Тайны портрета графа И. О. Потоцкого

Владимир Варнек
1. Репродукция портрета графа И.О. Потоцкого  кисти Александра Варнека на обложке Каталога, посвященного 200-летию со дня смерти путешественника и ученого.
2. Копия с портрета графа работы А.Г. Варнека, выполненная неизвестным художником и приложенная к статье в Википедии с отметкой, что автором ее является Варнек.

В настоящее время уже хорошо известно, что в 1810 году художник А.Г. Варнек, вернувшийся в октябре 1809 года из Рима в Петербург, написал большой парадный портрет путешественника и ученого, графа Ивана Осиповича (Яна) Потоцкого (1764 – 1815), на котором изобразил его сидящим под пальмой на фоне египетских пирамид. За этот портрет художник 1-го сентября 1810 года был удостоен звания академика, а сам портрет был представлен в числе других его семи работ на выставке в Академии художеств, открытой сразу же после того, как состоялась процедура баллотирования Александра Варнека в академики.

Вся эта информация, касающаяся авторства портрета и истории его написания, сообщается в ряде публикаций отечественных авторов, П.П. Каменского [1], Л.Н. Целищевой [2,3], В.С. Турчина [4]  и в изданном в 2016 году  Сборнике «Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (…)» [5]. 

Своевременное опубликование данного сборника в большой степени является гарантией того, что авторство портрета И.О. (Яна) Потоцкого, находящегося в собрании  в Музее-замке польского города  Ланцуте, принадлежит Варнеку, тогда как до этого польские искусствоведы долгие годы автором портрета считали австрийского художника И.Б. Лампи-старшего, причем датировали они этот  портрет 1788-1789 годами. 

Возможно, какую-то лепту в изменение позиции польских искусствоведов по вопросу авторства  портрета внесли и те две статьи, которые были опубликованы мною в прошлые годы в газете «Наука в Сибири» и отправлены на адрес музея в Ланцуте, ответа на которые не последовало. Однако, по косвенным признаком стало понято, что одна из этих статей точно поступила в Музей: она включена в Список публикаций, использованных при подготовке Каталога.

Дополнительно эти же статьи, а также оттиск статьи Л.Н. Целишевой в журнале «Художник»[3], насколько я знаю,  отправляла в музей в 2015 году, до юбилейной даты Потоцкого (200 лет со дня смерти ученого), и коллекционер Е.В. Соловцова из Москвы.

Так или иначе, но в связи с юбилейной датой польскими искусствоведами в 2015 году был издан Каталог, в котором автором портрета – оригинала  Яна Потоцкого был назван А.Г. Варнек. В нем были воспроизведены и три копии с данного портрета, выполненные другими художниками.

На этом миниатюру можно, было бы, и закончить, но желая ознакомить читателей, которым данная тема близка, со своими ранними публикациями в данной области, представлю их ниже с заметными сокращениями. 

В. ВАРНЕК. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ПОЧЕТНЫХ ЧЛЕНОВ РАН (XIX ВЕК). Наука в Сибири. 2005. №14.

О том, что А.Г. Варнек выполнил в 1810 году  портрет графа И.О. Потоцкого, я узнал впервые еще в 1987 году из списка работ художника, приложенного к монографии В.С. Турчина [4].  Знакомясь с ней, узнал, что портрет, местонахождение которого многие годы было неизвестным, находится в Музее-замке в Ланцуте (Польша), а также о том, что настоящее местонахождение портрета было установлено искусствоведом Л.Н. Целищевой. В аннотации к названию портрета указаны и регалии графа: тайный советник, писатель, историк, этнограф, географ и археолог, а еще и почетный член ИАХ.   

Другой информации о нем долгое время не удавалось найти, но однажды (в  2005 году) я узнал, что И.О. Потоцкий является, как и ряд других портретируемых А.Г. Варнека, к тому же, и почетным членом Российской Академии наук (РАН). Знакомясь с этой информацией на сайте РАН, обратил внимание, что на данном сайте нет его портретного изображения.

Связано это, очевидно, с тем, что у создателей сайта не оказалось такого изображения и, быть может, они и не знали, где его можно взять. А сделать её, по-видимому, не представило бы большого труда, если бы создатели сайта обратились по каналам РАН в замок-музей в Ланцуте, где портрет И. О. Потоцкого долгие годы хранится.

Еще я установил, что лишь в редких документах  Потоцкого  именуют Иваном Осиповичем. Его же официальное польское имя - Ян, и число материалов в интернете, посвященных Яну Потоцкому во много десятков раз превышает число тех документов где указано лишь его русское имя. Установить идентичность «двух Потоцких» удалось благодаря одному документу в интернете, в котором оба имени - Иван Осипович и Ян - приводятся одновременно (М. Козырева. Посольство графа Ю.А. Головкина в Китай в 1805 году.)

Дальнейшее изучение документов, относящихся уже только к Яну Потоцкому показало, что он, вне всякого сомнения, тот самый И.О. Потоцкий, портрет которого был написан А. Г. Варнеком. Самым главным доказательством этому является совпадение дат жизни «обоих Потоцких». После установления данного соответствия удалось узнать ряд новых фактов из биографии Ивана Осиповича (Яна) Потоцкого. Приведу ниже лишь краткие элементы биографии Потоцкого, связанные с пребыванием ученого в России, ссылаясь, в основном, на упомянутый выше материал Марии Козыревой.

Потоцкий Ян (Иван Осипович) был человеком в высшей степени оригинальным и высокообразованным. Почти всю свою жизнь он провел в путешествиях и изучил нравы и образ жизни жителей многих стран. Он говорил на многих языках, многое прочитал и многое знал. Главным предметом его исследований была древняя история, а именно, самая сухая материя - история скифов, о которых он написал и издал ценные труды.

В Россию Потоцкий приехал впервые в 1792 году по приглашению Екатерины II и отправился на Кавказ, где занимался историей древних славян и сарматов. За труд «Первоначальная история России», изданный в Петербурге на французском языке при Александре I, был награжден орденом Владимира 1-й степени и получил чин тайного советника.

В 1805 году Потоцкий был направлен в Китай в качестве научного руководителя дипломатической миссии графа Ю. А. Головкина. Находясь в Сибири, он составил записку о культурном и экономическом развитии этого края, предсказывая ему большое будущее. 29 января 1806 года Российская академия наук избрала польского ученого своим почетным членом, а в начале лета он вернулся из Монголии в Санкт-Петербург, побывав в Оренбурге и Симбирске. Большую известность в кругу ученых принес Потоцкому разработанный им в те годы проект создания Азиатской академии.

В 1810 году путешественник покинул Россию и уехал в Польшу в свое имение Уладовка, забрав с собой парадный портрет, написанный А. Г. Варнеком незадолго до отъезда. Через пять лет жизнь известного ученого и писателя трагически оборвалась - он застрелился в своем имении <…>.

Всемирную известность принес Яну Потоцкому его приключенческий исторический и философский роман «Рукопись, найденная в Сарогосе», значительная часть которого была написана в России. Впервые данный роман вышел в свет на русском языке в 1968 году в серии «Литературные памятники», после чего он неоднократно переиздавался.

В 1964 году польский режиссёр Войцех Ежи Хас поставил фильм с одноименным названием «Рукопись, найденная в Сарогосе», который затем был дублирован на русский язык и стал широко известным в нашей стране.

В. ВАРНЕК. К ИСТОРИИ ПОРТРЕТА И.О. ПОТОЦКОГО. Наука в Сибири. 2007, №28-29

В 2005 году автор настоящей статьи обнаружил на сайте Российской Академии наук большую группу Почетных членов РАН, которых в первой трети XIX века запечатлел на своих полотнах художник-портретист А. Г. Варнек. Об этой находке я сообщил в статье, опубликованной в НВС № 14 за 2005 г., фрагмент из которой приведен выше. 
Газеты со статьей отправил в ряд музеев, в которых хранятся картины А.Г. Варнека, в частности, в Третьяковскую галерею, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (НИМ РАХ), Новосибирскую картинную галерею, Иркутский художественный музей, Музей-замок в Ланцуте (Польша) и др.

В статье было отмечено, что у одного из почетных членов РАН, Потоцкого Ивана(Яна) Осиповича, на странице сайта место, отведенное для портрета, пустует. Это показалось странным, поскольку именно за большой парадный портрет известного ученого, путешественника и писателя А. Г. Варнек был удостоен в 1810 году звания академика, о чем сообщает В. С. Турчин в своей монографии 1985 г., посвященной творчеству художника.

Здесь же автор монографии отметил, что нынешнее местонахождение портрета в Музее-замке в Ланцуте было установлено Л.Н. Целищевой. В ее собственной монографии 1979 г., посвященной С. С. Щукину - этот портрет И.О. Потоцкого работы Варнека воспроизведен (в мелком масштабе) вместе с другими работами ученика известного художника-педагога. На портрете ученый изображен сидящим под пальмой, со свитком с иероглифами в руках, на фоне виднеющихся вдали пирамид.

Поскольку эти сведения о портрете И.О. Потоцкого и его местонахождении мне уже давно были известны, возникло желание сделать доброе дело - раздобыть хорошую репродукцию портрета и переслать ее организаторам сайта РАН с тем, чтобы ликвидировать белое пятно на странице одного из ее почетных членов. 

По этой причине я и отправил письмо с газетной статьей в Ланцут с надеждой на то, что фотокопию портрета мне оттуда пришлют. Увы, ни ответа на свое письмо, ни копии портрета И.О. Потоцкого из музея в Ланцуте я так и не получил.

Но получил несколько писем с отзывами и благодарностями за присланную статью из российских музеев, одно из которых было от искусствоведа Юрия  Григорьевича  Епатко из Русского музея. Приведу небольшой фрагмент из его письма: 

«Особо меня заинтересовала вторая часть вашей статьи о портрете Яна (И.О.) Потоцкого. О том, что А. Г. Варнек писал в 1810 г. портрет почетного члена РАН Яна Потоцкого (1761-1815), сообщала И. И. Свирида в исследовании «Между Петербургом, Варшавой и Вильно», М., 1999, с. 127. Данный портрет хранится в Музее-замке в Ланцуте. Между тем, этот портрет из Ланцута под авторством И. Б. Лампи-старшего, датированный 1788-1789 гг., экспонировался на большой выставке работ австрийского художника в Италии в 2001 году. Посылаю вам ксерокопию из каталога выставки, который хранится в нашем отделе живописи». 

Полученная от Юрия Григорьевича  ксерокопия включала прекрасную копию самого портрета Потоцкого из Каталога выставки, идентичного по композиции портрету, воспроизведенному в монографии Л.Н. Целищевой, и копию каталожной заметки. Остановлюсь вкратце на содержании данной заметки.

В первой ее половине приведены элементы биографии графа Яна Потоцкого. Говорится, что он, представитель одного из самых блестящих польских родов, родился в Пикове 8 марта 1761 г. Получив французское образование, с 1778 г. стал путешествовать, посетив за свою жизнь около двух десятков стран. Занимался при этом историей, этнографией и археологией, политикой и издательским делом, писал научные труды и роман «Рукопись, найденная в Сарагосе», принесший впоследствии автору мировую известность. Дважды был женат и имел от первого брака «с одной из самых красивых женщин эпохи Юлией Любомирской» двух сыновей.

Замечу, что период пребывания Яна Потоцкого в России и активной его деятельности в ней (о чем я писал в предыдущей статье в НВС) совсем не отражены в цитируемой заметке.

Следующий фрагмент заметки посвящен описанию портрета Яна Потоцкого, представленного в каталоге: вначале всего того, что окружает модель (пустынный пейзаж, две пирамиды и два всадника вдали, финиковая пальма, камень с греческой надписью…), затем самого портретируемого. Отмечается, что одет граф в черную куртку с кружевным воротником, украшенную звездами польского ордена Белого Орла и русского ордена Андрея Первозванного, а в руках он держит свиток бумаги со знаками, похожими на пиктограммы. В заметке говорится, что египетский антураж портрета можно сопоставить с конкретными эпизодами жизни писателя.

В заключительной части заметки упоминается имя европейского придворного портретиста Джованни (Иоганна) Батиста Лампи (1751-1830),  якобы написавшего данный портрет. Однако никаких доказательств этому не приводится. Обсуждается лишь возможная дата, когда это могло случиться. Говорится, что Потоцкий мог встретить Лампи только в двух случаях: во время пребывания последнего в Варшаве в 1788 году,   или во время пребывания аристократа в Вене в 1803-1804 гг. 

Высказывается гипотеза, что портрет был написан Лампи в период его первой встречи с Потоцким, когда русской награды (на самом деле это орден Св. Владимира 1-й степени) он еще не имел. Однако это не смутило польских искусствоведов, по мнению которых «она могла быть добавлена к портрету другой рукой много лет спустя после его написания».

Ознакомившись с письмом Ю.Г. Епатко, а затем и с каталожной заметкой, я понял, что в вопросе авторства портрета Потоцкого имеется определенная интрига. Наши отечественные искусствоведы автором портрета считают Варнека, а польские – Лампи -  старшего. Зная до этого только об одном авторе, главным образом по монографии Турчина, хотел бы обратить внимание на то, что факты о написании портрета Потоцкого Варнеком даны в его монографии со ссылкой на архивные документы, и выглядят они весьма убедительно.

В цитируемой же выше заметке подобных фактов о написании портрета Лампи-старшим совершенно нет. По этой причине сомнений в авторстве Варнека - после знакомства с письмом из Русского музея - у меня и не возникло. 

Тем не менее, я обратился по телефону к сотруднице НИМ РАХ, кандидату искусствоведения Л.Н. Целищевой с просьбой прокомментировать факт приписывания портрета Потоцкого Лампи-старшему. Замечу, что к этому времени я уже был знаком с ней, причем в нашей беседе в сентябре 2004 г. о художнике А. Г. Варнеке и его творчестве Луиза Николаевна портрет Потоцкого упоминала. С ее слов, работа  Варнека графу Потоцкому очень понравилась, и он приложил большие усилия, чтобы заполучить этот портрет, предназначавшийся для залы Академии художеств.

Удивительно, что во время этой беседы Луиза Николаевна, видимо, из присущей ей скромности ничего не сказала о своей собственной статье, посвященной истории портрета И. О. Потоцкого, опубликованной в журнале «Художник» (1984, № 10). О ней она сообщила мне много позже по телефону, отвечая на вопрос об авторстве портрета. Из этого разговора я понял, что атрибуция художественных произведений - дело непростое, и, несмотря на вроде бы убедительные факты и аргументы одних специалистов, другие специалисты не всегда хотят менять свою точку зрения. 

Видимо, по этой причине польские искусствоведы и «не заметили» статью Л.Н. Целищевой 1984 г. и продолжают по-прежнему приписывать портрет Потоцкого из музея в Ланцуте Лампи-старшему. Вскоре после телефонного разговора с Л.Н. Целищевой я получил от автора копию ее статьи, и здесь мне хотелось бы сообщить вкратце о том, что говорится в ней.

Статья  Л. Н. Целищевой представляет собой занимательный рассказ о выдающемся представителе польского просветительства, ученом, путешественнике и писателе Иване (Яне) Осиповиче Потоцком и истории его портрета, написанном А. Г. Варнеком в 1810 г. после его возвращения из Италии. В ней приводятся убедительные доказательства того, что именно он является автором этого портрета, «исчезнувшего из поля зрения историков отечественного искусства почти на два столетия».

К ним относится, в частности, ссылка на очерк П. Каменского «Мастерские русских художников», опубликованный в «Отечественных записках» в 1839 г. (Т. 2, № 2, 3). Сообщая о посещении мастерской Варнека, автор очерка приводит в нем со слов художника перечень его работ, в числе которых указывается и портрет И. О. Потоцкого. Ему в очерке уделено особое внимание: подробно описано изображение модели на фоне египетских пирамид и говорится, что «за сей» портрет, который находится в Польше в имении ученого и путешественника, Варнек произведен в академики.

После цитирования очерка Л.Н. Целищева сообщает о своей находке портрета Потоцкого в Музее-замке в Ланцуте, композиция которого полностью совпадает с описанием, приведенным Каменским. Здесь же она отмечает, что портрет этот польские исследователи издавна приписывают известному австрийскому художнику И. Б. Лампи -  старшему, работавшему в Польше и России в конце 1780-1790-х гг.

«Спорность такой атрибуции в настоящее время представляется очевидной», - пишет автор статьи и приводит, кроме документальных свидетельств, свои чисто профессиональные аргументы. Одним из них является «чрезвычайная стилистическая близость» обсуждаемого портрета другим произведениям Варнека, воспроизведенным наряду с портретом Потоцкого в статье <…>.   

В заключение статьи хотелось бы заметить, что, несмотря на спорные моменты с атрибуцией портрета И.О. Потоцкого, файл с копией которого мне прислал Ю.Г. Епатко, на сайт РАН я переслал. В результате то белое пятно, о котором говорилось в самом начале статьи, исчезло – портрет ученого появился на сайте РАН. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2.  Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979. С.160-167.
3. Целищева Л.Н. История забытого портрета. Журнал «Художник». 1984.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.      

10.06.2021.