Идалия Полетика против Пушкиных

Антон Ромашин
                Идалия Полетика  против  Пушкиных
 
Всё (почти) к чему прикоснулся А.С.Пушкин – свято. А многие личности, упомянутые, как его знакомые, друзья и тем более  родственники, попали в категорию «исторические личности». Без этого мы бы о них и знать не знали. Правда здесь важна арифметика, т.е. важны знаки: плюс или минус.
Так вот Идалия в истории отношений с Пушкиным, его женой Натали и её сестрами Гончаровыми была персонажем, как минимум, с двумя минусами. Нужно признать, что памяти потомков эта «героиня» петербургского бомонда, конечно, не заслуживает. Но её история жизни переплелась семейными и ситуативными узами с пушкинскими настолько, что их знание помогает понять и обстоятельства, и даже тайны сложной жизни главного героя русской литературы и поэзии – А.С.Пушкина.
***
И эта родственница его жены, т.е. троюродная сестра по - нашему, а у них «кузина», которую звали Идалия де Обертей, но больше известная, как Идалия Полетика. Папа её был барон из знаменитой в империи фамилии, связанной с освоением богатств Сибири и очень богат, и знатен, а мама – неизвестна, но важно, что она была незаконнорожденная и поэтому считалась воспитанницей в семье Строганова Григория Александровича (1770, Санкт-Петербург — 1857, Санкт-Петербург) — русский дипломат из рода Строгановых, посол в Испании, Швеции и Османской империи. Действительный тайный советник.
Впрочем по одной из версий её матерью может быть  графиня Юлия Петровна (Жулиана Мария Луиза Каролина София) фон Ойенгаузен (1782—1864), по первому мужу д’Ега (da Ega) — португальскому графу, посланнику в Мадриде в 1806 году Айресу д’Ега. Кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (малого креста) (1841) и испанского Марии-Луизы (26.11.1827).
Они для неё - не папа и мама, а «господин барон», потом «господин граф» и «мадам». Это, естественно, сказывалось с молодых лет на её психике и формировании характера, и позже на её положении в обществе: когда она подросла, то не могла на равных участвовать в светской жизни столицы империи, до тех пор пока не вышла замуж.
Идалия Григорьевна Полетика (урожденная де Обертей) была одной из женщин, которая близка «семейству» Геккернов-Дантесов и поддержала Дантеса против Пушкина и считала, что поэт получил по заслугам(!). С этим потомки никогда не согласятся и это обстоятельство всегда будет преобладать при оценке Идалии.
Исследования многих литераторов на протяжении более 150 лет, говорят о том, что кроме этого она была и одной из главных организаторов и участниц заговора против Пушкина и его жены, который и привел к его смерти.
***
С А.С.Пушкиным  у Идалии, несмотря на родственную связь отношения испортились и их негативная степень постоянно повышалась.
Причем, это  было у неё культивировано до такой степени, что даже после его смерти она собиралась плюнуть на его памятник*, пообещав это в разговоре с одним из первых пушкинистов истории Павлом Бартеневым, собирающим сведения о Пушкине и приехавшим для этого в Одессу.
*)Речь идёт о па;мятнике  в Оде;ссе, который должны были поставить А.С.Пушкину в 1887—1889 годах на Николаевском бульваре* на средства, в основном пожертвованные одесситами. Приурочено это было, как ни печально, к 50-летию смерти Пушкина.
*)В настоящее время – Приморский бульвар.

Идалия Полетика пережила многих участников заговора против Пушкина и в тот момент, когда в Одессе собирались открывать первый памятник «солнцу российской поэзии», была еще жива.
Даже в старости память ей не изменяла та  обида продолжала жить в ее сердце*. Получилось выполнить желаемое или нет? Да кто же его знает. Одно можно сказать точно: сегодня даже последнее ее пристанище стерто с карты города Одессы. Потому как похоронена она была, как и многие тогда, на первом одесском Христианском кладбище, которого нет уже практически 100 лет, с 1937 года. А нам только и остается, что читать воспоминания и гадать, какой она была на самом деле, Идалия-Мария Григорьевна Полетика, урожденная де Обертей.

А тогда, уже не было поэта, а она все еще кипела злобой и ядом.
Все последующие, после смерти А.С.Пушкина,  годы Полетика поддерживала тесную связь с супругами Дантес-Геккерен. Постоянная переписка, редкие встречи в Европе. Полетика прожила долгую жизнь, иссушенную ненавистью. Мелочно радовалась, когда о Пушкине мало вспоминали, негодовала, когда в Одессе в 1888 году открыли памятник поэта.
Биограф Пушкина П. Бартенев записал по этому поводу: "Ее оскорбляет воздвигаемая в Одессе статуя Пушкина, она намерена поехать и плюнуть на нее".
В последствии кто-то из пушкинистов охарактеризовал отношение Идалии Полетики к поэту, как «Ненависть длиною в жизнь».
Вот так на Приморском бульваре в Одессе, почти в одиночестве, доживала свой век Идалия Полетика. Из четверых, рожденных ею детей, только один ребенок, дочь Елизавета, дожила до взрослой жизни. Она вошла в историю, как невольная «спасительница» Н. Н. Пушкиной от Дантеса во время, инспирированного Идалией, злополучного свидания в 1836 году.
В 1850 году 18-летняя Елизавета Александровна Полетика стала женой Николая Александровича Мордвинова (1827—1884), сына управляющего делами III Отделения, члена кружка петрашевцев, тайного корреспондента А. И. Герцена. Позже Н. А. Мордвинов был чиновником особых поручений VIII класса хозяйственного департамента Министерства внутренних дел.
Счастливое замужество Елизаветы Александровны продолжалось недолго. Она умерла в самом расцвете красоты и молодости вскоре после родов из-за сумасбродного, мстительного самолюбия своей матери, вторгавшейся в её жизнь и устраивающей дочери страшные сцены, невзирая на её состояние.
Вот такая краткая информация из Википедии, без ссылки на источники. Оттуда же известно, что в замужестве Елизавета успела родить двух деток, девочек. Это - Надежда Николаевна Мордвинова, о которой более ничего не известно и Мария Николаевна Мордвинова (1854 — ок. 1923), с 1876 года — жена Алексея Александровича Бакунина (1823—1882), родного брата М. А. Бакунина. Также имелись и внучки (правнучки Идалии), об общении её с которыми ничего неизвестно.
 В 1858 г. Идалия похоронила мужа. После этого поселилась у единокровного брата –  бессарабского и новороссийского генерал-губернатора (до 1862 года) Александра Григорьевича Строганова, который с 1855 года был вдовец.
Он был полный генерал Российской империи, т.е. генерал от артиллерии и генерал - адьютант, что свидетельствовало о его близости с царскому дому Романовых*.
 Он также, как и его сестра Идалия отрицательно относился к Пушкину.  Граф Строганов А.Г., видевший Пушкина лично и являющийся отдалённым родственником поэта (он являлся троюродным братом Наталии Николаевны Пушкиной), категорически отказался жертвовать что-либо на строившийся по подписке памятник и явившимся к нему просителям заявил: «Я кинжальщикам* памятников не ставлю!… Я до этого ещё не дошёл!… Что же это такое — Пушкину памятник!… А?… Но что же полиция смотрит?… Что она смотрит?… Подписка!… И кому?… Нет, я не могу допустить подобного образа действий… Нужно сообщить полиции…».
*)Имеется ввиду стихотворение Пушкина «Кинжал»
*)В последствии, его сын Григорий Александрович (1824—1878) — с 1853 года стал супругом (морганатическим) великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая 1. Ее брат стал сватом императору Николаю Первому – сын Григория Александровича, одесского губернатора, женился морганатическим браком на великой княгине Марии Николаевне, дочери царя.

Сама Идалия умерла в 1889 или 1890 году и, возможно, не успела осуществить свою «страшную угрозу», хотя таким отношением еще раз подтвердила свою дурную репутацию, сопровождавшую её всю жизнь. Скорее всего её раннее вдовство и потеря детей, и долгое одиночество на старости, и было расплатой за те подлые поступки, которые были, как мы видим, свойственны ей всегда.

***
До сих пор в отношении Идалии существуют три невыясненных обстоятельства: её год рождения, кто её родители, особенно мать, т.к., наиболее вероятно, её отцом был (?) барон Строганов Григорий Александрович.
Много пишущая о Пушкине на ПрозеРу  и болеющая этой темой Т.Г.Орлова, в своей работе «Идалия и 1 апреля 1827 года» пишет, что по некоторым сведениям …в Одессе отыскалась могила Полетики Идалии Григорьевны, которая последние годы жизни провела бездетной вдовой в обществе брата (по отцу) А.Г.Строганова, а на надгробном памятнике якобы была указана дата рождения Идалии - 1805 год.
«Нашлась точная дата рождения и смерти Идалии Григорьевны Полетики:
23.04.1805—27.11.1890 Одесское старое городское кладбище. - См. Д.Н. Шилов «Неопубликованные материалы к „Русскому провинциальному некрополю“ в фондах Российского государственного исторического архива», 2007.
https://www.petergen.com/publ/shilovrpnrgia.shtml»
Нужно сказать, что после 1917 года в Одессе происходили очень бурные события и неоднократная смена власти и, конечно, передел собственности, а по сути - грабежи. Это сопровождалось также и разрушением многих реликвий низверженной империи. удивительно, что не снесли памятники  графу М.С.Воронцову, бывшему генерал – губернатором Одессы и Новороссийского Края с 1823 по 1848 гг., расположенный в красивейшем месте, на Преображенской площади (в советский период площадь Советской армии), а также памятник герцогу Арману де Ришелье на Приморском бульваре, у Потемкинской лестницы. Он ранее, с 1805 по 1814 гг., по указу императора Александра 1, был генерал-губернатором Одессы. А вот надгробные памятники графа и его жены графини Воронцовой Е.К. в девичестве графини Браницкой – были уничтожены. Также не сохранились надгробные памятники и Идалии Полетики, умершей в 1889 году, и её брата А.Г.Строганова, умершего на два года позже. Оба были похоронены в Одессе на Первом Христианском кладбище, которое было снесено к 1937 году. Останки в земле, конечно, находятся, но где – теперь неизвестно.
В 1959 году меня и моих одноклассников из 6-го класса 119 средней школы г. Одессы привели для участия в субботнике, по благоустройству будущего парка Ильича, что расположен в знаменитом месте, почти напротив Привоза, который есть легендарный одесский рынок. Там мы копали ямы для посадки деревьев и траншеи для посадки кустов. Почти в сплошную - в земле нам попадались человеческие кости. Гораздо позже я узнал, что ранее на этом месте было расположено кладбище, на котором был похоронен брат А.С.Пушкина – Лев Сергеевич.
***
В своём эссе «Тайны портрета Идалии Полетики», часть 2 «Не дочь и не красавица» я уже предлагал читателям вариант точного её рождения.  http://proza.ru/2018/10/26/1580
Например, «дата рождения Идалии в разных ссылках указывается в промежутке между 1807 и 1811 годами.
Но вот собственное свидетельство Идалии, взятое из её письма к приятельнице Зинаиде N.
Из письма Идалии Полетики – подруге Зизи в Баден-Баден, 1 октября 1836 года. «Я не могу тебе сказать, почему на водах этим летом Юлия Павловна, при каждом удобном случае, твердила, что я – незаконная дочь papa. Это темная история, почему она лишний раз спешит об этом всем напомнить. Я уже сама знаю от людей пять вариантов (!) своего рождения, якобы слышанных со слов самой maman».
«Я же думаю, Зизи, нет, я боюсь поверить одному предположению, эту тайну похорони глубоко и ключик выброси, вдруг я – дочь страсти, дочь камергера Жюно?* Очень многое говорит в пользу такого невероятного предположения. Ведь Юлия Павловна прятала меня во время войны 1812 года до последнего. А потом тайком вывезла в Россию. Неспроста маман ужасно боится сплетен насчет Жюно, да и вообще мало рассказывает о той своей жизни, поскольку ей это невыгодно.»
«Не случайно – сказать тебе – даты моего рождения переправлялись три (!) раза. Я сама видела в метрике однажды там стоял 1808 год (значит – Жюно?!), потом -1810 год (у maman уже был papa). А однажды видела исправленную запись о 1811 годе, уже точно указывающую, что Строгановы оба – мои родители. И не странно ли. Что моё имя скорее испанское, чем французское. Откуда же оно, если я не имею ни к Португалии, ни к Испании никакого отношения?
*) Жан  Андош Жюно (1771—1813). - французский военный деятель, при Наполеоне - генерал- полковник. Руководил французским завоеванием Португалии и взятием Лиссабона, за что 15 января 1809 года получил победный титул герцога Абрантеса (фр. duc d'Abrantеs). 23 декабря 1807 г. генерал Жюно официально стал главнокомандующим армией Португалии. 1 февраля 1808 года Наполеон назначил герцога д’Абрантес генерал-губернатором Португалии, фактически сделав его правителем новой вассальной территории французской империи.
Какое-то время графиня д’Эга была любовницей генерала Жюно.
 
"Все это странно, как «тайны мадридского двора». Наверняка за всем этим кроется расчет семейства. Есть еще третья версия: может быть моим отцом был все-таки д’ Эга и меня увезли под чужой фамилией, чтобы он не предъявил на дитя никаких прав?  Вот цена страстей, но я этого не хотела и не просила у Бога такой судьбы! Наверное, столь яркое счастье и согласие, которое царит между моими родителями, оплачено какими-то жертвами, ценой моей судьбы».
Обстоятельства все время дразнят меня: недавно я наткнулась на наш  с maman   общий портрет -  на обороте он датирован ею собственноручно… почему-то четырьмя годами позже, чем писался. Господи, приходиться подозревать что-то совсем необычное в духе Дюма: уж не королевская ли я дочь? (Шутка!)
«Много раз, возвращаясь после бала или из гостей, даже от своих Строгановых, я рыдала в подушку, пока двойная жизнь не стала для меня обычной. Теперь, к 28 годам, я гораздо холоднее и спокойнее. Теперь равнодушно наблюдаю других. И вижу, что все прилагают немало усилий в том же направлении. Это скучно, несносно, потому что… все время идет знакомая пьеса, только актеры меняются! Мир – вечный театр, и нам не изменить его правил».
Таким образом, все-таки в 1836 году Идалия считает, что ей - 27 лет, а это значит, что она, наиболее вероятно, 1809 года рождения.
Вот еще одно свидетельство из сохранившегося письма той же подруге  Зинаиде в Баден -Баден из С.-Петербурга. 16 мая 1836 года.
В письме Идалия пишет о своем минорном настроении, которое также связано с необыкновенным случаем, произошедшем в гвардейском полку, в котором служил её муж ротмистр Александр Полетика. Более подробно она описывала это случай в более раннем письме Зинаиде.
«Некто из подчиненных мужа – поручик Савельев, почти мальчик, вспыльчивый и самонадеянный, как все юноши его возраста, отчего-то вообразил, что ему вверено защищать мою честь. Он бывал у меня, это правда, но я не могла вообразить таких последствий! В казармах. В ответ на какое-то двусмысленное высказывание на мой счет генерал-майора Гринвальда (начальника моего мужа) мальчишка вспылил и «отстоял мою честь». В гневе он не нашел ничего лучше, как…затянуть у генерала на шее шнурок от пистолета!!! Поручика чуть не повесили, спасло чудо. Вот и вся история. Догадываюсь, что теперь моё имя смешано с самыми невероятными предположениями. Нет, как ужасен, жесток. Лицемерен наш свет! Разумеется, я не сижу сложа руки, как могу отстаиваю свою честь. Не знают они, что такое воля и самообладание «рыжего беса» Idalie, как звала меня гувернантка. Но вообрази, Зинаида, моё положение! Что же еще могли решить в свете о наших отношениях с этим поручиком! Есть от чего прийти в бешенство. Глупый, глупый, несносный мальчишка! Его, разжалованного, ссылают на Кавказ под чеченские пули, может быть, на верную смерть, еще и слава Богу, что не повесили.
И кто бы мог предвидеть такую честную глупость  в наше время? Есть же на все свои правили и тон, есть правила игры, которых стоит держаться. По долгу жены командира я принимала поручика и покровительствововала ему, но разве ему одному в мужнином полку? Ты знаешь, при казенной квартире вблизи казарм трудно не завести обычай вечернего чая для избранного круга офицеров. Трудно иной раз удержаться от роли покровительницы, советчицы и утешительницы для бедных молодых людей. Возможно, какое-то нежное слово, случайный взгляд, прикосновение, моя музыка внушили этому несчастному юноше нелепые, глупые мечты, а с ними дерзкую мысль заботиться о моей чести, когда его об этом не просили. Он и вообразил себя добрым Белым рыцарем из Вальтер Скотта и пошел отстаивать честь Прекрасной дамы, дабы поразить дикого вепря Гринвальда. Этой версии «рыцарского подвига» разрешаю и даже умоляю держаться!
А Гринвальд – тупица, грубиян и болван, каких мало. Я кусаю губы от бешенства. Даже мой Александр Михайлович, настоящая «божья коровка», упрекнул меня, что для роли заботливой тетушки г-на Савельева 28-летняя женщина… недостаточно стара.»
Это выдержка из письма Идалии Полетики той же подруге Зинаиде в Баде-Баден. 25 апреля 1836 года. Т.е. получается, что Идалия 1808 года рождения.
На фоне такой, можно сказать, мало приятной для Идалии обстановки она пишет: «Я даже взялась за перо и написала для развлечения, больше для себя самой, чем для посторонних глаз, начало некой любовной повести». В этой повести она рассказывает о некой влюбленной паре и она пишет, как ты думаешь: «Кто здесь зашифрован? Вспомни самого красивого молодого человека из числа наших знакомых, о котором я не устаю говорить тебе всю весну, исписывая по три страницы к ряду. И тебе не составит труда понять, кого я имею ввиду. Конечно, речь о Жорже Дантесе! Кто еще может сравниться с этим блестящим молодым человеком! И это исключительное обаяние стало редким гостем как раз тогда, когда я больше всего нуждаюсь в его теплой дружеской поддержке (вспомни историю с Савельевым и Гринвальдом, она еще имеет отголоски!). Ты скажешь, милый друг, что привычка зрелой замужней дамы к обществу молодого человека опасна: он слишком свободен, не стоит уповать на постоянство. О молодости умолчим, я всего на четыре года его старше».
Жорж Дантес родился  5 февраля 1812 г., Кольмар, Upper Rhine, Франция. Таким образом, снова получается, что год рождения Идалии - 1808 -ой.
Имеется также и еще одно соображение по поводу возраста Идалии. Как уже упомянуто, она очень тяготилась своим положением незаконнорожденной дочери барона Строганова Г.А. При этом она понимала, что спасти её положение может только замужество. Многократно указывалось, что замуж она вышла достаточно рано. В то время нормальным считалось выходить замуж, начиная с 16 лет. Идалия вышла замуж в 1829 году. Если она была 1805 года рождения, то в ей было 24 года и это уже было не рано. В то время это был возраст засидевшейся невесты, а если она была 1808 года рождения, то тоже была засидевшаяся, но все-таки не сильно, т.к. ей был 21 год.
Конец 1-ой части.
Идалия Полетика в годах. Дагерротип. Подлинная фотография.

АэС
12.06.2021