История Тамани часть 78

Николай Мринский
Из воспоминаний Ревы (дев. Корецкая) Веры Герасимовны, 1928 г.р. Танки с крестами на броне зашли в станицу по ул. К. Маркса. Немцы сразу стали занимать дома, хаты станичников, а их самих в лучшем случае выгоняли в пристройки, сараи. Грабили и отбирали всё подряд: одежду, посуду, детские игрушки, скотину, птицу и прочее. В обязательном и принудительном порядке заставляли работать на себя и взрослых и детей. Поблизости от турецкого фонтана, в "писках", расположился госпиталь захватчиков. Там на немецкой кухне работали подростки, чистили овощи. Дети также привлекались к работам на продовольственном складе, который находился на месте, где сейчас историко-археологический музей. Вынести с собой ничего было нельзя. Проводились обыски и если что-то находили, например, свечи, то изрядно били. Жители станицы питались впроголодь. Освещения никакого не было, так как в лампы керосина залить было неоткуда. До 1943 г. несколько сотен военнопленных строили железную дорогу от порта Тамани до порта рыбколхоза "Комсомольский". На строительство привлекали и местное население, включая детей. Их держали в бараках и нагружали по полной - дети таскали шпалы, носилками переносили землю и т.д. В общем ужасов и всяких тягот было предостаточно... И всё же время господства немцев и румын в Тамани подходило к концу. Войска СКФ наращивали свои удары и уже 29 января 1943 г. освободили г. Кропоткин, 30 числа - Тихорецк. После этого, наступление стало развиваться непосредственно на ейском и ростовском направлениях.

На Таманский п-ов, к спасительной переправе в Керчь, устремились части кропоткинской группировки немцев, а также части из района ст-цы Тимашевской и другие. Почти до конца января в ставке вермахта шли дебаты: оставлять ли на Тамани всю группу армий «А» или только часть её сил. В высшем военном руководстве Третьего рейха хорошо понимали, что прорыв на Кавказ был «идеей-фикс» Гитлера, от которой он упорно не желал отказываться. Поэтому убеждать фюрера в том, что оставление на Таманском п-ове крупной группировки войск с пассивными задачами будет стратегическим просчётом, являлось делом бесперспективным и даже небезопасным. 28 января командование вермахта приняло окончательное решение: отвести на Тамань 17-ю армию, усиленную за счёт 1-й танковой армии, а последнюю направить в Донбасс. В итоге большая часть сил группы «А» - 22 дивизии должны были остаться на Таманском п-ове. Призрак Сталинграда заставлял врага торопиться. Потеряв огромную территорию на юге страны, немецкие войска избежали окружения. Отброшенные на Таманский п-ов, они ещё на семь месяцев оставили за собой кубанский (в ряде док-в таманский) плацдарм, именуемый в их военных сводках, как «Кубанское предмостное укрепление». Его Гитлер рассчитывал использовать для усиления обороны Крыма и последующего реванша на Кавказе. Нефть по-прежнему не давала покоя немцам, и они весной 1943 г. рассчитывали перейти в наступление, перебросив, находящуюся на переформировании во Франции, 7-ю армию. А пока, на Таманском п-ове, в феврале 1943 г. скопилось очень много вражеских войск, техники и грузов.

Морским и воздушным путём они перебрасывались в Керчь, а оттуда - на Украину для пополнения донбасской группировки. Пропускная способность переправы через Керченский пролив была невысокой. С конца января из-за ледяного покрова судоходство в проливе прекратилось, но лёд установился непрочный, имелись обширные промоины. Немцы переправляли свои части из Тамани в Керчь, в основном, на мотопонтонах, в длину до 150 м, вмещавших до 500 чел. Впереди следовал тральщик, который наряду с поиском мин расчищал путь ото льда. Использовались и другие плавсредства: нефтеналивные суда, катера, десантные баржи. По данным штаба ЧГВ, только за один день - 25 февраля противник переправил через Керченский пролив свыше 200 автомашин, 2 тыс. солдат, много повозок и лошадей. Главными средствами переправы явились 18 паромов грузоподъёмностью по 100 тонн каждый: всего в Керченском проливе насчитывалось до 200 единиц плавсредств. У переправы, в районе косы Чушка наша авиаразведка наблюдала в этот день очередь автомашин длиной до 30 км. Из-за невозможности быстро эвакуировать всё военное имущество немцы взрывали тяжёлую артиллерию, жгли автомашины и снаряжение. Со второй декады февраля авиаразведка ЧГВ установила увеличение количества транспортных самолётов (до 124) на аэродромах Таманского и Керченского полуостровов. Между Таманью и Крымом была отмечена круглосуточная работа транспортной авиации и планеров. Значительное количество грузовых планеров базировалось в Керчи.

Для обеспечения эвакуации войск 17-й немецкой армии с Таманского п-ова, по данным штаба ЧГВ, противник создал специальную группу ген. Форстера, на которую возлагалось: руководство переправой войск, оборона Керченского пролива и восточного побережья Керченского п-ова, прикрытие Таманского п-ова с востока. Штаб группы размещался в ст-це Тамань. Командующему подчинялись все части авиации и морского флота, находящиеся в зоне Керченского пролива, и ряд войсковых и обслуживающих частей. За февраль - март лётчики 4-й воздушной армии в ходе специальных вылетов на уничтожение транспортной авиации противника ликвидировали и вывели из строя 68 машин различного типа. Всего же в воздушных боях и на аэродромах противника ими было уничтожено за указанный период 147 транспортных и буксировочных самолётов, 17 планеров и 92 истребителя. Отважно сражались с врагом и лётчики ЧФ. Далее речь пойдёт о 83-й отдельной стрелковой Новороссийско-Дунайской дважды Краснознаменной Ордена Суворова бригаде морской пехоты, боевой путь которой дважды проходил через ст-цу Тамань и Таманский п-ов. Из рассекреченного 8 мая 2007 г. формуляра бригады, с которым автор лично работал в ЦАМО в октябре 2016 г. (26). Легендарная бригада начала формироваться по приказу Наркома ВМФ 7 ноября 1941 г. на станциях Успенка, Коноково близ Армавира. Первым командиром был назначен полковник Леонтьев. 5 декабря 1941 г. бригада перебрасывается с Коноково эшелоном в ст-цу Славянскую и оттуда на речных кораблях Темрюкской военной базы по Кубани - в Темрюк и далее в ст-цу Тамань.

На берегу Черного моря личный состав проходит подготовку к боевым операциям по форсированию Керченского пролива и созданию плацдармов на Керченском п-ове. В ночь на 23 декабря 1941 г. бригада в составе частей ЗКФронта, погрузившись на корабли и суда ЧФ, форсирует пролив и высаживается в порту Керчь, Опасная и мыс Хронева. Противник, захваченный врасплох, потерял много убитыми и ранеными и стал отходить на Семь Колодезей (Владиславовка). Начались упорные бои за Крым. 10 января 1942 г. бригада перешла во 2-й эшелон в районе Алибабай, ст. Кият. 27 февраля 1942 г. 83-я бригада совместно с 12-й стрелковой бригадой заняла сел. Корпечь, Тулумчак и вышла к Владиславовке. 14 марта бригада вновь участвует в наступлении совместно с 517-й и др. частями. Результатом боёв стал разгром 22-й танковой дивизии немцев, переброшенной из Франции и большие трофеи. Бригада осуществляет переход на отдых в район населенного пункта Семь Колодезей. 8 мая 1942 г. противник перешёл в наступление при поддержке крупных сил танков и авиации. Бригада ведёт тяжёлые бои под сел. Корпечь. Под натиском превосходящих немецких сил части Красной Армии отходили на Керчь и 21 мая по приказу Северо-Кавказского направления оставили Крым и перешли на Таманский п-ов. 23 мая 1942 г. 83-я бригада уже находилась в Новороссийске и по приказу вице-адмирала Октябрьского получала пополнение и вооружение. В неё вливались остатки команд из морских бригад: 64-й, 68-й, 76-й и 81-й и из потопленных кораблей ЧФ. Закончив приём пополнения к началу августа 1942 г., бригада вошла в состав 47-й Армии.

За бои на Керченском п-ове капитану 3-го ранга, комиссару 1-го стрелкового батальона Тесленко было присвоено звание Героя Советского Союза. Командир полковник Леонтьев был тяжело ранен и в командование бригадой временно вступил бывший командир 141-й стрелковой бригады В.А. Вруцкий. К этому времени противник огромными силами танков, механизированной пехоты занимает города Ростов, Сальск, Ейск, Темрюк и создает угрозу 2-й базе кораблей ЧФ в Новороссийске. 28 августа 1942 г. бригада вступает в бой в районе станиц: Славянской, Киевской, Гладковской и ведёт неравную борьбу с превосходящими силами врага, изматывая и уничтожая его живую силу и технику. Ценой больших потерь противнику удалось прорвать левый фланг наших войск и занять ст-цы: Варениковскую, Благовещенскую, Тамань. Таким образом, немцы уже были на подступах к Новороссийску. 83-я бригада морской пехоты по приказу, отходит со своего боевого участка в районе ст-цы Гладковской и направляется на оборону города-базы, за которую с 4 сентября начались тяжелые кровопролитные бои. После оставления Новороссийска бригада с 20 сентября по 17 октября 1942 г. вместе с 255-й отдельной бригадой морской пехоты ведёт бои на Абинском направлении в горно-лесистой местности. И затем в связи с угрозой захвата Туапсе её перебрасывают на автомашинах в состав 56-й Армии. Трудный горный переход и бои с врагом под бомбами сотен немецких самолётов. 13 декабря 1942 г. бригада награждается Орденом «Красное Знамя». И далее в составе десанта перебрасывается на Малую Землю, ведёт бои за освобождение города и ей Указом ПВС от 16 сентября 1943 г. присваивается почётное звание «Новороссийская».

Продолжение следует в части  79                http://proza.ru/2018/12/13/1035