Потребности и МЕМы

Виктор Ефременко
                «Эгоистичный ген» ( The Selfish Gene) — научно-популярная книга об эволюции, написанная британским биологом Ричардом Докинзом и впервые опубликованная в 1976 году  на  английском  языке  и  переведенная  на  русский.


                ОТКУДА  ВЗЯЛИСЬ  МЕМЫ?


                «Мемы»   введены  Докинзом  в  биологический  обиход, как  модель,  как  некий  аналог  генов, чтобы  обосновать  культурную  эволюцию   приемлемым  в  биологии  способом.  Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок,  которые распространяются  в  популяции  и  передаются  в  поколениях (наследуются).
 
                Известно,  что  для  эволюции  живого  необходимы  3  условия.

1.  Изменчивость  вида. Потомки  не  должны  быть  клонами  родителей, чтобы  мог  работать  отбор,  адаптируя  популяцию  к  изменяющейся внешней  среде. 
2. Существование естественного  отбора  в  популяциях.
3.  Наследование признаков в популяциях,  которое  обеспечивает  передачу  в  следующее  поколение  некоторых  врожденных свойств  родителей.
                Ваш ребенок, даже ваш внук, может быть похож на вас чертами лица, музыкальной одаренностью, цветом волос. Но с каждым поколением вклад ваших генов уменьшается вдвое. Очень скоро этот вклад становится пренебрежимо мал.
            Наши гены  могут оставаться бессмертными, однако сочетания генов, которые  и  определяет  признаки  организма, имеющееся в каждом из нас, неизбежно утрачиваются  в  поколениях.

                Гены  как  самовоспроизводящиеся (реплицирующиеся) структуры  обеспечивают в  биологической  эволюции  выполнение  1  и  3  пунктов. 
Но  в  культурной  эволюции  человека    из  поколения  в  поколение  передаются только приобретенные  свойства,  навыки, знания,  которые  генами  передаваться  не  могут.
Это  постулат  генетики,  который  многократно  проверен  и  теоретически  понятен. Поэтому  для  объяснения  факта  культурной  эволюции гены  не  подходят,  требуются  другие  репликаторы.
                Р. Докинз,  в  упомянутой  книге     пишет:
              «Как страстный дарвинист я не был удовлетворен объяснениями поведения человека, предложенными моими столь же страстными коллегами. Они пытаются найти «биологические преимущества» в различных атрибутах человеческой культуры…
               Я убежденный дарвинист, но мне кажется, что дарвинизм слишком великая теория и не может ограничиваться узкими рамками гена… 
               Однажды начавшись, эта новая (культурная) эволюция отнюдь не должна занимать подчиненное положение по отношению к прежней. Старая эволюция, происходящая путем отбора генов, создав мозг, предоставила «бульон», в котором возникли первые мемы. После появления самокопирующихся мемов началась их собственная, гораздо более быстрая эволюция. Мы, биологи, так глубоко прониклись идеей генетической эволюции, что нередко забываем о том, что это лишь одна из многих возможных эволюций.
                Я собираюсь высказать мнение, сколь бы оно ни показалось неожиданным из уст автора первых глав, что для того чтобы понять эволюцию современного человека, мы должны отказаться от гена как единственной основы наших представлений об эволюции….
                Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией».

                Будем  считать,  что  Доккинз  только  поставил  задачу  найти    некую  сущность,  которая  удовлетворяла  бы  поставленной  задаче -  быть  репликатором  в  культурной эволюции.            
                Если  бы  удалось  найти  культурный  репликатор  и понять  механизмы  его  передачи  в  поколениях,  то  можно  было  бы  строить  теорию  о   поведении    социумов,   напоминающую  популяционную  генетику.  Докинз  назвал  этот культурный   репликатор,   который  должен  существовать  мемом. Мемы  не  замечены  биологами  в  других  процессах  и  поэтому   их  существование  вызывает  сомнения.  Мы  здесь  покажем,  что   мемы  существуют,  но  известны  под другим  именем.

                Механизмы  действия  генов  достаточно  хорошо  изучены.  О  мемах,  об  их  локализации,  механизмах  воздействия  на  поведение  организма  неизвестно  ничего  по  указанной  выше  причине.
                Но  можно  вспомнить  недавнюю  подобную  ситуацию  в  физике  с  бозоном  Хиггса.   Бозон Хиггса — элементарная частица, квант поля Хиггса, с необходимостью возникающий в Стандартной модели физики элементарных частиц.  Постулирован британским физиком Питером Хиггсом в его фундаментальных статьях, вышедших в 1964 году.  После нескольких десятков лет поисков 4 июля 2012 года в результате исследований на Большом адронном коллайдере   он  был обнаружен.
                Концепция  мемов  выдвинута (постулирована)  Р.Докинзом  примерно  в  то  же  время. Долгое  время  велись  дискуссии  о   локализации мемов в  мозге.  В  данной  статье  я  предлагаю рассмотреть уже существующего  кандидата  на  эту  роль.

                ПОТРЕБНОСТИ  ИЛИ  МЕМЫ?

                Эволюция  человека   свелась  к  культурной    эволюции,  изменила  его  поведение  и  мышление   не  затрагивая  морфологию.  Выбор  поведения  определяется  мозгом  и    зависит  от     потребностей  человека  в данный  момент.   Функция  мозга  обрабатывать  информацию  от  органов  чувств,  от  внутренних  органов  и  определять  поведение  в  зависимости  от  потребностей,   допустимого  спектра  возможностей   и  состояния  организма. 
                Центральная  нервная  система и   мозг  создают  самый  внешний  контур  управления  человеческим  поведением   на  основании  потребностей  сформированных   внутренними  контурами  управления,      придает  каждой  потребности  определенную  значимость,  которая  может   меняться  в  зависимости  от  обстоятельств.   Так  что  при  выборе  поведения  потребности  учитываются  со  своими  весами.
                Термин  поведение  здесь  относится  не  только  ко  всему  организму,  но  и  к  отдельным  его  системам.  Так  при  проявлении  физической  активности  организмом  меняются  некоторые  потребности  -  требуется  более  активное  насыщение  крови  кислородом  поэтому  учащается  сердцебиение,  изменяется  давление  крови  и многое   чего  еще  меняется.

                Понятие потребность в биологии определяется как избирательная зависимость организма  и  его  систем   от определенных факторов внешней или внутренней среды.

              Избирательная  зависимость  означает,  что  не  все  потребности  организма  для  него  одинаково  важны  в  данный   момент,  не  все   одинаково  влияют  на  поведение.    Значимость  потребностей  для  организма  и  его  органов    зависит  от  состояния  внешней  и  внутренней  среды  организма,  от  результатоав  работы  внутренних  контуров  управления.  При  выборе  поведения  наблюдается  нечто  похожее  на  конкуренцию  потребностей.

           Потребности — основа как сиюминутных, так и долгосрочных планов каждого из нас,    определяют  поведение  отдельных  органов  и  систем,  так  и  в  целом  поведение  человека,  его   мышление.

              Одним  способом рассуждает военный  диванный  теоретик, попивая  кофеёк,  о  том,    куда  нужно  было  нанести  удар  200  лет  назад  в  битве  под  Бородино,  чтобы  обеспечить  успех  сражения.  И  по  другому  мыслит  командир в  бою в  условиях  дефицита  времени  и  информации.  Разные  потребности  людей  в  определённый  момент  времени  определяют  и  разный  способ  мышления.
                Многоклеточный  организм  имеет  множество  систем,  требующих  регулирования  и  некоторые  регулирующие  функции  осуществляются  мозгом  на  бессознательном  уровне.  Это  регулирование  осуществляет  вегетативная  нервная  система. Результаты  её  работы  учитываются  центральной  нервной  системой,  работающей  на  структурах  головного   мозга, осуществляется  связь  бессознательного  и  сознания. Связь  односторонняя. Бессознательное  влияет  на  сознание. В  системах  регулирования  внутренний  контур  влияет  на  внешний, а  не  наоборот.
                У  мозга  нет  других  функций,  кроме  как  формулировать  потребности  и сообразуясь  с  состоянием  внешней  и  внутренней  сред, придавать  вес  потребностям,  чтобы  выбирать  поведение  в  соответствии  с   суммарными  потребностями,   имеющимся  опытом,   а  у   человека   и  соображениями  разума  от  коры  больших  полушарий.

                Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.    Нейронов  в  мозгу  около  90  млрд.,  что  на  4  порядка  больше,   чем  кодирующих  генов  в  геноме  человека.
                Нейронные  сети получают  информацию  от  органов  чувств (сенсоров),  от  нервных  клеток  из  внутренних  органов,  т.е.  от  регулируемых  органов   и  формулируют  её  в  виде  «слов-потребностей».
Слова-потребности  определяют  функциональное состояние  соответствующей  нейронной  сети.
 
                Можно  по  разному  подходить  к   классификации  потребностей.
Так  психолог   Маслоу  делил  их  на  базовые  потребности,  абсолютно  необходимые  для  выживания  организма,  и  целую  иерархию  других  потребностей  выстроенных  в  виде  пирамиды.  Такая  классификация  отражает  тот  факт,   что  разные  потребности  имеют  разный  вес  и  разное  влияние  на  поведение  организма.  Но   эта  иерархия   выстраивается  индивидуально   в   мозгу  каждого  человека  и  не  может  быть  канонизирована.
                С  эволюционной  точки  зрения  потребности    можно  разделить  на   врожденные  и  приобретенные  в  результате  культурной (социальной) эволюции. 
                Врожденные  потребности  это  потребности,  относящиеся  к вегетативной  нервной  системе  т.е.  бессознательному  регулированию  органов  и  систем  организма.    Эта  группа  потребностей  сформирована  генами,   в  виде  устойчивых  нейронных  сетей.  Их  можно  назвать,  развивая  представления Р. Докинза,  врожденными  МЕМами,  потому,   что  они  влияют  на  поведение,  хотя  и  на  бессознательном  уровне.
                Вторая  группа  потребностей   сформирована  в  мозгу   в   ходе  длительного  исторического  существования  человека  в   меняющихся  социумах.  Это   социальные  или  культурные  потребности.   Эти  потребности  назовем  культурными  МЕМами,   которые  в  каждом  индивидуальном  организме  выстраиваются  в  определённую  иерархию,  которая  влияет  на  поведение.  Иногда   культурные  МЕМы    выступают  как  запреты  на  некоторые другие потребности, неприемлемые  в  современном  обществе.
 
Проявление  всего  комплекса  МЕМов(потребностей)  в  поведении  человека,  наблюдаемое  со  стороны (фенотипическое  проявление) оказывается  ни  чем  иным  как  ментальностью.   Ранее  это  понятие  мы  определяли  как
  "Общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков,  создающую  в  голове  картину  мира.   Ментальность  представляет  собой    как   характеристику   типа  мышления (сознания),  так  и  подсознательной  деятельности  мозга".  Теперь  мы  видим  что  в  основе  этого  понятия  лежат  функциональные  состояния  нейронных  сетей мозга. Эти  состояния  отражают  сформированные  и  врожденные  потребности  конкретного человека.

                Понятно,  что  ментальности  людей  это  индивидуальные  свойства,  но  они  существенно  влияют  на  вектор  развития  всего  общества. Марксисты весь  человеческий (культурный)  фактор  представляли  как  некую  надстройку  над  экономикой.  На  самом  деле это экономика является   материальной  надстройкой,    выполненной  людьми  для  удовлетворения их  потребностей.  Поэтому  экономика,  как  материальный  инертный  фактор, вместе  с  ментальностью  населения  и  уже  проложенной в  предшествующий  период колеёй  развития (трендом)  определяют  будущую  траекторию  развития.

               Конечно,  элита  разными  манипулятивными  действиями,   а  иногда  и  грубым  насилием  пытается    направлять  общее  движение  в  сторону  своих  потребностей,   своих  предпочтений,  сформированных  в  мозгах  элиты   как  в  соответствии  с  ситуацией  момента,  так  и    длительным  периодом  формирования  её  ментальности.  Но это  происходит  там и  тогда,  когда  демократический  контроль  над  формированием  элит  отсутствует.  В  тоталитарных  режимах  элиты  считают  себя  суверенными, не  подчиняются демократическим  процедурам, преувеличивают  свои  возможности.            
             Однако,  для  того,  чтобы  Волгу  развернуть  в  Тихий  океан,  требуются  непомерные  усилия  и  неограниченные  ресурсы.  Так  что  не  стоит  возможности  элит  переоценивать.

                РЕПЛИКАЦИЯ  МЕМОВ.


                Врожденные  МЕМы (потребности)  передаются  в  следующую  генерацию  генами.   Наследуется  не  только  морфология,  но  весь  онтогенез  и с  ним врожденные  потребности.  Т.е.  врожденные  МЕМы  способны  к  вертикальной  репликации.  Но они  не  передаются  от  человека  к  человеку  при  общении,  т.е.  не  реплицируются  горизонтально.
                Доккинз  пишет только о  МЕМах,  которые  по  нашей  классификации  называются  культурными.  Он  пишет  о  передаче  их  при  помощи  имитации,  т.е.   речь  идет  о  горизонтальной  репликации:
                «Если МЕМ – это популярная песенка, то о её распространенности в мемофонде можно судить, по числу людей, насвистывающих ее на улицах. Если это фасон дамской обуви, то его популярность можно определить по данным обувных магазинов о распродаже этой модели. Некоторые мимы, подобно некоторым генам, достигают блестящего кратковременного успеха, но не сохраняются в мемофонде надолго. Примерами служат шлягеры или туфли на шпильках».
                Мозг  отражает  большей  частью  потребности  организма  и  его  частей.  Но  подражание  это не   потребность  организма,  а   потребность  мозга.  Такая  же  потребность  как  любопытство.  Потребность   мозга,  направленная  в  будущее,   поскольку  полученные  таким  путем    информация  может  оказаться  полезной.  И  она часто оказывается    полезной.
Но  откуда  берется  эта  потребность  мозга,  если  она  никого  не  обслуживает?
Р. Доккинз  пишет:
              «Нам нет нужды заниматься поисками обычных биологических ценностей, определяющих выживание таких вещей, как религия, музыка и ритуальные танцы, хотя они, возможно, и существуют. После того как гены снабдили свои машины выживания  (тела) мозгами, способными к быстрой имитации, мемы автоматически берут это на себя. Нам даже нет необходимости постулировать какое-то генетическое преимущество, присущее имитации, хотя это несомненно было бы полезно. Необходимо лишь одно: чтобы мозг был способен к имитации; при этом условии возникнут мемы, которые смогут полностью использовать эту способность».

                Способность  мозга (определенных его фрагментов) к  имитации,   как  недавно  было  экспериментально  выяснено,  обеспечивается  зеркальными  нейронами.  Понятие зеркальных нейронов было сформулировано профессором Джакомо Риззолатти (фото  перед  статьёй)  в  1996  году  при  исследовании  обезьян, а теперь они уже воспринимаются как классические.  Разные  нейронные  сети  не  только  позволяют  имитировать  какие  то подсмотренные движения,  звуки,  но  могут  вызывать  сопереживание,  когда  одна  особь наблюдает  проблему  соседа  иногда  даже  другого  вида.

                Биологический смысл подражания   и  соответствующие программы  работы  нейронных  сетей с  зеркальными нейронами оказываются важными, когда существа начинают жить вместе. Членам стаи очень важно синхронизировать  свое  состояние,  чтобы  действовать  совместно,   что  придает  этой  деятельности  большую  эффективность  (синергетический  эффект). 

                Репликации  культурных  достижений (социальных  изменений)    (горизонтальная  репликация)  объясняется  наличием  нейронных   сетей  и  программ  с   зеркальными    нейронами.  Но  надо  помнить,  что имеет  место  не репликация культурных  явлений,  а  стимуляция  их  возникновения  в  другом  мозгу,  в  других  нейронных  сетях. Поэтому  репликация  получается весьма  неточная,  что  позволяет  отбору  работать,   адаптируя  социальные  изменения  к  потребностям  вида.
                Не  следует  думать,  что  названный  механизм  имитации,  подражания  и  сопереживания  реплицирует  только  культурные  достижения.  Точно  также  по  популяции  распространяется  информация,   которая  не   может  быть  названа  культурной  в  нашем  понимании (ложь, манипуляции, добровольные  заблуждения и  др.).  Фильтрация  информации  по  качеству  осуществляется  только  разумом,  за   который  отвечают  большие  полушария.
                Вертикальная  репликация  культурных  МЕМов  осуществляется  традициями,  институтами,  системой  обучения  и  воспитания,  и  всеми  способами  массового  распространения  информации.

           Таким  образом,  культурная  эволюция  человека  получает    репликаторы,  названные  Р. Докинзом  мэмами,  а  биологам  известными  как   потребности,  позволяющими  обосновать  факт  культурной  эволюции  принятыми  в  биологии  представлениями,  без  использования  философии  и  прочих   иррациональных  антинаучных  средств.