И убил Каин Авеля

Виктор Винчел

Сотворил Бог небо, землю, всякую траву, сеющую семя, тварей земных, и птиц небесных, и всяких пресмыкающихся по земле. Наконец, как вершина творения, из праха земного был создан человек. И вдохнул Бог жизнь в его дыхание.

Что дальше было, тоже все знают: и про Еву, и змея-искусителя, и про изгнание из рая. На слуху у всех, что Ева родила от Адама двух сыновей. Выросли сыновья, и каждый стал заниматься своим делом. Каин – земледелием, Авель – скотоводством. И, якобы, однажды не принял Бог жертву, принесенную Каином, но принял жертву Авеля, увидев неискренность жертвоприношения старшего брата, и по достоинству оценив доброту, благочестие и искренность веры младшего. Лютой завистью воспылал Каин, затаил злобу и убил Авеля, своего младшего брата, чем вызвал гнев Господа, был им проклят и отправлен прочь от своих близких на вечные душевные муки и жизнь среди чужих людей.

И вот в этом месте знаменитой истории я крепко задумался. Получается, что, изгнав первых людей из рая, Бог обрёк их не только на страдания и муки физические, но и на муки душевные. Так же он поступил потом и с Каином. Дав жизнь своим детям, он ничего не сказал им о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Как нельзя поступать, а как следует. Сами должны были, через прозрение, потому как другого пути у них не было, дойти до всего. Мол, однажды вкусили греха – пусть теперь вкушают до дна. А дна у греха нет, как известно… Не научил Бог – научит змей-искуситель. Каждому понятно, кто явился первым людям в его личине. Они, как известно, прислушались к наущениям единственного учителя. И даже отправляя своих чад, теперь уже земных и смертных, Создатель опять не захотел их ничему учить.
 
А дальше всё катилось по наклонной, набирая скорость и обрастая всё новыми и новыми проступками перед непроявленной Высшей волей. Начались беспричинные убийства, зависть, прелюбодеяния, кражи, захват чужого, своекорыстие, гнев друг на друга и на самого Создателя, на сам замысел Божий.

То есть, говоря простыми словами, дети в песочнице оставлены были без воспитателя. Оставлены самим воспитателем, более того, самим Родителем. И после окончания рабочего дня их из песочницы никто не заберёт, не накормит, не переоденет и спать не уложит. На протяжении тысячелетий уже человечество пытается познать, где же Добро и что это такое, и где зло.

– Не может такого быть! – заявляю я сам себе. – Промысел Божий мудр и не подлежит сомнению. Бог знал, что делал. Просто нашим маленьким умишкам не дано его понять.
Нам не дано понять, почему Адам и Ева, первые люди на земле, совершенно не умели воспитывать своих детей. Каина не научили беззлобию и не сказали, что завидовать другому плохо. Не научили, что покушаться на жизнь другого человека, а тем более отнимать её – великий грех. Что сила братства – высшая сила. И что даже в момент ссоры, раздражения и злобы друг на друга с братом следует примириться хотя бы потому, что он – брат. Да, но ведь их, родителей, как мы уже знаем, тоже никто ничему не учил, кроме коварного искусителя…

Короче говоря, первые люди на земле были никакими воспитателями. А что тогда спрашивать с нас нынешних? Если их Господь не научил, то кто учил нас, грешных? Чему сами научились – тому научились. И если, с грехом пополам, воспитали своих детей, и выросли они более-менее приличными людьми – ну и слава Богу… Что? Школа нас воспитывала? Сейчас всем уже известно, что школа даёт только стандарт образования. А воспитывать должна семья. Допустим. А кто воспитывал членов семьи? Уже выяснили, что не школа. Семьи, в которых они росли? Может быть, улица? Или СМИ? Или Интернет? Заметьте, про литературу я молчу, потому как давно изгнали её из школьных программ. Потому как она-то как раз и может показать, где добро и где зло и рассказать, что это такое и как отличить одно от другого. Почему же литературу из школ выгнали? Наверно, потому что кто-то там, за облаками, решил, что нечего детям вкладывать чужой ум и чужие представления о добре и зле. Пусть сами учатся, опыта набираются… Ну, так это человечество уже проходило.

И если уж рассматривать причины нынешних братоубийственных войн, то можно сказать, что один брат убил другого просто так, не из-за чего. Заблажил, сердечный. Опыта набирался. Не научил никто, не образумил, что завидовать нельзя, что нужно собственную душу отстраивать, что нельзя ничего ни у кого отбирать, особенно жизнь. Потому что если какую-то материальную вещь можно оспаривать у другого, то жизнь не может быть отнята никем, кроме Того, кем она, по большому счёту, дана…

Предположим, что в Писании утрачена глава, в которой речь идёт о самом главном. Бог создал великую Гармонию, но не объяснил никому, в чём она и как её разгадать. Десять заповедей – лишь фундаментальный свод правил. А где толкования? Получается, что Он растворил в воздухе одинаковое количество добра и зла. Они как невидимые семянки одуванчика, перемешались в воздушном океане. Опускаясь вниз, они произвольно растворяются в людях.

Кому-то досталось больше добра, и все говорят, какой хороший это человек. Он жертвует собой, становится героем, помогает многим. Он способен на большую любовь, с ним тепло и комфортно.

Кому-то добра досталось мало, зато сполна он получает зло. Что с такими людьми становится, и в кого они превращаются с годами – все знают. Некоторые уже в детстве себя проявляют: мучают животных, обижают слабых. Вырастают такие циничными, подлыми, жестокими, трусливыми, жадными, надменными эгоистами. Вроде бы и люди, и созданы по образу и подобию, а если присмотреться – нелюди. И нет в них ни образа, ни подобия…

А в целом и те и другие образуют Мир, в котором есть всё – и добро и зло, и любовь, и ненависть. Но мир был бы неполным, если бы среди людей не было тех, кому вообще ничего не досталось – ни добра, ни зла. Вот и живут они, как Адам и Ева – им дают возможность добывать еду, приобретать или изготавливать одежду. Они мирно проживают свою жизнь, размножаются. И всё в их жизни хорошо до тех пор, пока не придётся им в один прекрасный момент понять, что есть Добро и Зло. И что необходимо выбрать, на чьей ты стороне. Твой выбор определит все твои поступки и навсегда изменит твою жизнь. Равновесие в их жизни нарушается. Его просто никогда больше не будет. Им всегда придётся балансировать на грани и постоянно контролировать себя и свои поступки. Вот этот самоконтроль и есть обучение жизни по человеческим, а точнее, по Божеским, законам. Всем, взявшимся за учёбу трудно, порой невыносимо тяжело. Потому что учиться они начинают, будучи взрослыми. А всегда труднее учиться человеку, когда он вырос. И чем взрослее, тем труднее. Как понять, что человек вырос, стал взрослым? Взрослый человек в любой момент может сформулировать свои представление об ответственности и осознанности. Он понимает, что делает, зачем и почему. Человек, ещё не сформировавшийся, всегда мечется. Его распирают рвущиеся наружу силы. Он хочет их как-то применить, но не знает, как. Его никто не обучил.

Правда, иногда обучение начинается и без постороннего вмешательства. Это происходит, когда просто так, ни с того, ни с сего, однажды старший и потому отвечающий за всё брат Каин просто так, по дури, по недоумию, по недостатку веры в Высшие силы, от избытка сил, по блажи своей, по капризу, из зависти, наконец, убивает Авеля, младшенького братца своего…

Совершившего убийство, в конце концов, заставят понять, что вот теперь-то он сделал свой выбор. Раскаиваться поздно. Убиенного не вернуть. Вины перед всеми, кому убитый был дорог, не загладить.

Остаётся всю свою оставшуюся несчастную жизнь, как его дальний предок Каин, мыкаться по миру, стяжая муки совести и ненависть, замешанную на брезгливости и презрении со стороны каждого, кто ни встретится на пути…