Руки художника

Алёна Цами
       Афанасий Гелич – художник, живущий в горном Алтае, в селе Нижний Уймон, расположенном на реке Катунь.
       В пустынной местности, примерно в километре от села, художник построил себе дом из материала, хорошо известного всем творческим людям – тишины, вдохновения и гостеприимства. В лунные ночи к художнику приходит царица Катунь и шумит возле порога, рассказывая сказки и сюжеты для его будущих картин.
       Однажды мне посчастливилось погостить в этом доме. И я имела возможность рассматривать творения художника – готовые, в рамах, и незавершённые, стоящие всюду на полу, подоконниках и мольбертах и тихо ожидающие внимания к себе.
       Как-то ночью в мастерской, освещённой Полярной звездой и её подружками, неожиданно для себя я увидела руки художника с их тонкими пальцами, сквозь которые просвечивала стена. Руки перемещались в пространстве – летали, как бабочки, оставляя светящийся след в темноте; замирали на мгновение, словно задумавшись, всматриваясь в свои творения, что-то поправляли в некоторых картинах, делая быстрые мазки невидимой кисточкой. Иногда руки художника просто взлетали в танце, излучая прилив вдохновения, ощущая эту жизнь, как ощущают её дети и влюблённые.
       Утром, когда солнце осветило мастерскую, проникая лучами в красочные полотна, я заметила на некоторых свежо блеснувшие мазки!..
       Живопись Афанасия Гелича можно отнести к жанру лирического пейзажа. Художник пишет много и вдохновенно. Принято сравнивать картины с окнами, стёкла которых прикреплены к дереву штапиками и гвоздями. Картины Афанасия Гелича не имеют стёкол, разделяющих зрителя и пейзаж. Можно в его картины войти, как в дверь, и очутиться у подножия Белухи – величавой горной страны, где блещут снега, и играет, как на струнах, на ресницах приезжих туристов ветерок. Кисти этого художника доступен не только жанр лирического пейзажа, но и многие другие жанры – символизм, история и фантастика.

       Когда, проведя в его доме несколько не совсем обычных дней, я уезжала в свой город, Афанасий с доброй улыбкой, поблёскивая очками, как поблёскивают крылышки у стрекоз, подарил мне тонкую брошюрку с изображением неведомой галактики на обложке синего цвета и сказал:
       – Прочти, когда будет время.
       На этом мы и расстались.
       Однако, лишь я приехала домой, ежедневные дела и заботы лишили меня того состояния волшебства, что я испытывала в доме художника. Но подаренная книга, лежавшая на моём столе, внимательно следила за мной всякий раз, когда я проходила мимо, и как бы оправдывала мои действия: «Да, конечно, в мире много всяких дел, которые заслоняют самое главное!»
       Однажды я подошла к этой книге, взяла её в руки. Ощутив тепло её обложки, будто внутри трудился электронагревательный элемент, я решила погадать на этой книге. Улыбаясь неизвестно чему, я раскрыла книгу наугад и стала читать. О, тайна дивных ассоциаций – там было написано о руках! О руках людей разных профессий, их характерных движениях. Руки человека, оказывается, могут о многом рассказать, если понаблюдать за ними внимательно… Я вспомнила о руках Афанасия Гелича, привидевшихся мне звёздной ночью, и мысленно пожелала им летать по мастерской долго-долго и в танце, легко и свободно, приблизиться к самой огненно-белой сердцевине Бытия!

       Сейчас много говорят о солнечном дыхании. Человек, оказывается, способен питаться радостью, счастьем, любить эту жизнь, как любят её ангелы, и жить десятки лет без физической еды.
       Такого рода эксперименты обычно проделывают люди, материально обеспеченные и уверенные в своём завтрашнем дне. Художник Афанасий Гелич, живущий на Алтае, в селе Нижний Уймон, когда ему нечего есть, идёт на берег Катуни и в солнечных бликах находит обильное, отлично сбалансированное питание для своей души.
       Пожалуй, и не может быть иначе, ведь имя художника – Гелич – если к нему внимательно прислушаться, звучит как Гелиос – Солнце!
       Художник Афанасий Гелич уверен в своём завтрашнем дне.

       *

       (илл. Афанасия Гелича)