4. Вишенка на торте общества потребления

Николай Ткаченко-Перекопский
         
           4.1. Признаки  упрощенного понимания жизни.      
 
             А теперь попробуем понять, как в странах  с  обязательным  средним  образованием, к тому и  бесплатным,  учат и воспитывают  основную часть населения – примерно 90% детей.  Насколько справедливо мнение  о  существовании   в странах Запада  «недостаточно образованного  большинства»?   И начну с  … Греты Тунберг.
 
            Эта  шведская  девушка в 2018 году (ей  тогда было 15 лет) стала проводить   так называемые  «забастовки  за климат», которые вскоре были подхвачены  сотнями тысяч школьников и  студентов в  крупных городах многих  стран Запада.  С её подачи тема  охраны окружающей среды, и климата в частности, стала одной из самых обсуждаемых в  СМИ Старого и Нового Света, а Грета Тунберг  на некоторое время превратилась в её идола.В  2019 году она  выступала на саммите  по климату в ООН, лидеры некоторых стран приглашали её  на встречу,  она попала в список 100 самых влиятельных людей мира.  Журнал  Time  признал её  «человеком года», а  Forbes  включил её  в список 100 самых влиятельных женщин мира, а в  2019-м  и 2020 –м годах,   она была номинирована на Нобелевскую премию мира. За что  ей досталась такая  слава?
 
              Откройте стенограмму её выступления на саммите ООН, и вы узнаете, что  возбудило её: «Вы отняли мои мечты и мое детство своим пустословием. А мне еще повезло… Люди страдают… Люди умирают... Погибают целые экосистемы…  Мы стоим на пороге массового вымирания… Вы отбираете наше будущее».
             Если  вникнуть в смысл сказанного, то  рассуждения Греты Т.  по сути  банальны, и по форме наивны.  Но  почему они всколыхнули  западный мир? Да потому, что даже элементарные  для  образованного человека проблемы были неведомы для общества. Разве это не показатель  познаний  в сфере  естественных наук?
            Мне скажут, что я не прав, что  о понимании  важности  экологических проблем свидетельствует рост популярности  в западных странах защитников экологии: «Гринпис» с её миллионами сторонников, тысячами  волонтёров, и ростом популярности партий  «зеленых». При этом игнорируется тот факт,  европейские «зеленые» не  противодействуют поставкам  американского сланцевого  газа, который  добывается   по технологиям,  ведущим к изменениям структуры недр и  повышению их  сейсмоактивности,  загрязнению  грунтовых и поверхностных вод,   почвы толуолом, бензолом,  этилбензолом, мышьяком и другими опасными веществами, выбросу  в атмосферу метана.

           Так что  взлет  этих партий -  результат  политической спекуляции на больной теме, но не свидетельство  понимания сути экологии. Глобальное потепление, и роль человека в этом  - преувеличенная проблема. Тот же мировой океан выделяет в сотни раз большее количество создающего парниковый эффект  углекислого газа, нежели все человечество. Вредные выбросы в промышленных городах, свалки и т.д. - проблема реальная.  «Зеленые» популярны  среди тех, кто только слышал о необходимости охраны окружающей среды, но совсем не понимает всю сложность этой проблемы. И это оценка работы  школы.    Кстати,  и Г. Тунберг оказалась столь востребованной личностью только потому, что её действия  совпали с начатым и сулящим значительные прибыли  процессом  обновления  технологий в энергетической сфере.
 
             И второй пример того, что важно знать гражданам стран якобы   заботящейся о благополучии народов мира:  об уроках   прошлого. О том, ЧТО  в странах Запада знают о величайшей  из войн – Второй мировой,  свидетельствуют  ответы на вопрос:  какая нация внесла наибольший вклад в победу над фашизмом?   В 2015 году   62% французов, и  50% немцев победителями назвали США и Англию. Свою страну  назвали победителем 59% англичан, а в США  93% американцев. В интернете  нашел слова  американца по этому поводу: «в США нас учат, что мы выиграли Вторую Мировую войну, помогая союзникам  в Европе,  и в одиночку победили Японию на островах, сбросив две ядерные бомбы. В школах не говорят, что в России погибло 26 миллионов человек, в 50 раз больше, чем  американцев».
 
            Почему забыты  ужасы двух мировых войн ХХ века? Не потому ли, что  в наше время  ради  распространения своей власти Запад  готов использовать войну, и не дело народу понимать  причины   кровопролитных конфликтов и вмешиваться в действия своих властей.
 
              Вывод о том, что  в школах  Запада детям  не  дают знания  даже по базовым дисциплинам  целиком совпадает и с мнением тех, кто  жил в той среде, или изучал эту тему. Вот мнение известной журналистки и  медиаменеджера  Маргариты  Симоньян, в шестнадцатилетнем возрасте год  жившей  в американской семье:   уровень  знаний  наших людей,  нашего выпускника школы  выше чем в США. Историк и  политолог  Вячеслав  Никонов  напомнил цифры американской статистики:  более 43 миллионов американцев функционально  неграмотно, поскольку не умеют писать и  читать.  Разве это не свидетельствует о  качестве работы  подконтрольных государству  школ,  обучающих до 90 процентов  населения?

               4.2.   Технология усыпления интеллекта.

            А теперь попробуем разобраться в  самом процессе  появления «недостаточно образованных» людей, и понять, как  можно  детей учить, если они   не  понимают  реальные  проблемы  жизни.
             Помните пословицу – «кто платит, тот и заказывает музыку»? Власти стран Запада, финансируя  учреждения образования, ставит перед ними и  цели: дают  социальный  заказ.  Вот самые  главные его пункты:
 - обеспечить  формирование творческого, уверенного в себе и самостоятельно мыслящего человека и  обеспечить учащимся доступ к знаниям;
- сформировать понимание учащимися их социальной роли в обществе;
- сформировать  знания, необходимые для их последующей профессиональной деятельности.
  Если не вдумываться, то задачи вполне разумные, но вот как они реализуются  на практике. Начнем с воспитания «уверенного в себе и самостоятельно мыслящего человека».
            В классах средней английской  школы в  12 – 14 лет, помимо изучения обязательных предметов (английский язык и литература, математика, естественные и гуманитарные науки), ребята  приступают к изучению и предметов  – цитирую - «на основе  своих  «интересов и  амбиций  по  личной  программе». За счет сокращения времени на изучение  важных для формирования научного понимания природы и общества  молодой человек получает возможность  изучать:  "дизайн и технологии, классические цивилизации, религия, социология, бизнес, экономика,  инженерное дело, технологии правильного питания,  искусство...".  Разумеется не любой из этих курсов,  а тот, который может предложить конкретная  школа. Вот и выбирают дети то, что им кажется знакомым и интересным. Это ДЕТИ!
 
             Школа под видом поощрения их   амбиций(!), на деле  закрывает перед воспитанниками   возможность получения тех знаний, которые позволили бы им   вырваться за пределы имеющихся весьма неразвитых  интересов.  Причем делает эту вредную работу целенаправленно,  выполняя  волю государства, поставившего цель не научить ребенка,  а  обеспечить ему доступ к знаниям. Да и ответственность за свою работу педагоги не несут:  хочешь учиться – учись, не хочешь – не надо, школа  не нянька.

             А теперь   о том, как  дети теряют способность   анализировать  происходящее. Это трудно сделать без знакомства с  учебными  программами, не видя учебников,   но для своих  выводов  я нашел некоторую информацию. 
           Как мы уже отметили, преподавание даже базовых предметов в английской школе  ведется по комплексным программам, вместо   физики, химии, биологии  есть предмет  «наука» (курс естественных наук). Ради чего это сделано? Для  ускоренного,  поверхностного  и формального ознакомления детей  с  основными понятиями этих дисциплин, без  выяснения взаимодействующих факторов  явлений природы.  К примеру,  охарактеризовать  грозу можно упомянув  лишь гром и молнии, но  без понимания  проходящих  в атмосфере процессов электризации, конвекции… это  упрощенное понимание   явления природы. Подход к изучению не только какого либо отдельно существующего  явления, а  на основе  взаимодействия  различных  факторов  важно и для появления  знаний, но  и для формирования  навыков анализа событий реальной жизни, а это главное условие способности понимать жизнь.

              Косвенным подтверждением  поверхностного  подхода к организации обучения  являются  тесты как  основная  форма контроля  знаний, позволяющая  в лучшем случае  выявить лишь  знание/незнание  отдельных  фактов или законов,  но не понимание их  сути. Такое обучение закрепляет  и привычку  в реальной жизни не разбираться с  причинами и следствием  событий и  лишает человека  способности  понимать что и почему в жизни происходит.  Разве не в  этом причина опасения «русской агрессии», или  феномена  Г. Тунберг, возбудившей на короткое время  западное общество  «открытием»  причин отнюдь не новых экологических проблем?
   
              Своеобразен и подход к изучению истории.  В старших классах одной
 вполне обычной английской школы  ребятам предлагается  познакомиться и проанализировать события по таким, например, темам: «Краеведение и история жизни …графства», «История медицинских учений», «Гитлер и нацисты».   События прошлого в гуманитарном  курсе – лишь фон, на основе которого  закрепляется прозападное толкование  событий прошлого, показывая лишь свои успехи и возвеличивая  свои заслуги.  Запад не может  признавать себя хоть в чем-либо проигравшим,  отсюда и незнание событий   ХХ века и Второй мировой войны в частности.    Смысл истории в
 таких школах целиком согласуется с девизом «историю пишут  победители».  Кстати,  автор этих слов  - Антон Дрекслер,  основатель Немецкой рабочей партии, которую позднее под названием НСДАП возглавил Адольф Гитлер.

             В  США события прошлого  также не анализируются, а  используются для обоснования  нынешней   политики. Так  идея  «Предопределение судьбы»  родившаяся еще   во  времена  территориальных завоеваний  XIX  века,    в  наше время стала руководящим  принципом всех американцев.  При молчаливой поддержке других членов коллективного Запада, пределы забот США по геополитическому переустройству мира  расширены до невероятных пределов, и не ограничены  Атлантическим и Тихим океанами, они проходят  по Волге и Хуанхэ.

            Обратим  внимание  еще на одну особенность  работы  в начальной школе   Англии: обучение на основе  разрешения реальной  проблемной ситуации:  "что тебе  дают занятия спортом?  Почему  лечиться  можно    только по рецептам  врача? Как  влияют продукты  на здоровье человека"?  Такая организация учебного процесса с одной стороны  хороша, поскольку повышает интерес к учебе,  но  с другой - закрепляет  утилитарный подход к жизни:  ценно только то, что  приносит  пользу. Подход к изучению физики, химии, биологии, истории через поиск смысла - «а зачем мне это надо? что это мне даст»  не только  препятствует  развитию  ребенка, но и закладывает  устойчивое  равнодушие  ко всем проблемам, кроме лично его касающихся.

                Послесловие.

                Главная цель  этой  главы: почему западное общество  проявляет неспособность понимать жизнь, видеть назревающие  личные и глобальные угрозы?
 
                И я нашел ответ:  заложенные в массовой  школе поверхностные и несистемных знания  по основам наук, лишающие  человека способности понимать  явления жизни. Такое  воспитание (в широком смысле, включая и обучение),   являющееся  выполнением  заказа капиталистического государства,   уместно  назвать  целенаправленным  усыплением  разума своего народа. Ради  установления полного контроля над ним. Чем такие люди отличаются от рабов?
   
              В наше время в странах Запада нет политических сил  хотя бы  подвергающих сомнениям целесообразность сохранения подчиненной бизнесу власти, и это следствие  воспитанного  у человека  повышенного интереса к проблемам личной жизни, и непонимания им проблем и своего, и общего для всех  существования.   Полного социального спокойствия нет  даже в США, но периодически вспыхивающие  волнения  стихийны,  направлены на решение  непринципиальных  проблем,  не имеют  широкой поддержки, а потому не способны поколебать  власть.
   
             А  теперь – о последствиях такой  неспособности  народа  оценивать  явления жизни и роль  властей. Народ  периодически  избирает людей в законодательную, исполнительную власть, и худо стране с  плохо понимающими  происходящее избирателями: победа  обеспечена тому,  кого  поддержит  формирующие общественное мнение  телевидение, радио, пресса, интернет -мейнстрим.  А реальную власть  получат те,  кто  управляет и СМИ, и банками, и экономикой, и их ставленники  –   «глубинное государство»  (deep state).  Действия избранных   президентов, парламентариев находятся под неусыпным  контролем , и при  ущемлении  интересов бизнеса  даже президенты превращаются в  свадебных  генералов. Примеры  приводить, уверен,  не  надо.

 Не принимайте  эти  размышления  как попытку  показать  несовершенство    системы воспитания и обучения детей в странах Запада.  Напротив, её я оцениваю как весьма эффективную с точки зрения интересов государства и  бизнеса.  Работа их  школ воспитывает человека   встроенного  в капиталистическое   государство – работника, потребителя и лояльного власти гражданина,  для которого   ценно лишь то, что приносит прибыль. Власть у образованного меньшинства, послушное  плохо образованное  остальная часть общества  - что еще надо для стабильности коллективного Запада? Они обустроили своё общество за счет снижения  интеллекта большинства своего населения.
 
              Не следует думать, что  процесс снижения уровня знаний  школьников и общества   идет только в странах Запада, он набирает обороты и в  России.  Вина за это лежит и  на Министерстве просвещения РФ,  и на  родителях, чрезмерно озабоченных  облегчением учебного процесса своих чад.  Министр образования  РФ А.Фурсенко   в 2007 году заявлял: «… сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Сегодня об этом вспоминать не  принято, но внедрение западного опыта воспитания и работы школ продолжается, и не всегда с  учетом интересов нашего общества.  Не приведет ли это нас  к беде?