Собачья прописка

Максим Анатольевич
                I

   В комнату проникло летнее утро, спать уже совсем не хотелось, но и вставать с постели было лень. Николай откинул в сторону одеяло и с удивлением обнаружил отсутствие под ним кота Федора.

   - Федя, ты где?

   Всем известно, что мяукающие существа в части послушания очень отличаются от своих лающих коллег. Реагировать на голос хозяина они будут лишь тогда, когда это продиктовано их интересами. Большой серый кот не был мотивирован на ответ, поэтому продолжал лежать на подушке человека, прямо над его головой. Тем более, что Николай вновь закрыл глаза и попытался погрузиться в сон. Минут через десять, осознав тщетность такой попытки, он с удовольствием потянулся и резко уселся на край кровати, столкнув при этом подушку с питомцем. Федор недовольно фыркнул и убежал в коридор.

   - Федя, прости, я тебя не заметил. Ну, иди ко мне, мой хороший…

   Как было сказано выше, для исполнения просьб кошкам нужна веская причина. Должны хотя бы прозвучать слова, ассоциирующиеся с чем-то приятным. К примеру, «вкусняшка» или производные от этого прекрасного слова. Они не прозвучали, поэтому своенравный иждивенец устроился на пуфике, свесил пушистый хвост и отвернулся.

   - Ничего-ничего, скоро приедет Андрей и ты вспомнишь, что такое дисциплина. Уж он-то с тобой церемониться не станет. Иди сюда - кому сказал?

   Кот безучастно спрыгнул с места и медленно проследовал на кухню, где уселся перед миской и стал гордо, но нехотя, умываться. Унижаться, демонстрируя желание позавтракать, было не в его правилах. Человек должен был предложить корм по собственной инициативе, что, конечно же, и произошло. Соблаговолив принять кошачий паштет, Федор съел все до последнего. Потом облизнулся и уставился на хозяина.

   - Умничка! - Проверив состояние миски, Николай с удовлетворением отметил хороший аппетит животного и провел ладонью по его мягкой и лоснящейся спине. Ритуал, исполнявшийся каждое утро, доставлял удовольствие обоим. - Ну, иди по своим делам, а мне пора.

   Николай Антонович Грошев трудился инженером в крупной фирме и был женат на дочери известного в прошлом музыканта. Супруга Надя пошла по стопам родителя и частенько гастролировала за рубежом, где проводила по две-три недели кряду. Их двадцатипятилетний сын Андрей подрабатывал фотографом в редакции популярного журнала и иногда сопровождал мать, совмещая это то с командировочными заданиями, то с творческими отпусками. Поэтому Николай и проводил значительную часть времени без семьи, посвящая себя работе и общению с не умеющим говорить, котом. Этот день был выходным, и Грошев решил занять его фитнесом. Однако решил - не значит реализовал.

   - Федя, остаешься за главного. Давай, до вечера!

   Улица встретила физкультурника вуалью из тополиного пуха и оглушающим чириканьем воробьев. Казалось, что ни один из предметов, включая дома, не отбрасывал тень - солнечный свет слепил ото всюду, и даже кроны деревьев были пронизаны палящими лучами гуще обычного. Николай, щурясь, нашел на экране смартфона свою любимую музыкальную коллекцию, включил наушники и бодро зашагал в сторону городского парка. Пробежав по грунтовой дорожке пару километров, он остановился перед спортивной площадкой, в привычной манере приступая к разминке. Уже через полминуты, присмотревшись к кустам, заметил в них подозрительное движение и снял наушники.

   - Эй, кто там?

   Кусты зашевелились сильнее, и сквозь листву Грошев увидел морду собаки, стоящей почти неподвижно на одном месте, словно кто-то держал ее за лапы. Из стороны в сторону шевелилась только голова - с окровавленными ушами и полными паники, глазами. Подойдя к несчастному животному, он осторожно раздвинул листву. Пес был привязан к стволу возвышающегося над кустами дерева веревкой, причем в результате, по-видимому, резких и беспорядочных движений, веревка спутала лапы и натянула петлю на шее испуганного зверя. Собака то хрипела, то скулила - в зависимости от силы натяжения петли.

                II

   - Надя!

   - Ну, что «Надя»? Грошев, мы с тобой живем уже двадцать шесть лет, и за все это время я ни разу не сказала тебе ни слова против. Можно учесть мое мнение хотя бы сейчас?

   - Именно поэтому я и развесил объявления везде, где только смог. Пойми ты уже, что мне некуда его деть. В приюте он погибнет через неделю, ему же двенадцать лет. Ветеринар сказал, что лучше дома оставить.

   - А ветеринар твой не хочет его себе взять, Коля?

   - Да у него четыре собаки в клинике. Хозяева не забрали.

   - В клинике, Коля, а не дома…

   Грошев присел на корточки и погладил пса. Тот вздохнул и одарил своего благодетеля настолько преданным взглядом, что человек улыбнулся.

   - Наденька! Я тебе фотку его пришлю, а то ты даже не видела того, о ком говоришь. Я, если честно, думал, что проблема будет не с тобой, а с Федором.

   - И что Федор?

   Николай почувствовал в голосе жены некое колебание и, воодушевившись, принялся врать:

   - Федя его даже облизал, когда я домой вернулся. Прямо в коридоре. Ты себе не представляешь, какое у них взаимопонимание. Пират его тоже полюбил сразу же…

   - Пират?

   - Да, Пират. У него один глаз был ранен, вот я его и назвал так. Не переживай ты, все хорошо будет, увидишь.

   Прощаясь, Надя попросила мужа передать Пирату привет. Довольный Грошев положил телефон на столик и задумался. Предстояло сфотографировать собаку и кота таким образом, чтобы жена поверила в их идиллию и свыклась с мыслью о проживании в квартире нового животного. Начать надо было с самого важного: попытаться удержать Федора на расстоянии от новенького домочадца, выпустив шипящее чудовище из запертой комнаты. Прошли пять дней с момента заселения Пирата, но кошачья лояльность к нему формировалась крайне медленно. Готовясь к прогулке, Николай привязывал пса на лестничной площадке, возвращался в квартиру, открывал комнату с «хозяином жилища» и выпускал его для обхода помещения. Далее молниеносно выскакивал за дверь и оставлял пушистого тирана наедине с интерьером и ненавистными новыми запахами. Возвращаясь, действовал в обратном порядке. Сердобольному мужчине пришлось взять десятидневный отпуск, поскольку дом сразу же превратился в территорию боевых действий, гарантировать перемирие на которой, пусть и временное, мог только он сам. К тому же, в одной из стычек Николай проявил неосторожность и оказался оцарапан.

   Квартира была достаточно просторной, поэтому время от времени животные менялись участью и находились в заточении поочередно. Для усмирения конфликтующих сторон, воющих и шипящих друг на друга через дверь, приходилось просыпаться даже ночью. К счастью, уже на вторые сутки положительная тенденция все же наметилась, и ночные перепалки прекратились, но до консенсуса было далеко. Фотография, тем не менее, требовалась уже этим вечером.

   Закупив в зоомагазине огромное количество лакомств, «дрессировщик» приступил к осуществлению задуманного.

   - Федя, мальчик мой, хочешь вкусняшку? - Николай чуть приоткрыл комнатную дверь и заглянул в спальню сына. - Хороший котик, послушный.

   К образовавшемуся просвету подошел Федор и, встав на задние лапы, потянулся к источнику аромата. В этот же момент к вожделенному кусочку стал приближаться и собачий нос. Взгляды соперников встретились, оба замерли и не шевелились. Замер, боясь спровоцировать конфликт и все еще держа в руке вкусняшку, и хозяин. Пауза продлилась почти минуту, после чего кот медленно опустился на пол, а Пират отошел на полметра назад. Грошев вновь закрыл Федора, высыпал в ладонь всю упаковку лакомства, разделил его на две равных части и, встав на колени, локтем надавил на дверную ручку. Потом уселся на пол, развел руки по бокам и принял позу древнеиндийского божества. Животные аккуратно и не торопясь стали тягать кусочки - каждый со своей стороны. Закончив, расположились по углам комнаты и уставились друг на друга. Первым зашевелил хвостом Пират, его примеру последовал кот. Николай поднялся, чтобы забрать с кухни смартфон, но решил подождать еще какое-то время. Звери, действительно, вели себя на удивление спокойно, однако фотографировать их сидящими по углам было нелепо. Он встал в центре помещения и кинул на пол два одинаковых кусочка, на полметра раздвинув их ногой. Звери молча угостились и заняли прежние позиции. Так продолжалось еще минут десять. Каждый раз они подходили к лакомству, брали свою порцию и шли обратно. Грошев уменьшил расстояние между кусочками до пяти сантиметров, но алгоритм не изменился. Фото, снятое со стороны кота, получилось почти идеальным.

                III

   Надя и Андрей вернулись домой через неделю. К тому времени животные настолько сдружились, что дважды в день Федор провожал Пирата перед выгулом и встречал его по возвращении. Ранки у собаки, как и положено в случае с представителем семейства псовых, затянулись довольно быстро. В-общем, взору жены и сына хозяина предстали совершенно здоровые, жизнерадостные и, что важно, абсолютно мирные создания.

   Андрей собирался съезжать из квартиры родителей ближе к осени и, по просьбе матери, был готов забрать с собой и Пирата. Они обсуждали этот вариант по пути домой, однако уже через час нахождения в квартире им стало очевидно, что разлучать такой тандем никак нельзя.

   За ужином Надя положила руку на плечо мужа и сказала:

   - Прости меня, Коленька. Я иногда бываю эгоисткой, поначалу обиделась даже, что ты привел домой собаку, не посоветовавшись предварительно со мной. Ну, вроде как уже перед фактом поставил…

   - Ну, ты же понимаешь, что я не мог поступить иначе.

   - Понимаю, конечно, сама такая же. А теперь вижу, что наше зверье просто создано друг для друга. Это ж надо, как они ладят между собой. Наверное, им так суждено было. Правда, что ли - Федор Пирата сразу же с порога облизывать принялся? Я даже не поверила сначала.

   - Я и сам удивился…