Российский миф о несовместимости

Леонид Хандурин
   В России часто встречается выражение, ставшее поговоркой:

   - В России две беды, дураки и дороги.

   Авторство этой фразы приписывается настолько многим людям, что уже перестали спорить о том, кто первый произнёс эти слова и произнёс ли впервые именно в этой интерпретации.

   Эту фразу приписывают и Николаю Васильевичу Гоголю, и Салтыкову-Щедрину, и Карамзину, Петру Вяземскому и даже императору Николаю I.

   Подтверждено же только высказывание императора Николая I, датированное 1839 годом:

   - Расстояния - бич России.

   Подобные мысли часто высказываются многими власть предержащими России, но мало что делается, чтобы избавиться от этого бича - плохих дорог, которые могут значительно, по времени, сократить прохождения этих расстояний. Даже, наоборот, отдельные государственные деятели пытаются гордиться этим, подчёркивая необъятные просторы России и поддерживая миф о существовании несоответствия между двумя понятиями: плохими дорогами и дураками.

   В самом деле, где плохие дороги, там действительно хозяйничают дураки, а если хозяева умные, то у них - дороги хорошие и пользуются ими хорошо. Ведь даже дураку должно быть понятно, что будет с дорогой, если по раскалённому на солнце асфальту пустить тяжеловесные фуры. Всё дорожное покрытие будет наматываться на колёса. Но до настоящих дураков это не доходит, они строят и строят дороги кратковременного пользования, зарывая часть денег в песок, а другую - забирая себе. И выходит, что не такие они уже и дураки.

   Начнём с того, что "расстояния - бич России".

   Всегда считалось, что территория России, это - самое ценное, что есть у России и именно это ценное многие пытаются забрать у России разными способами.

   Теперь - о дорогах, а ещё лучше, о путях передвижения по необъятной России.

   Когда речь впервые шла о дураках и дорогах (1839 год), почти двести лет тому назад, то имелись ввиду, в преимущественном большинстве, грунтовые дороги с непролазной грязью. Но и в те времена были в России судоходные пути по рекам и морям, а позже появились железные дороги и дороги с различным покрытием: шоссейные, гравийные, асфальтированные, с бетонным покрытием и другие.

   Почти век существуют в России и воздушные пути, роль которых часто недооценивается.

   Так что можно смело повторять, как мантру, что главная беда в России - дураки, ибо не могут на огромных территориях совместить передвижение различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.

   Каждый вид транспорта и каждый вид вид дорог (путей) имеет свои преимущества и свои недостатки, но только объединив все виды транспорта в один пакет средств передвижения, можно снизить его недостатки и увеличить его преимущества. Только тогда появятся хорошие дороги (пути передвижения) и не будет дураков, симбиоз видов транспорта уничтожит этих дураков.

   Особо следует остановиться на воздушном транспорте, как наиболее молодом и наименее развитом. Имея огромную территорию страны, необходимо иметь и соответствующий вид транспорта. Здесь я хочу замолвить слово в защиту региональной и малой авиации (РиМА), которой в России практически не существует и которой уделяется мало внимания, хотя именно она должна развиваться самыми быстрыми темпами.

   Если посмотреть на карту дорог России (карту транспортных путей), то сразу берёт оторопь:

   - А как же остальные регионы? - когда увидишь сеть дорог (автомобильных и железных) только на западе, а за Москву на восток, только узкую полоску по южной окраине страны.

   Как с такой дорожной сетью можно жить в такой огромной стране, протяжённость которой с запада на восток - около 10 000 км и с севера на юг - около 4 000 км.

   Даже, если создать на этой территории около 30 региональных Центров РиМ авиации, то и тогда получим зоны, в которых РиМА может работать с 3-5 промежуточными посадками.

   Но желания мало. Для такого количества Центров РиМА у России нет достаточного количества авиатехники различных подклассов и различного назначения. Но в России есть скрытые возможности по созданию новых типов летательных аппаратов для РиМА, если задействовать молодых специалистов самолётостроения на авиационных предприятиях, в авиационных и технических вузах и на авиаремонтных предприятиях. А аэродромов и площадок в России и сегодня уже достаточно, если учитывать старые заброшенные аэродромы бывшего ДОСААФ и запасные аэродромы можно дооборудовать.

   Очень жаль, что в России нет сегодня комсомольцев, а то бы кликнуть лозунг:

   - Комсомолец, даёшь региональную и малую авиацию! - и закрутилось бы всё вокруг.

   Но сегодня в России капитализм и нужен лозунг типа:

   - Миллиардер, на самолёт региональной и малой авиации.

   Глядишь, и возглавят какие-нибудь меценаты возрождение РиМА в России, как проектирование автомобиля "Ё-моё", который достался только В. Жириновскому.

   А начинать надо с "букваря". Сначала наладить для детей выпуск игрушечных самолётов, а то дети из-за каких-то ужастиков забыли, что есть настоящие игрушки, которые выводят в жизнь, типа - самолётиков, автомобилей, и других видов техники.

   Затем надо выпускать действующие модели самолётов и создавать в детских центрах группы конструирования летательных аппаратов, чтобы дети становились не потребителями, а производителями авиации, как большой так и малой, чтобы прививалась любовь к этой красивой и мужественной отрасли - авиации. Это надо делать, чтобы дети уже на этапе выбора профессии, могли выбрать себе дело не под давление старших, а по душе: создавать самолёты, пилотировать самолёты, а также обслуживать их и ремонтировать.

   Потребность в РиМА в России настолько велика, что люди, особенно чиновники, даже не верят в реальность решения этой проблемы, настолько она запущена и загнана в тупик. Потому и не решают эту проблему, упираясь в тот же миф несовместимости под девизом "дураки и дороги". Есть дураки и нет РиМА в таком огромном, по территории, государстве, как Россия. А вот появятся умные люди в России и государство будет развивать РиМА, которая даёт большое преимущество во времени на таких больших территориях, как российские регионы и многие проблемы будут решаться проще и быстрее. Это тоже современные технологии, которые надо обязательно внедрять. И сразу из России уйдёт двуединая беда, связанная с дураками и дорогами.