Ч. 168 Мирное плавание с гибелью корабля

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/06/08/1211

Пока наш герой учится, посмотрим, какие другие важные события происходили в 1830-1831 годах. Был создан ещё один Комитет по улучшению флота. Его председателем назначили Алексея Самуиловича Грейга.

В состав комитета наряду с другими адмиралами вошёл Михаил Петрович Лазарев. Он подготовил и представил на рассмотрение комитета предложения по улучшению кораблестроения, вооружения и снаряжения судов.

Эти предложения рассматривались с 3 ноября 1830 по 6 февраля 1831 года. Активное участие в обсуждении и принятии решений по каждому предложению Лазарева принял начальник Морского штаба адмирал Меншиков.

И комитет, и Меншиков поддержали предложения Лазарева, некоторые из них Меншиков предложил сначала опробовать, прежде чем внедрять на кораблях. О предложениях Лазарева и решении комитета Меншиков доложил царю.

Николай I остался доволен. 20 февраля 1831 года Александр Сергеевич Меншиков письменно сообщил Лазареву, что император «изволил признать труды ваши, милостивый государь, по сим предметам весьма полезными и по сему поручил мне объявить за сие в. пр-ву монаршее е.и.в. благоволение.

Таковую высочайшую волю сим имею честь исполнить.
Начальник Главного морского штаба Меншиков».

Но всё было не так благостно, как явствует из письма Лазарева другу Шестакову: «Ты желаешь знать, зачем я был призываем в Петербург? Скажу тебе, что существует комитет под председательством адмирала Грейга для улучшения некоторых частей по флоту, но дело идёт не совсем успешно.

Чем более смотрю на всё, тем более удостоверяюсь, что флот наш никогда не достигнет той степени совершенства, в которой он находился при Чичагове. Не слушай ты тех сказок, что у нас теперь много кораблей, а между тем нет того ни духу, ни честолюбия, которое было тогда…».

В 1831 году внешней разведкой занималась российская дипломатическая служба. 10 апреля 1831 года русский консул в Гамбурге Бахерахт прислал донесение министру финансов генералу от инфантерии графу Егору Францевичу Канкрину о том, что готовится доставка в Финляндию пушечного пороха, свинца и различного рода оружия.

Таможенными вопросами тогда занималось министерство финансов. Канкрин поставил об этом в известность Меншикова. Министерство финансов передало секретные инструкции командирам таможенных судов, а морское министерство решило отправить отряд кораблей для перехвата военной контрабанды в море.

Отряд состоял из фрегата «Мария», брига «Усердие» и шхуны «Стрела». Командовать отрядом поручили Михаилу Петровичу Лазареву. 10 мая 1831 года Лазарев поднял на фрегате свой флаг.

Отряд находился в крейсерстве в Ботническом заливе. В начале августа Лазареву было предписано оставить Ботнический залив и перейти к югу от Аландских островов. 19 августа начался шторм.

Наступила ночь. Каждые полчаса на фрегате зажигали фальшфейер. На бриге и на шхуне зажигали ответный огонь. В два часа 30 минут со шхуны ответ не получили. В четыре часа утра, когда стало светать и, как написал Шестакову Лазарев,
 
«шхуны с салингов было не видно – ушла она ко дну со всеми офицерами и людьми... Командовал ею лейтенант Шалухин, весьма хороший офицер, и верю, что с его стороны никакого упущения не было. Жалко, но нечего делать».

10 декабря Михаила Егоровича Шалухина и остальных офицеров и матросов исключили из списков флота как умерших.  Фрегат и бриг вернулись в Кронштадт  3 сентября 1831 года.

В 1830 году вернулась из Турции команда сдавшегося в плен фрегата «Рафаил». Матросов простили, распределив по экипажам, а офицеров 28 июня 1830 года разжаловали в матросы и отправили служить на кораблях.

Лазарев взял шефство над сыновьями Алексея Антипьевича Шестакова, которые поступили в Морской кадетский корпус. С приходом в Морской корпус Крузенштерна, сначала инспектором, затем заместителем и, наконец, директором, многое в обучении и подготовке будущих морских офицеров стало меняться в лучшую сторону.

Лазарев с удовлетворением отметил, что «дозволено теперь кататься на коньках и приказано завести всевозможные гимнастические игры, дабы сделать чрез то сахарьев наших развязнее». О том, как готовили морских офицеров, я написал в книге «Рыцари в морских мундирах».

Ни холерные бунты, ни восстание в Польше не остановили Николая I от наступления на Кавказе. В Закавказье одним из последних в 1810 году присоединили Абхазское княжество. Часть населения тогда бежала в Турцию.

В 1830 году Николай I поставил перед Военным и Морским министерствами задачу захватить весь Кавказ, подчинить все непокорные кавказские народы. Для этого требовалось их полностью изолировать от остального мира.

В том же году в Белом море продолжала работать гидрографическая  экспедиция под руководством  Михаила Францевича Рейнеке. Она работала в течение шести лет. Для экспедиции специально построили бриг «Лапоминка» и две небольшие шхуны «№ 1» и «№ 2».

Каждое лето отряд Рейнеке уходил в плавание, проводя гидрографические исследования, завершившиеся осенью 1832 года. Результат работы экспедиции Михаил Францевич оформил в виде «Атласа Белого моря и Лапландского берега».

Текст к «Атласу» позже вышел в двух томах под заглавием: «Гидрографическое описание северного берега России, составленное капитан-лейтенантом М. Рейнеке». Офицера по заслугам достойно наградил император денежной прибавкой к жалованию и внеочередным присвоением звания, а Императорская Академия Наук  - полной Демидовской премией.

Продолжались гидрографические исследования берегов Аляски, которые проходили под руководством гардемарина Адольфа Карловича Этолина.

Капитана 1 ранга Петра Егоровича Чистякова на должности главного правителя колоний сменил капитан 1 ранга барон Фердинанд Петрович фон Врангель.

На флоте решения нужно принимать быстро и желательно правильно. 33-летний моряк решил до отъезда на Аляску жениться.  Из окна кареты в Ревеле он увидел чинно гуляющее семейство. Девушка из этого семейства ему понравилась, и барон решил на ней жениться.

А говорят, что любви с первого взгляда не бывает! Бывает, и ещё какая! Через полтора месяца Врангель уже ехал с молодой женой к месту назначения. Молодая жена, Елизавета, дочь барона Россильона, в решительности ничем не уступала своему мужу.

Дорога занимала месяцы. Никаким декабристкам и не снилось подобное. В Иркутске Елизавета Васильевна (Елизавета Теодора Наталия Каролина) родила дочь, и потом с новорожденным ребёнком проехала верхом до Охотска 1800 вёрст.

Те, кто живут в Сибири, могут себе это представить, дорог тогда не было, только направления.

Впереди их ждала жизнь на Аляске.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/11/950

Портрет Елизаветы Васильевны Врангель