют нетерпение, чувствуют беспокойство в своих сердцах. А мюриды, которые увидят, что с одним мюридом обращаются одним способом, а с другим иначе, будут удивлены и поражены. «Почему должно быть так? Разве они все не равны в глазах их Муршида?» Но они не знают. Да, они все близки сердцу Муршида таким же или другим образом. Но тот способ, который выбирает Муршид для каждого, подобен рецепту для конкретного человека. Именно так у мюридов развивается терпение, мюридов учат толерантности, мюридам на практике преподносится урок стойкости. Его заставляют задуматься, стать внимательным и чутким. Даже если это будет произведено путем шлифования  его грубых чувств, со временем он станет мягким, даже без своего ведома. Все эти качества, которые делают душу величественной, извлекаются этим тонким методом работы с мюридами. И все же очень немногие мюриды осознают это. Очень редко они осознают как это происходит.
То, что требуется от мюридов, это не быть благочестивыми или добродетельными или наиболее образованными или влиятельными. Самая легкая и самая сложная вещь, это быть в состоянии понимать то, что от них ожидает Муршид. И это не то, что Муршид ожидает от всех них, нет, это то, что Муршид ожидает от конкретного мюрида.  И именно с этого дня он может быть назван мюридом. С этого дня он начинает продвижение по духовному пути.
  То, что мешает человеку понять,  что ожидает Муршид, это отсутствие строгого наблюдения за отношением и мировоззрением и учением, которое дает Муршид. Муршид и мюрид находятся обособленно, как бы ни был близок и дорог вам человек, если этот человек не чувствует того, чего вы от него ожидаете, он еще не дошел до того состояния, чтобы называться вашим другом. Так как есть доказательство сочувствия, есть доказательство любви, единства, есть доказательство связи, когда человек начинает чувствовать то, что от него ожидается. Оно автоматически превращается в чашу, волшебная чаша становится все больше и больше, не раньше, чем сердце мюрида начнет осознавать это. И свет и жизнь как таинство наполняют ее, и всегда еще остается место для дальнейшего заполнения.
 Есть еще один аспект более тонкого обучения. Но этот аспект - священная ответственность Муршида перед своими мюридами. И таким образом молиться за них, благословлять их, и желать им продвижения во всех направлениях в жизни.  И очень часто бывает так, что никакие практики, никакое обучение, никакие усилия не могут предложить того, что может дать благословение учителя, исходящее из глубины его сердца.
Да благословит вас Господь.

Перевод: Садананда Брамхачари