Принцип подобия

Дмитрий Шишкин 2
             Принцип подобия
      Пребывая на своём загородном участке, в очередной раз задумался о его разноплановости и какой-то пестроте. И всего-то тринадцать соток, ну может быть чуть более, а отойдёшь от дома метров на десять, и всё иное. Вместо высоких, ухоженных кустов крыжовника на стриженном ровном газоне, мокрый кочкарник с чахлыми козьими ивами, да над ними пара осин. Или возле удобной и чистой мастерской куча каких-то обломков, от кирпича до бетонных глыб. И в то же время нутром чуялась во всём этом какая-то закономерность, точнее что-то систематизирующее, какое-то общее начало, какая-то явная и наглядная аналогия. И точно, есть. Грубо говоря, сие аналог Британской империи (в эпоху её расцвета) в миниатюре. Есть метрополия, старейшая часть (участок, полученный в 87-ом году) с двумя оживлёнными портами (калитки на улицу) и трёмя большими городами (дом, кухня и душ), один из которых – настоящий мегаполис (жилой дом) с двумя линиями метро (большая печь-голландка с двумя конфорками). Все оные пункты соединены между собой разветвлённой сетью коммуникаций (дорожки, покрытые бетонными плитками и линии электропередач). Здесь развита горнодобывающая промышленность (большой колодец с насосом) и гидроэнергетика (два бака для воды, на душе и для полива, и две дождевые бочки), пищевая индустрия (кухня с двумя плитами, холодильником и самогонным аппаратом), газовые промыслы (50-ти литровый баллон с пропан-бутаном под навесом). Когда-то территория метропо-лии была покрыта густыми лесами, но ныне они остались лишь в заповеднике, занимающем менее полпроцента всех земель (куст можжевельника у ограды). Сельское хозяйство высоко интенсивное (огород, груши, яблони, вишни, крыжовник, жимолость, ирга, лимонник), характерно широким внесением удобрений (в основном зола и перегной) и широкой механизацией (газонокосилка, электропилы, коса, лопаты и топоры). Конечно и тут, как в доброй старой Британии, есть свои депрессивные районы, вроде Уэльса. Это центр южной части участка с малодоходным сельским хозяйством (старая смородина, почти не дающая ягод) и почти заброшенными угольными шахтами (старый колодец, которым когда-то пользовались два хозяина, а теперь и одному не хватает). Да, ещё есть цветоводство (две клумбы), частью экспортное.
  Далее следует доминион или бывшая переселенческая колония (западная часть второго участка, купленная у соседей гораздо позднее), с широким внутренним самоуправлением. Выхода к морю не имеет, есть два города среднего размера (мастерская и туалет с чуланом). Сеть современных коммуникаций не очень обширна (бетонная дорожка и электропроводка от мастерской через чулан и до границы метрополии), на остальной территории имеются лишь грунтовки. Доминион наш славится своей деревообработкой (козлы, дровокольня и две крытые поленницы, хранилище подпорок и жердей), а вот большая часть сырья ныне поставляется из колоний – леса паркового типа сохранились лишь на трети площади. Зато они служат основой лесных промыслов всей империи (подосиновики, подберёзовики, сыроежки и множество белых груздей). Развито здесь и производство стройматериалов (от старых хозяев осталось множество бетонных блоков и немного кирпичей), а вот интенсивным сельским хозяйством охвачена лишь четверть площади (яблоня, вишни и сливы, смородина). Зато здесь сосредоточена большая часть лугов и производство древесного компоста, в основном для местных нужд.
       Заморские (за осушительной канавой) территории являются типичной колонией, но с неким внутренним самоуправлением. Здесь нет городов и нормальных дорог, а единственный порт страны (калитка в лес) связан с глубинкой и с метрополией тремя узкими и извилистыми грунтовками. Промышленность почти отсутствует, а сельское хозяйство более-менее развито лишь в южной части. Здесь выращиваются малоценные культуры (рябина, ежевика, шиповник), нерентабельные в более развитых областях. Здесь же расположены основные производства по выделке удобрений (четыре компостные кучи), а леса, занимающие примерно четверть оной площади, дают заметное количество строевого леса (рогульки и подпорки для яблонь и груш). Северная же половина колонии, почти сплошь покрытая лесом – основной поставщик топлива (ольховые, осиновые и берёзовые дрова) и мелкого поделочного леса для всей империи. Тут же развиты и лесные промыслы (брусника и подосиновики), а так же проводятся успешные опыты по внедрению новых ягодных культур (прививки съедобной жимолости на татарскую).
      Между морем (канавой) и метрополией тянется узкая полоса территории пограничных племён. Когда-то она прикрывала обжитые земли от набегов кочевых племён с запада (приезжие, осевшие в соседнем товариществе, любили посидеть у канавы с пивком и (или) водочкой, а то и костерок разложить), но с освоением вышеописанной колонии военно-стратегическое значение сей полосы сильно снизилось. Вся она покрыта густыми лесами с редкими вкраплениями плодовых растений (рябина и черника), в последнее время ведутся опыты по выращиванию винограда. Заготовки древесины невелики, зато они сплошь состоят из ценных пород (лещина и дуб). С севера на юг по всей территории проходит хорошая грунтовка, коия примерно посередине пересекается короткой дорогой с твёрдым покрытием, от западного порта метрополии до моря. Городов нет, как и вообще крупных населённых мест. На севере оной полосы находится небольшой заповедник с реликто-выми породами деревьев (сортовая калина и сибирский кедр), нигде более не встечающиеся по всей империи. Рядом с поперечной дорогой находится единственное гидротехническое сооруже-ние за пределами метрополии (подземная труба для слива воды из душа).
         И наконец, восточная колония, наименее развитая и заселённая часть всей страны. Она позже всех вошла в состав империи (сперва мы и не хотели этот кусок у соседей покупать), не имеет городов и населённых пунктов вообще, и управляется чисто административно, без всякого самоуправления, даже местного. Имеются всего лишь две грунтовых дороги, извилистых и узких, непроходимых в сырое время года, порты и линии электропередач отсутствуют. Оная территория к тому же полностью лишена промышленности. Сельское хозяйство представлено малопродуктив-ным садоводством (пять черешен, оставшихся от прежних хозяев), а более 80 % территории занимают болота и малоценные леса (козья ива с примесью осины). Заготовки дров невелики, а их обработка полностью сосредоточена на территории доминиона.
       Уже в Новое время из восточной колонии выделились две довольно самостоятельные области. Это Дикое поле, единственный уголок всей империи, занятый высокотравной степью, в основном совсем не используемой в хозяйстве. Редкие посадки декоративных сортов (конский каштан) и питомники опытно-экспериментального назначения (укоренение черенков винограда, смородины и крыжовника) занимают не более восьмой всей площади. Травяные ресурсы степи утилизируются в компостном хозяйстве и с экологическими целями, и весьма экстенсивно. В последние годы осуществлены масштабные опыты по выращиванию на наиболее скудных почвах Дикого поля высокоурожайных бобовых культур (люпин), и результаты обнадёживают. Далее, Военная граница, узкая травяная полоса вдоль северных границ Империи. С той стороны воинственные племена (соседи дважды пытались оспорить метр-другой с нашей стороны, пока безуспешно) регулярно покушались на целостность наших границ. Сия полоса совершенно не имеет никакой хозяйственной ценности, но как и всякая неспокойная граница, требует известных средств на своё содержание. Кошение травы (а то соседи жалуются на обилие сорняков), корчёвка пней (от них якобы побеги растут, хотя пни давно засохли) и удаление осиновой поросли требует определён-ных затрат, впрочем, мало заметных на общем фоне хозяйственной жизни.
  Метрополия выделяется ещё и повышенными темпами НТР во всей империи, в частности, здесь активно внедряются нанотехнологии. Так при сверлении отверстий в металле, при его резке и очистке, применяются нанослои мащинного масла, облегчающие процессы удаления стружки, опилок и окалины. При пайке меди и её сплавов нанопокрытия канифоли или хлористого цинка облегчают процесс пайки и повышают качество соединения. Для более точной и равномерной дозировки оных веществ используются их растворы в полярных растворителях (окись водорода, диметилкетон, этилацетат). Нанослои смазочных веществ уменьшают износ подшипников, снижают расход механической энергии и электричества, повышают пробег транспортных средств. А на очереди использование нанотехнологий при брожении, ректификации и фабрикации кондитерских изделий и вкусовых приправ. В других же областях империи оные процессы почти не используются из-за отсутствия наукоёмких производств.
      Ну вот и всё… только вот соотношение населения и территории метрополии и всей империи какие-то не британские. Это скорее германская империя перед первой мировой, когда население Германии превышало колониальное, а территория была ненамного меньше. Но сие поправимо – надобно прикупить у лесничества кусок леса поболе, и дело в шляпе. Тем паче, что рядом с нами заброшенные еловые посадки, где ёлок уцелело с гулькин нос, а корявой ивы пруд пруди. Но на дрова пойдёт, а там смотришь, и что-то путное вырастет. Вот недавно посадил там уйму семян вяза, даже ежели треть прорастёт, уже будет отлично. Надо действовать, как совершенно верно говорил герой знаменитого романа, и его мысль актуальна и посейчас.