Эпоха технического прогресса

Виктор Шулепов
ЭПОХА     ТЕХНИЧЕСКОГО     ПРОГРЕССА
     Эпоха технического прогресса проходит, научного прогресса продолжается.
     Философия рассматривает прогрессивное развитие производство как необходимость удовлетворения потребностей человека. Развитие производства требует развитие  технического прогресса, что в первую очередь уменьшает затраты физического труда человека. Прошедший 20 – ый век стал показательным в этом развитии, и выявил новые проблемы в дальнейшем  развитии человечества. Во-первых, как дальше должен развиваться технический прогресс не в ущерб человеку. Во-вторых, всегда ли это развитие является гуманным (например, новые виды оружия), и где нужно остановиться. В- третьих, под влиянием техники меняется и сам человек, не только его тело (ожирение), психика, но и его идеалы. Не являются ли потребности человека самоцелью, и уже во многом вышли за рамки разумного. Человек разумный эксплуатирует живую природу, которой почти во всём чужд технический  прогресс. Хотелось бы высказаться по последнему пункту несколько подробнее.

     Сегодня каждое самостоятельное государство, общество стремится догнать и перегнать соседей по экономическим  показателям, внутреннему валовому продукту (ВВП). Достижения научно – технического прогресса только способствуют этому. Но в любом движении в живой природе, изменение одного вызывает изменение другого. В общественной жизни в полной мере проявляется диалектический закон перехода количественных  изменений в качественные. Увеличение потребностей человека,  вызывает изменение сознания человека в сторону упро-щённого понимания общественных отношений. Это упрощение особо наглядно проявляется в каждом новом поколении. В конечном счёте, это закрепляется в общественном сознании, в частности, в идеологии, в конечном счёте, в её отрицании.
     Общественное сознание является объективным атрибутом любого общества. Напомним   из философии формы общественного сознания: политическая идеология, правовое сознание (право), мораль, религия, наука, искусство, философия (1, с.211).  Современные передовые в техническом отношении общества достигли такого уровня развития, создали такую обширную систему массовой информации, что эта система уже подменяет отдельные формы общественного сознания. Достижения науки, искусства, требующие осмысления, становятся мгновенно известными всем, становятся общим достоянием. Право, как прерогатива государственной власти, всё больше подменяется «правами человека», современным атрибутом демократии.

     Такая же учесть постигает политическую идеологию,включающую совокупность политических, правовых, этических и философских взглядов.  Современное технически оснащенное общество пытается преодолеть противоречия, вызываемые классовыми  противоречиями. Можно признать, что общественное бытие  работающих во многих развитых обществах  выравнивается под влиянием  технического прогресса. Это как бы отрицает  политическую идеологию. Однако никакое общество не может долго быть самостоятельным без общей для большинства населения идеи. Мы видим это с очевидностью на примере Украины.

     Человек развивает технический прогресс с целью облегчения собственного труда, и это характеризует человека как творческое существо. Пока технический прогресс не менял самого человека, не возникало вопроса, до какой степени возможен этот  прогресс. Было только замечено, что «бытие определяет сознание». Философия определяет общественное бытие первичным, сознание человека вторичным результатом объективной реальности бытия. Человек сегодня всё больше становится подсобным рабочим у машины. Технический прогресс увеличивает потребности человека, что определяет его бытие и сознание. К какому бытию стремиться человек?  К сожалению, современная социология отрицает советский трудовой образ жизни, проповедуя только конкуренцию. Конкуренция часто приводит к применению оружия, чего мы сегодня часто видим.

     Изменение человека возрастает с каждым новым поколением. В истории человечества каждое новое поколение привносило что – то новое. Это в большей степени проявлялось в культурной жизни. Сегодня это уже проявляется в экономической сфере. Рыночная экономика на базе достигну-того техническим прогрессом вскружила голову начинающему жить поколению, как кружит голову ему мощный мотор отцовского автомобиля. В советское время в семье был тезис «всё лучшее детям». И это было понятно со стороны родителей, переживших войну, имеющих только  трудовые будни. К сожалению, живущие сегодня трудоспособные  поколения уже плохо знают, что такое физический труд, но хорошо знают, что такое компьютер, «думающий» за них. Они знают, как обмануть пожилого человека, используя мобильный телефон. Такое бытие сформировало у многих сознание человека, больного на голову.

      В 90-е годы, в период «безразмерной» демократизации в Конституции Российской Федерации было узаконено отсутствие какой – либо государственной идеологии. В этих условиях молодое поколение может исповедовать любую идеологию, в том числе, враждебную российскому государству. Это сейчас наблюдаем на страницах Интернета.
      Практически это воплощается в агрессивности поведения молодёжи при проведении протестных акций. Но жизнь учит всех, в том числе, идеологов  демократии. Это можно наблюдать на дискуссиях экспертов в разговорных программах. Это уже достигло газетных страниц. В частности, в газете «Аргументы и факты» №22 (2 – 8 июня 2021г.) кинорежиссёр Никита Михалков в статье «О бесах внутри нас» говорит, что отказавшись от воспитания ребёнка в школе, мы воспитываем предателей сами себе.

      В идеологии советского общества главным было право и обязанность трудиться    каждому трудоспособному. Право на труд обеспечивалось созданием рабочих мест. Это была не столько политическая доктрина, сколько экономическая и этическая. Человека создал труд, и пока человек трудится, он остаётся нужным обществу. Сегодня всевозможные рекламщики, блогеры и прочие модераторы рыночной экономики тоже вроде бы трудятся. Но труд их не созидательный, а разрушительный, в первую очередь духовного содержания человека.

    Эта бездуховность наглядно проявляется в киноискусстве. В советское время в кино-фильмах главным героем был человек труда, показывали личные и общественные обстоятельства, связанные с трудовой деятельностью. Сегодня главный герой показывается в нерабочей обстановке, занимается разными интригами, которые заканчиваются трагическими эпизодами. Основным собеседником киногероев является мобильный телефон. Это пример подмены личного общения общением с бездушной машиной. Духовного развития от кинофильмов зритель не получает, но сцен обманов и насилия - множество.

В «Проза.ру» есть статьи, в которых  авторы знакомят читателей с современными достижениями,  влияющими на здоровье человек. Автор Елена Мечетина в статье «5G -излучение - изменение экосоциальной системы» описывает микроволновое излучение 5G, используемое для мобильной связи, в том числе, со спутниками Земли. Эти микроволны имеют частоту колебаний 60 ГГц (гигагерц). При попадании на влажную кожу влага закипает и чувствуется боль. Мощности микроволн хватает для  разложения молекулярного кислорода на атомы, что отрицательно влияет на содержание кислорода в атмосферном воздухе.

   Автор Виктор Каменев в статье «Мир ожидает мировой ужас» пишет о «цифровом человеке», которого воспитывают социальные  сети Интернета. Обилие разнородной информации в социальных сетях лишает человека  живого общения в кругу друзей, отрицательно влияет на психику человека вплоть до заболевания шизофренией.
    Автор Марина Ермолова – Буйленко в статье «Экология и дети» пишет о влиянии на здоровье детей растительной пищи, выращенной на почвах, обработанных некоторыми химическими удобрениями.

   Из других информационных источников (газета «Аргументы и факты» №21) можно узнать, что по данным «Всемирной организации здравоохранения»  (ВОЗ) депрессией, тревогой, утратой смысла жизни охвачено до 20% подростков мира. Утверждается, что до 70% больных психикой живут «инкогнито», т.е. без освидетельствования врачебными органами. В европейских странах количество психически больных людей составляет 6 – 9%.

     Всё  это характеризует современное общество, достигшее больших успехов в науке  и технике. Человек  достиг этих успехов, чтобы облегчить свой труд и увеличить свои потребности. В результате он отдалился от живой природы, но пока ещё является её полноценным членом. Как жить дальше, решать самому человеку.

     Читателю, думаю, не понравится такой подход к оценке современной действительности. Но через 10 -15 лет придёт к активной жизни следующее поколение, которое уже вполне обоснованно будет осуждать предыдущее поколение. Всё становится возможным в  условиях безразличия общества к своему будущему. Сегоднешняя бездуховность проявит себя завтра. Современное общество увязло в потребительстве и не в силах оценить его пагубную реальность.
 
      1. Учитывая достижения научно – технического прогресса, экологическую ситуацию на планете, человечество должно принять более решительную позицию по уменьшению своих потребностей на транспорте  Необходимо на международном уровне разработать концепцию сокращения некоторых потребностей. Например.
     1.1 Ограничение количества легковых автомобилей в личном пользовании.     Ограничение мощности двигателя автомобиля.
     1.2  Ограничение мощности двигателей катеров в личном пользовании на реках и озёрах.
     1.3  Ограничение мощности привода двухколёсного транспорта (мотоциклы, мопеды, самокаты  и пр.).
 
     2. Перевод в электронные базы персональных (документальных) данных человека породило систему обмана населения  в финансовой области, учёте собственности. Поэтому необходимо, применительно к России, не лишать человека последних прав..
    2.1  При цифровизации персональных данных делать это с согласия человека, оставляя ему возможность документального оформления любой справки и сделки.
    2.2. Дать возможность человеку в любое время выйти из цифрового блага с документальным подтверждением выхода.
    2.3 Ввести контроль и ограничения в социальных сетях Интернета с целью исключения анонимных авторов и сообщений.

    3. Экологическая проблематика сегодня прослеживается и в научном, и практическом плане. Но при разработке особо больших планов расширения производства, нового строительства экологические последствия публично не озвучивается и не оценивается.  Поэтому применительно к России необходимо.
    3.1 При разработке планов строительства новых, расширения действующих производств, разработке организационных мероприятий большого масштаба (например, строительство аэропортов) рассматривать экологические последствия реализации.
   3.2  В сельскохозяйственном производстве научные рекомендации по химизации земли должны даваться для конкретных территорий с учётом обитающих там насекомых.
   3.3 Программу изучения и освоения космоса можно существенно сократить, т.к. природных ресурсов на планете всё равно не хватит.

     Можно считать, что эпоха технического прогресса проходит. Живая природа, человечество уже не выдерживает наступление этого прогресса. Дальнейшее увеличение расхода природных ресурсов недопустимо. Подмена духовности человека мощью машин недопустима.
     Должен продолжаться прогресс науки, например, в следующих направлениях применительно к России.
     1. Изучить изменение человеческого тела и психики за последние сто лет.                Сделать вывод о влиянии увеличения потребностей на эти изменения.
     2. Разработать нормы физической нагрузки для детей разного возраста. Обеспечить их выполнение выделением школам соответствующих условий для организации школьного хозяйства. В советское время это было реализовано.
     3. Проанализировать энергоёмкие производства с позиции водопотребления.      Разработка рекомендаций для сокращения водопотребления.                К 2030 году питьевая вода будет реальным дефицитом.
--------
1. Краткий словарь по философии. (М.: Изд. Политической литературы; 1979г.)

Шулепов В.Г., июнь, 2021г.
г. Калининград