7. Виды духовных учителей

Анна Лал
Основы ведической философии. 7 часть.
Читать 6 часть "Качества духовного учителя"
http://proza.ru/2021/04/03/1282


***

Здесь мы рассмотрим вопрос о том, сколько может быть духовных
учителей у духовного ученика. Каковы их разновидности и функции.
Как правильно к ним относиться.


***

Прежде всего необходимо отметить: поскольку Господь существовал
еще до появления других учителей, Его превозносят как Первого
Духовного Учителя. Только Он обладает самым полным и совершенным
знанием.

От Него исходит духовное знание, с помощью которого
люди могут вновь вернуться в вечный духовный мир.
Все остальные духовные учителя - являются представителями Бога.

Их функция заключается в том, чтобы передавать духовное знание
без искажений. С целью - вернуть все падшие души Домой, к Богу.
Поэтому таких духовных учителей называют - Передающие наставления.

Хотя передавать духовное знание - это долг всех духовных учителей,
тем не менее разные учителя исполняют разные роли
в этом процессе, поэтому их называют по-разному.


1. ОСНОВАТЕЛЬ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ.

Такой учитель получает знание непосредственно от Бога и с него
начинается духовная традиция.

2. ОСНОВАТЕЛЬ ДУХОВНОГО ОБЩЕСТВА.

Такой учитель является искренним последователем авторитетной
духовной традиции. Он обучен в ней и квалифицирован создавать
духовные сообщества, в которых личным примером показывает как
нужно следовать наставлениям святых людей и священных писаний.
Он помогает понять как устранять религиозные противоречия,
возникающие в духовных учениях и задает новое направление
духовной традиции. Это позволяет людям духовно развиваться
в любом месте и при любых обстоятельствах. 

2А. Необходимо знать, что Учителя-Основатели духовных традиций и
духовных сообществ  - являются особыми преданными Бога. Их
направляет и уполномочивает Сам Господь. Ни в коем случае нельзя
нарушать указания таких духовных учителей, искажать их.
Потому что эти учителя - передают послание Бога, а не свои
собственные идеи. В результате нарушений и искажений наставлений
таких духовных учителей - обычные люди будут сбиты с толку
и потеряют возможность постичь Бога.

3. Третий вид духовных учителей - УКАЗЫВАЮЩИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ.

Как правило такие учителя не имеют учеников. Это миссионеры,
путешествующие по всему миру и встречающиеся с самыми разными
людьми. Они помогают этим людям сделать правильный духовный выбор.

4. Четвертый вид духовных учителей - ДАЮЩИЕ НАСТАВЛЕНИЯ.

Это высоко-квалифицированные духовные наставники, которые могут
иметь своих учеников, давать поддержку ученикам
других учителей, а также  помогать в духовной жизни всем,
кто хочет в ней разобраться.

5. Пятый вид духовных учителей - ДАЮЩИЕ ПОСВЯЩЕНИЕ В ДУХОВНУЮ
ТРАДИЦИЮ.

То есть, учителя, которые берут на себе пожизненную ответственность
помогать конкретным людям(берут их в ученики) идти по
пути духовного развития в определенной духовной традиции. Они
дают наставления своим ученикам, молятся за них, показывают
собственным примером как быть всегда погруженным в служение
Богу и оставаться счастливым.


6. И последний вид духовных учителей - ДАЮЩИЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
В ОТРЕЧЕННЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ.

Когда ученик достигает определенного духовного совершенства,
он может принять уклад жизни монаха-миссионера, либо
принять уклад жизни монаха-отшельника. И определенный
духовный учитель дает такое посвящение.


***


Все эти разновидности учителей выполняют различные функции в
процессе передачи духовного знания. Они являются уполномоченными
представителями Бога, через которых Он проявляет Свое бесконечное
милосердие по отношению к падшим душам, освобождая их из цепей
неведения. Поэтому необходимо оказывать почтение таким учителям.

Пренебрежение и оскорбление духовных учителей  - являются
серьезными препятствиями на духовном пути. По тому, как ученик
относится к таким духовным учителям, можно судить о его отношении
к Богу.


***

Всевышний помогает обрести духовное знание через посредство
всех этих учителей следующим образом.

1. Вначале Господь лично наставляет Основателя Духовной Традиции.
Тот передает это знание своему самому достойному ученику. А он,
в свою очередь, своему. Так это знание передается от учителя к
ученику в неискаженном виде. Так сохраняются духовные
традиции.

2. Если из-за влияния безбожия происходит какое-то искажение
учения или его недопонимание, тогда Господь направляет
Своего особого преданного, который исправляет учение и объясняет
как применять его в условиях современности.

Например, так поступал Пророк Мухаммед, Иисус Христос и
Совсем недавно, с 1922 по 1977гг Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада выполнил эту задачу, изложив
духовное знание на английском языке и распространив его
по всему миру. По предсказаниям самого Бхактиведанты Свами
эти книги будут являться законами для всего человечества
еще на протяжении 10 000 лет, давая искренним людям возможность
достичь духовного совершенства.

3. Человек, запутавшийся в этом мире, обычно в первую очередь
встречается в своей жизни с духовным учителем, через которого
Господь указывает ему путь к Себе. Это направляющий духовный
учитель. Он не обязательно великий святой. Может быть
просто искренний религиозный человек.

4. Затем ищущий Бога человек вступает в общение с другими
религиозными людьми в данной духовной традиции.
Они, играя роль его духовных наставников, лично воспитывают и
наставляют духовного ученика.

5. Самый выдающийся среди наставляющих учителей - обычно
становится тем духовным учителем, который дает посвящение в
духовную традицию. Он принимает на себя обязательство за
возвышение ученика до полного освобождения из рабства
материального мира.

6. Затем следуют другие наставляющие учителя, продолжающие
обучение духовного ученика.

Поскольку больше всего в своей духовной жизни ученик соприкасается
с духовными учителями, которые дают посвящение и наставления, то
будет важно узнать о них подробнее.


***


Учитель, дающий посвящение( или крещение)- один, и является
изначальным или настоящим духовным учителем.

Учителей , дающих наставления, - может быть много.
Они подкрепляют наставления изначального учителя  и исполняют
подчиненную по отношению к изначальному учителю роль.
Их функция - привести потенциального ученика к посвящению.

Учитель, дающий посвящение , также может действовать в роли
духовного наставника, но это не обязательно.

Различия между двумя типами этих учителей определяются тем, какие
обязанности они исполняют. Однако это, безусловно, не должно
становиться причиной нездоровой мирской склонности принижать
того или другого. Поэтому ученик обязан слушаться наставников
так же, как и учителя, давшего посвящение. Однако, это не значит,
что ученик должен перестать пользоваться своим разумом( этот момент
уже обсуждался в предыдущих главах).

Ученику важно осознать, что Сам Господь  воплотился
перед ним в форме всех его учителей. В этом заключается их единство.
И то же время, не отвергая равенства учителей,
ученику важно знать, что каждый из них исполняет - свои функции.


***

Как правильно нужно выбирать духовного учителя
для духовного посвящения?

Выбор такого учителя - очень серьезный шаг в жизни духовного
ученика. Настоятельно рекомендуется отнестись к выбору
посвящающего учителя со всей серьезностью.

"Новоиспеченное" влечение к учителю может оказаться достаточно
шаткой опорой во взаимоотношениях, в сравнении с пониманием
духовного учителя, приобретенным в результате слушания и
продолжительного общения.

Поскольку всем падшим душам присуща тенденция совершать ошибки,
следует осуществлять свой выбор учителя - с большой осторожностью,
основываясь на наставлениях священных писаний, а не на личной
симпатии.

Начальная привязанность может быть осквернена различными мирскими
представлениями и потому не является единственной опорой для
принятия окончательного решения.

Примерами таких второстепенных факторов, на которых может основываться
искаженное влечение к тому или иному учителю, являются дружелюбная
манера общения учителя, личное его обаяние, харизма учителя, его
талант в искусствах (например, красивое пение) или остроумные лекции.

Но в выборе посвящающего духовного учителя важно, прежде всего,
смотреть на то, насколько он сам следует своему учителю и
также Основателю Духовной Традиции.

Привязанность к внешним качествам учителя - не имеет под собой
духовной основы и может надолго стать причиной трудностей для
духовного ученика.



***


В каком случае духовный ученик может отвергнуть своего посвящающего
учителя?

Его можно отвергнуть, если он падает из-за потворства своим страстям,
либо провозглашает себя Богом, либо становится оскорбителем святых
людей.

Также от духовного учителя следует отказаться, если он реально
совершает дурные поступки, скрываясь под маской преданного Богу.

Если ученик отказывается от своего посвящающего духовного учителя
по любым другим причинам, - он совершает серьезное оскорбление,
которое приведет его к падению с духовного пути.

Прежде чем принять решение отвергнуть учителя, ученик должен сначала
подойти к  старшим духовным наставникам и в смиренном состоянии
сознания поделиться сомнениями в своем учителе,
попросить совета.


***

Продолжение - " 7 первых важных выводов из ведической Философии"
http://proza.ru/2021/06/20/883)

***