Соревнование в Мекке

Азнаур Бердиев
Рассказы о Сосланбеке не будут полными, если я не расскажу случай который произошёл с нами в хадже, в 2011 году. В этом году дядя Сосланбек в хадж поехал , если я не ошибаюсь, уже  в седьмой раз. Спасибо Всевышнему Аллаху в этом году  и мне он дал возможность поехать в хадж. Так как Сосланбек уже бывал в Аравии, то ориентировался он и в Мекке, и в Медине очень хорошо. Вообще надо сказать, что как талантливый человек он был одарён во многом. В частности, я услышал от него, а потом и от знающих его людей, что он под зиму перегонял скот из нашей республики в Ставропольский край на свою кошару и его в дороге догнала пурга и сильнейший снегопад, ему пришлось провести ночь в пургу в степи, а было ему уже тогда за семьдесят лет. И он рассказывал мне об этом случае как о обыденном деле. Видимо таких случаев в его жизни было немало. В армии мне тоже приходилось несколько дней проводить во время полевого выхода под открытым небом зимой, но ведь это было не в семьдесят лет. В общем человек он был крепкий физически и с очень ясным умом. Будучи уже   хадже мы с ним в ожидании намаза сидели в мечети, справа нас сидели паломники из Киргизии, слева из Казахстана. В течении десяти минут он свободно общался с киргизами  на киргизском, а с казахами на  казахском языке, после чего сказал мне, что они заплатили за хадж в два раза меньше чем паломники из нашей республики. И это с учётом того, что расстояние из этих республик до Аравии в два раза почти больше чем от нас, а кроме этого они жили в непосредственной близости от мечети Аль-Харам и в хорошей гостинице, да и обед входил у них в стоимость хаджа. В общем Сосланбек свободно владел киргизским и казахским.                В самый последний день хаджа, после джамарата, мы уставшие возвращались пешком к себе в дом паломника, шли втроём, третий был парень лет тридцати из Карачаевска, очень давний знакомый Сосланбека, они в хадже вместе были уже не в первый раз. День был солнечный, ночью прошёл сильный дождь и мы шлёпали в резиновых тапочках по асфальту. Сосланбек снял тапочки и шёл босиком по лужам, ему это доставляло истинное удовольствие, которое отражалось на его красивом лице довольной улыбкой. На правах того, что они не в первый раз вместе, нащ молодой попутчик взялся шутить над Сосланбеком, дескать он устал и отстаёт от нас. Меня признаться это сильно задело и я резко ему ответил, что мой любимый дяде и сегодня спокойно заткнёт за пояс и тебя болтуна, а заодно, если понадобится и меня. На что наш попутчик возразил, что может и посоревноваться в бегу. Когда я это сказал Сосланбеку у него даже гдаза загорелись и он тут же согласился пробежаться. До нашего дома паломника было около пятисот метров и решили бежать до него. Сразу после старта Сосланбек оторвался от молодого попутчика на несколько метров, а когда пробежал метров пятьдесят, то его отрыв был не менее пятнадцати метров и я прокричал им отбой. В своей жизни бегающих так я видел только двоих, ну ещё в мультиках. Первый был товарищ в институте, он босиком пробежал сто метров за 9,8 сек, тренер открыв рот после долго смотрел на секундомер и его босые ноги. Когда он бежал казалось его ноги крутятся где-то возле ушей. Точно также бежал Сосланбек, а самое главное, что при соревновании с молодым он даже не запыхался пробежав эти метры, чего не могу сказать о молодом. Он долго потом переводил дыхании и ловил воздух как рыба ртом.