Пирог с черникой

Нора Шах
Приглушенное мамино ворчание доносилось из телефонной трубки:

- Зосенька, ну что ты мне без конца названиваешь? Сегодня ты мне звонишь уже в третий раз! Каждый день звонишь -  по нескольку раз в день! Я что - маленький ребенок, не знаю, что со мной делается?

Зося смотрела в окно и вслушивалась в родной мамин голос.

- Мам, ну я же далеко от тебя вот и волнуюсь все время, как ты, что ты, - попыталась она в очередной раз оправдаться.

Этот разговор уже давно стал привычным ритуалом для них обeих. С тех пор как Зося вышла замуж и уехала жить в другую страну, она неизменно звонила матери по нескольку раз в день.

- Ну что со мной может случиться, доченьк? -  вздыхала мама.
- Мам, ты таблетки приняла? -  спрашивала Зося, пытаясь по телефону контролировать мамино дыхание.
- Приняла! Ты уж два раза меня об этом спрашивала. - сердилась мама.
- Мам, а давление ты меряла?  - не сдавалась Зося.
- Mеряла, два раза уже меряла. Давление -  в норме,-  отмахивалась та. - Сейчас Милда ко мне придет,  и мы с ней будем готовить угощение.
- Хорошо, только не переутомляйся. И таблетки свои, пожалуйста, не забывай принимать, - попросила Зося.
- Зосенька, доченька, я тебя прошу, не надоедай мне. Мне очень приятно, что ты заботишься обо мне, но это уже чересчур, -  вздохнула мама. -  Сегодня к Милде приезжает старшая внучка Бирте. Она -  такая красавица! Везет своего жениха знакомить с бабушкой. Жених тоже очень приятный молодой человек. Милда показывала фотографии. Как ты думаешь, стоит испечь им мой пирог с черникой?
- Обязательно, - кивнула Зося. – О-о, этот аромат твоего волшебного пирога с черникой! Это же у тебя - произведение искусства! Сколько я сама ни пробовала печь этот пирог, ни разу у меня так вкусно, как у тебя, не получалось. Никто не умеет его печь так, как ты. Как же я по нему соскучилась! А еще больше я скучаю по тебе. Но ничего, скоро у девочек каникулы, и мы сразу же к тебе приедем. Пока, правда, без женихов. Рановато нам еще. Но мы тебя очень любим, и тоже хотим поскорее отведать твоего вкуснющего пирога с черникой! Испечешь нам большой-большой пирог?

Зося не услышала ответа.

- Мам, ты слышишь меня? - переспросила она.

Ответа вновь не последовало.

- Мама? Мама! Мама! - повторяла в трубку Зося, не понимая, что случилось.

Телефонная трубка не издала ни звука. Зося вслушивалась, но ничего не слышала.

- Милда! - Зося быстро набрала номер телефона маминой соседки.
- Зося, что случилось, дорогая моя? -  удивилась Милда.
- Милда, добрый день! Пожалуйста, зайди к маме. Это срочно! У тебя же есть ключи от ее квартиры? Мы разговаривали по телефону, она говорила, что вы собирались готовить угощение для твоих гостей, и вдруг замолчала. Ничего не говорит, не отвечает мне. Я не знаю, что думать?!
- Подожди, детка! Я уже беру ключи и бегу к твоей маме, -  встревоженно ответила Милда. - Ты будь у телефона, не клади трубку.
- Я жду… жду… жду, - растерянно шептала Зося.

Несколько минут ожидания показались ей вечностью.

- Зосенька! -  услышала она голос Милды. -  Зосенька! Риманте…
- Что, что случилось, Милда?
- Зося, когда я пришла, она уже не дышала. Зося, Риманте мертва, - разрыдалась в трубку Милда.
- Как мертва? - у Зоси внутри все похолодело. - Как же это, Милда? Я ведь только что с ней разговаривала! Она собиралась печь пирог с черни…
У Зоси перехватило дыхание.
- Зося, дорогая, я не знаю. Бедная Риманте! Она так и умерла с телефонной трубкой в руке, - заливалась слезами Милде. -  Приезжай, Зосенька!

Народу на похоронах было немного: только самые близкие. Риманте ни за что не одобрила бы пышной церемонии прощания. 

В небольшой квартире где жила Риманте царила тишина. Зося с грустью перебирала вещи матери. Они не могли заполнить пустоту образовавшуюся с ее уходом,но смягчали боль утраты, сохранив память о ней. Среди ровно выстроившихся на полке кулинарных книг Зося нашла аккуратно переплетенный сборник рецептов, переписанных маминым почерком. Зося полистала сборник и поставила было обратно, как вдруг из него выпал небольшой, слегка пожелтевший листок бумаги. „Рецепт пирога с черникой“ – прочла Зося. Ровные строчки запрыгали у нее перед глазами. В конце рецепта Зося увидела приписку: « Зосенька, это рецепт твоего любимого пирога. Когда- нибудь ты обязательно научишься печь его. И он получится у тебя гораздо лучше, чем у меня! У каждого пекаря свой маленький секретик. У кого-то  - крахмал для ягод, чтобы сок не растекался, у кого-то лимонный сок или ром для вкуса и аромата, кто-то любит добавлять шоколад или творог. И все же среди его ингридиентов есть один -  самый главный, который никто никогда не озвучивает, но все прекрасно знают. Чтобы пирог получился вкусным, главное, что нужно добавить в него, -  это большую любовь к тем, для кого ты его печешь. Я очень тебя люблю. Tвоя мама“.