Сосланбек хаджи

Азнаур Бердиев
Долго думал, писать ли о моём любимом дяде, двоюродном брате моего отца, но потом всё же решил написать. Мне он был примером в жизни, сейчас после его смерти продолжает быть примером, надеюсь и читателям будет чему поучиться у этого замечательного человека, крепкого в вере, сильного физически и духовно, надежного как титан. Рассказы о нём начну с рассказа о случае на похоронах двоюродной сестры моего отца. День был жаркий, кладбище находилось на пригорке, а внизу был дом умершей двоюродной сестры моего отца. Народу было немало и мы мужчины понесли сал агач (носилки похоронные) с тетёй  кабырлагъа (на кладбище), обратно возвращался я пешком. Когда подошёл к дому, то увидел, что во дворе вольготно расположились  женщины и мужчины просто не могли попасть во двор. Это обратная сторона нынешней эмансипации и равенства полов, когда женщины пользуясь поддержкой и СМИ и власти,  садятся на голову мужчинам. Обычно после возращения мужчин с кладбища, куда женщины не ходят, они женщины собираются в глубине двора, а возвратившиеся после похорон  мужчины выслушивают имама и старейшину рода. В этот раз, то ли солнце разморило женщин и им было лень подвинуться, то ли это был самый настоящий демарш и попытка показать, кто в доме хозяин. Сразу скажу, что многих из этих собравшихся женщин я не знал, хотя  и были среди них и знакомые родственные лица. Разодеты были они, мягко говоря, не так как подобает на похоронах и сверкали надетыми украшениями и некоторыми оголёнными частями тела. На правах старейшины слово взял дядя(родной брат моего отца) и сказал примерно следующие слова, что мол джамагат(община), сейчас пришло время женщин и дескать давайте мы сейчас здесь на улице и выслушаем имама. Может быть, он хотел пристыдить таким образом женщин и ждал от них правильных действий по горским обычаям, но, получилось прямо противоположно, они улыбаясь, довольные словами дяди, закинув нога на ногу продолжали свои разговоры. В этот момент зазвенел голос дяди Сосланбека, он почти прокричал с надрывом в голосе  так,  мне показалось, что  даже мухи перестали жужжать, а женщины подавно перестали говорить. Он прокричал следующие слова, называя дядю по имени, он сказал, что бояться надо Всевышнего Аллаха, а не женщин. Назвал их бессовестными и одетыми не так как должна быть одета горянка на похоронах, что здесь не место и не время красоваться своими драгоценностями и чтобы они немедленно закрыли оголённые части тела. В процессе его речи я видел как быстро нашлись платки на голову и юбки начали закрывать колени и оголённые икры. А когда он приказал немедленно освободить двор, уже все женщины покрытые и скромные стояли у дома и большая часть двора была освобождена для мужчин. Дальше все прошло спокойно и так как положено по обычаям мусульман. Демарш в этот раз не прошёл. Пока будут такие мужчины как мой любимый дядя Сосланбек, не забудется и вера, и обычаи.
Аллах рахмат этсин сени, Сосланбек хаджи!