Композитор Никита Богословский

Александр Щербаков 5
Богословский Никита Владимирович – известный композитор, на музыке которого выросло не одно советское поколение. Создатель «Темной ночи», «Шаланды», «Раскинулось море широко», «Почему ж ты мне не встретилась» был уникальным человеком, прожившим долгую жизнь на волне музыки и юмора.

22 мая 1913 года – дата рождения Никиты Богословского. Город, который может гордиться столь неординарной известной личностью, – Санкт-Петербург. Богословский Никита – композитор, литератор, пианист и дирижер – был баловнем судьбы и позволял себе смеяться над ней.

Никита родился в дворянской семье. К музыке его начали приучать с трёх лет, но занимался мальчик, что называется, из-под палки. Всё свершилось само собой, когда в девять он случайно услышал, как мать в соседней  комнате исполняет Шопена. После этого ребёнка самого потянуло к роялю, он стал учиться. Первое свое сочинение Никита написал в 8-летнем возрасте, посвятив его дню рождения дочери Утесова, а  уже к 15-летию сам себе сделал подарок.  В Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера его оперетты «Ночь перед рождеством». Правда, автора в зал из-за юного возраста не пустили. Строгая  билетерша сказала: "Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник".
 
В 1934-м,  после убийства Кирова, в Ленинграде  начались репрессии и семью Богословских выслали сначала в Сыктывкар, потом в  Казань. Но о 21-летнем Никите, студенте  консерватории, чекисты как-то… забыли. Так он остался в городе. С 1937-го талантливый юноша начал писать музыку для кино и проснулся знаменитым уже после первого фильма «Остров сокровищ». Успех ему принесла песенка Дженни на стихи Лебедева-Кумача. Слова «если ранили друга перевяжет подруга горячие раны его» тогда распевала вся страна. Война застала Никиту в Киеве. Вместе с киностудией им. Довженко он и эвакуировался в Ташкент, где и родились шедевры песенной классики  «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали».

Баловень жизни, сценарист своей судьбы Никита Богословский – один из талантливых композиторов ХХ столетия, оставивший в наследство песни, которые пели, поют и будут петь. Это человек, которым восхищались, которому завидовали; он позволял себе все, что хотел, брал от жизни все, что хотел, одним словом, был хозяином и режиссером собственной судьбы.

Страсть Богословского к розыгрышам
Знаменитые розыгрыши Никиты Богословского надолго запомнили его коллеги и друзья, причем то, что Богословскому казалось забавным, для остальным могло обернуться трагедией. Дебют на поприще розыгрышей у Никиты состоялся в 5-м классе. Зимой он забрался по пожарной лестнице на 5-й этаж, прижался к окну носом и постучал. Учительница, увидевшая физиономию подростка за окном, упала в обморок. Продублировать еще раз такой успешный розыгрыш Богословский, будучи уже в весьма солидном возрасте, решил на собственной жене. В процессе косметического ремонта дома сговорился с малярами, чтобы те в люльке подняли его на нужный этаж, где Никита постучал в окно. Эффект от неожиданного визита оказался такой же, обморочный.

Далее сценарии розыгрышей усложнялись, а роли продумывались более тщательно. Богословский, не боявшийся ничего и никого, умудрялся подшучивать даже над властями и людьми, их боявшимися.

В конце 30-х годов актер Владимир Хенкин при возвращении домой обнаружил квартиру опечатанной и пошел сдаваться на Лубянку, попрощавшись предварительно с родными и друзьями. Оказалось, это была злая шутка Никиты Богословского.

«Темная ночь» и «Шаланды» - пели, поют и будут петь! Никита Богословский, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников его таланта, и жил легко, и работал так же.

Знаменитым автор проснулся в 1937 году, в 25-летнем возрасте, после выхода фильма "Остров сокровищ", в котором прозвучала "Дженни" на стихи Лебедева-Кумача. Далее на жизненном пути композитора была Москва – сердце Родины, куда он переехал и успешно творил. Гимном всех шахтеров страны стала песня, написанная к художественному фильму "Большая жизнь", - "Спят курганы темные". Знаменитую «Темную ночь» он в тандеме с поэтом Владимиром Агатовым написал в 1943 году на одном дыхании, просто сел и сыграл. Как говорил позже композитор, такого с ним еще никогда не было. При выпуске пластинки с этой песней был забракован весь тираж по причине порчи восковой матрицы. На самом деле оказалось, что изготовлявшая пластинки работница при прослушивании песни не выдержала и заплакала. Одна слезинка упала на звуковую дорожку, что и привело к такой массовой порче.

После «Темной ночи», вызывающей какое-то невероятное щемящее чувство и исполненной Марком Бернесом, была написана полная ей противоположность в одесском уличном стиле - «Шаланды, полные кефали», сразу ставшая мегахитом.

История  создания  этих песен удивительна. Так, лирическая баллада «Темная ночь» была написана в 1943-м практически… за один день. Вкратце дело обстояло так. Режиссёру фильма «Два бойца» Леониду Лучкову никак не удавалась сцена, когда солдат пишет письмо домой. И тогда он решил усилить её песней. Обратился к Богословскому, который сел за рояль…  и с ходу наиграл мелодию. После этого они пошли к поэту Владимиру Агатову, который так же быстро сочинил слова. Вдохновлённые успехом, творцы среди ночи разбудили тогда  известного на всю страну певца и артиста Марка Бернеса, и на следующий день эпизод был снят.  Песня мгновенно стала известна, на фронте её пели тысячи бойцов.  Огромной любовью в народе  пользуется она до сих пор, и в 2015-м вошла сотню самых популярных в России.

В этой же картине звучит и другой хит «Шаланды полные кефали», однако история его создания полностью  противоположна «Тёмной ночи». Режиссёр решил, что для  контраста в ленте «Два бойца» должна быть ещё одна мелодия – в стиле весёлых  одесских уличных песен. И снова пошёл к Богословскому.

- Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать,- вспоминал композитор.-  И тогда в газетах разместили объявление с просьбой ко всем,  знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные — от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную. После «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим».

Правда, затем авторов раскритиковали, что они написали едва не блатную, «полную кабацкой  меланхолии», идеологически не выдержанную песню. Официально её даже не рекомендовалось исполнять, но   время всё расставило на свои места. «Шаланды» любимы и легко узнаваемы и сегодня. А в Одессе в 2007-м открылся фонтан, украшенный композицией на тему мега-шлягера.

Место работы Богословского
 Работать Никита Богословский предпочитал в домашней обстановке, очень любил музыку Шостаковича и Моцарта, не любил субботы и воскресенья, потому как именно в эти дни исключались все деловые контакты. В литературе композитор предпочитал творчество Зощенко, Ильфа и Петрова, Платонова и Булгакова; из зарубежных писателей – произведения Марка Твена, Анатоля Франса, Честертона. Дома содержал 3 больших аквариума, являясь большим любителем экзотических рыбок.

Богословский был самым популярным композитором Советского Союза. Роскошные вещи, регулярные командировки за границу, дорогие машины, десятиметровый гараж с персональной обслугой и мойкой автомобиля – всего у композитора было с избытком. Он мог ездить за границу, везти оттуда чемоданами запрещенную литературу, и его никто не проверял, потому что это же сам Богословский! На протяжении жизни он избежал вступления в ряды пионеров, комсомола и партии. На свои 85 лет Богословский, натуре которого были свойственны широта души и щедрые жесты, наказал своей жене Алле сделать бутербродов на пол-Москвы и купить много водки. Зайти поздравить его мог любой человек, будь то водитель, продавец из магазина или дворник.

Никита Богословский: личная жизнь
Женат Никита Владимирович был 4 раза. Первый брак просуществовал меньше года по причине несовпадения взглядов супругов в финансовых вопросах, в частности, Богословский не принимал расточительный образ жизни жены.

Второй брак длился более 10 лет. Причиной разрыва стала пагубная страсть жены к алкоголю. В этом браке был рожден сын Кирилл, который погиб трагически, не дожив до 40 лет.

От третьего брака с Натальей у Богословского был рожден Андрей, тоже пристрастившийся к алкоголю. После смерти Натальи Богословский не смог вернуть его к трезвому образу жизни.

Четвертая жена Никиты Богословского - Алла Сивашова, с которой судьба его свела в 79-летнем возрасте. Он прекрасно ладил с ее дочерью от первого брака Мариной.

Творчество Богословского многогранно и велико. Это более 300 песен, которые поются по сегодняшний день, музыка к 58 кинолентам и множеству театральных постановок, симфонии. Из-под пера известного композитора вышло 8 книг, среди которых - «Музей муз», «Тысяча мелочей», «Божества и убожества» и прочие.

О Никите Богословском говорят как о баловне судьбы, везунчике,  человеке, который умел найти выход в самых  невероятных ситуациях, и которому даже власть прощала всё.  В нём уживались  потрясающий юмор, невероятная дерзость и удивительное жизнелюбие. О его шутках, остротах  и розыгрышах, в том числе сильных мира сего, судачила вся Москва. А его фразочки и словечки, - «покойник был большой жизнелюб»,- давно разошлись на цитаты.
 
Он прожил 90 лет, никогда не болел и в клинику попал за две недели до смерти. Четырежды был женат, причём последний раз на женщине на 40 лет младше.  Казалось, он только и делает, что хочет, постоянно бросает вызов судьбе, а она… благосклонно его принимает.

Под стать своим творениям был и характер Богословского.  Он стоял у истоков развлекательных программ на телевидении,  и одно время даже  вёл Клуб Весёлых и находчивых. Своё отношение к жизни он  сформулировал так: «Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия».

Действительно, он часто ездил за границу, имел дорогие машины и роскошные вещи, что по советским меркам было не мыслимо. С Мишелем Леграном он играл на рояле в четыре руки. Франсис Лемарк и Филипп Жерар были соавторами его песен. С Жаном Габеном он веселился в парижских кафе. А его бурные загулы в Москве с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре обсуждала вся артистическая богема. Увлекался разведением экзотических рыбок и содержал три огромных аквариума.

Правда,  действительность была не такой радужной. Так Богословский пережил большую трагедию. Его оба сына, тоже способные к творчеству люди, пристрастились к алкоголю, что их и сгубило. Но  знаменитый отец за них не боролся. Как подтверждение такого отношения – Никита Владимирович  даже не пошёл на похороны старшего сына Кирилла, умершего от запоя. Слабости, как говорят знающие его люди, он не признавал и отсекал от себя сбившегося с пути человека, каким бы близким тот не был.  Зато если любил, то так, что дух захватывало. Так его последняя супруга, муза  и страсть Алла Сивашова, вспоминает 12 лет с Богословским как лучшие в жизни. Впоследствии в Нью-Йорке она издала книгу «Я люблю тебя, Алка». Это была  записка композитора, написанная им жене на рецепте чёрным фломастером перед самой смертью.  Таким жизнелюбом он и остаётся в памяти многих, знакомых с ним  людей.

А музыка живет…
Никиты Богословского не стало в 91 год – 4 апреля 2004 г. Проживший яркую и долгую жизнь композитор, по словам его родных и друзей, просто перестал физически присутствовать на этой земле, завершив на ней все свои дела. Предварительно он написал записку своей жене Алле и попросил врачей не беспокоить ее до утра сообщением о смерти супруга. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Богословский никогда ни перед кем не прогибался. В любых ситуациях он всегда оставался человеком.