История Тамани часть 92

Николай Мринский
Средняя урожайность по району составляет 118,7 центнеров с гектара. 15 мая 2018 г. в этнографическом комплексе «Атамань» гости фестиваля стали свидетелями исторического события - открытия Крымского моста. В амфитеатре была организована трансляция прямого эфира с места события. Это мероприятие объединило всех - жители Краснодарского края размахивали флагами России, Кубани и Крыма запустили в небо сотни шаров цветов российского флага, показывая тем самым, что мы все едины. Громкими возгласами и аплодисментами приветствовали появление на светодиодных экранах президента России В.В. Путина. За прямой трансляцией наблюдали вице-губернаторы края, глава Темрюкского района Фёдор Бабенков, делегации муниципалитетов Кубани, а также представители Донецкой и Луганской народных Республик. На сцене амфитеатра выставочного комплекса выступают артисты Кубанского казачьего хора, Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко, творческого объединения «Премьера» имени Л.Г. Гатова и другие творческие коллективы. Народные гуляния продолжались до вечера. Движение автомобилей по мосту через Керченский пролив началось 16 мая в 5.30 мск. Крымский мост – один из крупнейших в России. Его протяженность – 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной (по две полосы в каждую сторону) и железнодорожной (по одной колее) трасс. Мост начинается на Таманском п-ове, проходит по существующей 5-км дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег. Ехать по нему на легковом транспорте всего 15 мин.

Автомобильный мост был построен с опережением графика на полгода. Проезд по нему открыт только для легкового и общественного транспорта. Ожидается, что грузовики будут допущены на мост осенью 2018 г. Ввод в эксплуатацию строящегося параллельно автомобильному железнодорожного моста запланирован на декабрь 2019 г. Впервые идея строительства моста появилась больше 100 лет назад. Но к реализации проекта приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя после потери Крыма объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров. Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт. В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство. Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб.

Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» А. Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов. Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны». Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд. руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил её обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м. Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеоусловия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка.

Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 тонн. Специалисты Института археологии РАН при раскопках на Таманском п-ове в конце июня 2018 г. обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры. Пресс-службой научного учреждения отмечается, что такие находки чрезвычайно редки. "До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя г. Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии", - говорит руководитель Сочинской экспедиции института археологии РАН Роман Мимоход. Он уточняет, что в некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V в. до н. эры. "Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II вв. до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всём древнегреческом мире", — добавляет Мимоход. Некрополь поселения "Волна-1" находится недалеко от посёлка Волна у подножия горы Зеленская.

По данным археологов, здесь со второй четверти VI в. до н. э. и до IV в. до н. э. существовал греческий полис: один из городов Боспорского царства, находившегося по обе стороны Керченского пролива. Сочинская экспедиция ведёт здесь раскопки уже третий год и исследовала более 600 захоронений, при этом обнаружив уникальные артефакты. Найденная арфа, представляет собой вариант древнегреческой арфы, известной по античным источникам под названием "тригон". Такие арфы, треугольной или лукообразной формы, считаются одними из древнейших музыкальных инструментов и происходят от простого лука, на котором вместо тетивы крепились струны. Самые древние изображения подобных арф были обнаружены на фресках гробниц Древнего Египта, датируемых 3000 годом до нашей эры. Позже, примерно в 1900 г. до н. Э., на Ближнем Востоке появляются угловые арфы в форме треугольника, две стороны которого образовывали узкое основание, на котором был закреплён один конец струн, и широкий и слегка изогнутый резонатор, через отверстия в котором проходил второй конец струн. Третью сторону треугольника образовывали сами струны разной длины. Их делали из волос или растительных волокон. Самое раннее изображение арфы-тригона в древнегреческом искусстве датируется 2800-2700 г. до н. Э. – это мраморная статуэтка арфиста, найденная на Кикладских островах. Лира, в отличие от арфы, считалась греческим инструментом. Её изобретение "приписывалось" Гермесу, который сделал первую лиру из панциря черепахи, тростника и коровьих кишок.

В античном мире существовало несколько типов лир, самым распространенным из которых была кифара - инструмент с деревянным корпусом и перекладиной, на которую с помощью штифтов натягивались струны одинаковой длины и разной толщины. Участники экспедиции обнаружили остатки древнегреческой арфы-тригона в грунтовом семейном склепе IV века до нашей эры. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и поэтому не дошла до наших дней. От арфы-тригона в погребении сохранилась костяная основа, в которой были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн. Исследователи тщательно расчистили место находки и обнаружили, что арфа была сломана во время совершения погребального обряда: один кусок арфы с колками был уложен аккуратно рядом с другим. Как отмечают учёные, преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, была распространена в античном мире. Детали кифары были обнаружены в другом погребении V в. до н. э., предположительно воинском: рядом с останками находился меч, рядом был похоронен конь. Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн. В 20 см от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, похожая на плектр.

"Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов: у лир и у их разновидностей – кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары", - говорит Роман Мимоход, добавляя, что резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и плектром для игры на струнных инструментах – деталь, также характерная для кифар. "Это первая известная нам находка фрагментов кифары", - отмечает руководитель Сочинской экспедиции. Находка остатков кифары в мужском воинском погребении подчёркивает, насколько была распространена кифара в культуре Боспорского царства, и напоминает один из сюжетов "Стратегем" Полиэна - грекоязычного писателя II в. н. э., подчёркивает Мимоход.

История продолжается, поэтому и данный материал находится в дальнейшей работе.

ПРИМЕЧАНИЯ:
 
1. «Босфор Киммерийский». М. Искусство, 1983 г.                2. В.Д. Иванов – Русь Великая, «Лениздат», 1984 г.                3. С.М. Соловьёв – История России с древнейших времён.               
4. И.И. Дмитренко «Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска». С-Петербург, т. 3 1898, док-т № 893.
5. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910. Т. 1; Короленко П.П. Предки кубанских казаков на Днестре. Б/м, б/г. КГИАМЗ, ПИК-1312.
6. Копии всех императорских грамот и других письменных актов, принадлежащих Кубанскому казачьему войску // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1901. Т. 8. С. 287.
7. Короленко П.П. Указ. соч. С. 133.
8. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 249. Оп. 1. Д. 163. Л. 83.
9. Там же. Л. 60.
10. ГАКК, Ф. 249. Оп. 1.  Д. 190. Л. 128.
11. Там же. Л. 6.
12. Щербина Ф.А. Указ. соч. С. 511; Бурмагин А.Г. Переселение черноморцев на Кубани // Кубанский курьер. 1992. 22 апреля.
13. Военный энциклопедический лексикон. СПб, 1856. Т. XI. С. 30; Морские сражения русского флота. М., 1994. С. 188.
14. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 190. Л. 32.
15. ГАКК, Ф. 249. Оп. 1. Д. 132.
16. Там же. Л. 72.
17. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158. Л. 10.
18. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 190. Л. 38.
19. Там же. Л. 52.
20. Там же. Л. 46.
21. Там же. Л. 40.
22. Дмитренко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб, 1896. Т. 3. С. 504.
23. Дмитренко И.И. Указ. соч. СПб, 1898. Т. 4. С. 326.
24. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 190. Л. 35.
25. Там же. Л. 53.
26. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 161. Л. 69, 72.
27. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 190. Л. 70.
28. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 228. Л. 31.
29. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 230. Л. 15.
30. См. В.А. Колесников - От служилых людей Московии: К 200-летию станиц (пяти) Краснодар, 2002 г.               
31. ГАКК. Ф. 249, оп. 1, д. 2829, л. 1               
32. Там же, что и под № 4 - док-ты: № 849, № 993 от 4 мая 1793 г.                33. ГАКК. Ф. 249, оп. 1, д. 397, л. 167.
34. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска, том 2, с. 767.
35. ГАКК. Ф. 249, оп. 1, д. 503, л. 22.               
36. Ф.А. Щербина - История ККВ. Екатеринодар, 1913, т. 2, с. 508.                37. М.В. Покровский М.В. - Военные действия у Новороссийска и на Таманском полуострове во время Крымской войны 1853-1855 гг. – лит.-худ. альманах – Кубань. Краснодар, 1949, с. 155.                38. Соловьёв В.А. – Оборона Тамани – газета Кубанские новости 1995 г. 24 октября.                39. ГАКК. Ф. 261, оп. 1, д. 1652, л. 17.
40. ГААК. Ф.Р. - 1547, оп. 1. Д. 72. Л. 12.
41. То же.
42. ГАКК Ф. 249, оп. 1. д. 266, с. 346.
43. В.М. Ткачёв – Крылья России. Санкт-Петербург, 2007 г.
44. ГАКК. Ф. 670, оп. 1, д. 5, л. 4.
45. Гордин Я.А. Русский человек и Кавказ. Триста лет войны и мира - СПб, Издательская группа "Лениздат", "Книжная лаборатория", 2021 г., с. 268, 269.
45а. Веденеев Д.В. - Украинский фронт в войнах спецслужб: исторические очерки. К., 2008, с. 12-13.
46. См. там же, что и под № 17, с. 406.               
47. П.Н. Врангель. Воспоминания. - М., Вече, 2013.
48. Соколов В. - Тамань в прошлом и настоящем. Керчь, 1914 г., с. 26.
49. Там же, с. 37.
50. Тоже, что и за № 43.
21. ГАКК Ф. 449, оп. 7, д. 191, л. 9 об.                22. Голубев А. В. Врангелевские десанты на Кубани. Август - сентябрь 1920 г. М.- Л., 1929.                19. М. Веллер, А. Буровский. - Гражданская история безумной войны. М, 2007 г., ООО «Издательство АСТ».                21. Фролов Б.Е. - Правовой статус атаманов Черноморского казачьего войска в конце XVIII в. // Дворяне Северного Кавказа в историко-культурном и экономическом развитии региона. Краснодар, 2002, с. 27.               
23. Из рассекреченной части архива УФСБ по Краснодарскому краю.  Ф. 13, 23. 1, д. 255, л. 15-16.

24. Свердлов А.В.  Воплощение замысла, с. 34-37.                25. См. Гречко А.А. - Битва за Кавказ, с. 125.                26. ЦДНИКК, ф. 1073, оп. 1, д. 552, л. 55-59.               
27. См. Судоплатов П. Разведка и Кремль. М., 1996, с. 182-189, 201-202; Мутовин И. Разведчиками не рождаются. Краснодар, 1999, с. 117-121.                28. ЦАМО. Ф. 1890, оп. 1, д. № 3.                29. Военно-Морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945, сборник в трёх томах, т. 2, с. 304.               
30. ЦАМО - ф. 3071, опись 1, д. № 9, с. 70, 71.               
31. С.С. Минц - Мир славян Северного Кавказа». Краснодар, 2011 г., вып. 6.

101. ЦВИА, М., газета «Русский инвалид». № 95 – 1829 г.
102. Свиридова Г.М. Заселение Кубани // На перекатах времени. (Составители – В.В. Тёр и Е.В. Тёр). «Ленинградская типография ОАО «Кубанское полиграфическое объединение». 2008. С. 45-48.
103. Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII в.: исторические документы. Краснодар: Изд-во Диапазон-В, 2006, с. 520.

- Голубицкий В.А. - Черноморское казачество. Киев. 1956.
 - Захаров В., Малахова В. - Лермонтов на Кубани / К 25-летию дома музея - М.Ю. Лермонтова в Тамани. 2001.   
 - Соловьев В.А. - Суворов на Кубани 1778 - 1793. Краснодар. 1992.
 - Ратушняк В.Н. - Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном (очерки). Краснодар. 2005.
 - Кубанский сборник. Под ред. О.В. Матвеева. Том I (22) Краснодар. 2006; Том II (23) Краснодар. 2007.
 - Трехбратов Б.А. - История Кубани с древнейших времен до начала XX века. Краснодар. 2003.               
 - Общеказачья газета - журнал «Станица» № 2 (51) - 2008; № 2 (53) 2009.               
 - Гулый Н.И. - Восстание казаков на Таманском полуострове в мае 1918 г. Кубанский исторический и литературный сборник. № № 10 – 11 (май - август 1961). Оранжбург, США.
 - Гулый Н.И. - Восстание казаков на Таманском полуострове в мае 1918 г. Сопротивление большевизму. 1917-1918 гг. / (Сост. С. В. Волков). — М.: ЗАО Центрполиграф, 2001, 606 с.
 - Деникин А.И. - Очерки русской смуты. Т. 3. Белое движение и борьба Добровольческой армии. Май - октябрь 1918. - Мн.: Харвест, 2002, с. 396-398.
 - Империалистическая интервенция на Дону и Северном Кавказе. М.: Наука, 1988.
Ковтюх Е. И. Походы Таманской армии. Гражданская война. Материалы по истории Красной Армии. Т. 1. М., 1923, с. 436-440.
 - Тернавский Н.А.- Елизаветинская: история кубанской станицы. В вихрях гражданской войны.
- И.Д. Попка «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту», С.-Петербург. 1858.
- С.В. Иванов, Б.Е. Фролов. Переход казачьей флотилии к Тамани в августе 1792 г.
27 апреля 2004, г. Краснодар.
- «История, этнография, фольклор Кубани (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции). Том IV. Темрюкский район. Ростов-на-Дону. 2019 г.
- Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 1. Греческие писатели. СПб., 1890.
- Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 2. Латинские писатели. Вып. 2. СПб., 1906.
- Алексеев С.В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М., 2015.
- Зубарев В.Г. Историческая география Северного Причерноморья по данным античной письменной традиции. М., 2005.
- Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949.
- Галкин Г.А., Коровин В. И. «Родословная» реки Кубани // Кубанский краевед. Краснодар, 1992; 3: 180.
- Тунманн И.Э. Крымское ханство. Пер. с нем. Н. Л. Эрнста, С. Л. Беляевой. Симферополь, 1991.
- Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII - середина XIX в.). М., 2002.
- Богучарсков В.Т., Иванов А. А. Дельта Кубани. Ростов-на-Дону, 1979.
- Герц К.К. Археологическая топография Таманского полуострова // Собрание сочинений Императорской академии наук. СПб., 1898.

Над очерком на протяжении ряда лет работал её уроженец, краевед, потомственный казак, офицер в отставке Николай Мринский 2021 г.