Монолог, не предусмотренный Шекспиром

Юрий Козиоров
В город Иваново, когда я учился в старших классах, а затем в пединституте, ставшем вскоре госуниверситетом, ежегодно приезжал на гастроли московский театр им. Маяковского (не знаю, продолжается ли это ныне – давно уже не живу в Иванове). Однажды в числе прочих гастрольных пьес был «Гамлет» с народным артистом Евгением Самойловым в главной роли, да и прочие роли исполнялись такими же титулованными корифеями. Мне кажется, что лучшего Гамлета я не видал и никогда не увижу (куда до Самойлова, например, даже Высоцкому, который, кстати, и в роли Гамлета не расставался со своей гитарой). Для дальнейшего замечу, что спектакль был поставлен Охлопковым, режиссерская оригинальность которого проявлялась, в частности, в том, что напрочь отсутствовал занавес.

В 1962 году я закончил институт, готовился к поступлению в аспирантуру и перед экзаменами решил развеяться – съездить к приятелю в Ленинград. Там обнаружил афиши того же театра им. В. Маяковского, приехавшего на гастроли, на этот раз в Ленинград. Репертуар был другой, но «Гамлет» остался, причем буквально с тем же составом артистов, которых я смотрел в Иванове несколько лет назад.

Словом, я опять взял билет. Спектакль шел в каком-то окраинном театре и до поры до времени все было по Шекспиру и было превосходно. Но вот на сцене – Полоний, которого играет народный артист СССР Лев Свердлин. И в это время появляется человек в современном костюме, с листом бумаги в руках и решительно направляется к рампе. Зал замер. Замер и Полоний.

Замереть было от чего. Все уже знали о том, что случился так называемый «Карибский кризис»: на Кубу высажены наши войска в составе целой армии (около 40000 солдат и офицеров) и установлены ракеты с ядерными боеголовками, один залп которых способен уменьшить население США ровно в два раза. Тогда сообщали, что это нужно для предотвращения американского вторжения на Кубу. Однако теперь ясно, что это не совсем правда, а значит, полная чушь. Кубинцы давно у нас просили военной помощи, но мы им отказывали, и вдруг оказалось, что спасать нужно уже не кубинцев, а самих себя: в 1961 году США разместили в Турции ракеты «Юпитер», которые были способны беспрепятственно (в силу малого подлётного времени) достигать главные промышленные центры СССР, включая Москву, что лишало возможности нанести равноценный ответный удар. Высадка войск на Кубу была ответной акцией.

Все в зале и зрители и артисты не сомневались, что человек, прервавший спектакль, сейчас объявит, что началась ядерная война с США. Вместо этого в полной тишине прозвучало:

– Товарищи! В этом задрипанном театре мне не заплатили за работу. Попросили подновить декорации, я все сделал, вот у меня договор, а денег не платят.

В зале началась истерика – хохот вперемежку со всхлипами. Поскольку занавес дать было нельзя, его, как я сказал, не было, дальнейшее действие развивалось так: Полоний-Свердлин подбежал к этому человеку, скрутил ему руку за спину и стал выталкивать за кулисы, а там его подхватил помощник режиссера. Зал еще долго не мог успокоиться, но, наконец, кое-как продолжили. А вовремя сцены Полония с Клавдием после слов Полония: «Я часто вижу его здесь, по галереям бродит он» – снова хохот. Спектакль все же закончили, но с трудом!

Добавлю, что в аспирантуру я поступил, но вместо аспирантуры оказался на срочной службе в Армии (такие были времена), а заниматься наукой пришлось уже после демобилизации. Служил в Белоруссии и там по прибытии долгое время слушал от старожилов рассказы о том, как они несколько суток дежурили на точках, где стояли готовые к пуску ракеты с ядерными боеголовками, нацеленные на страны НАТО. А закончился кризис, если кто не помнит, тем, что наши ракеты убрались из Кубы, а американские – из Турции.

====================
На фото: Гамлет – Е. Самойлов, Гертруда – Г. Григорьева. Спектакль Московского драматического театра им. В. Маяковского 1954 года. Постановка Н. Охлопкова.