Город на переправе

Федор Григорьев
Приближается очередной день рождения города Новосибирска. Из каждого утюга: "молодой город". Ой ли? Если расчистить нагромождения лжи, то сразу возникает повод поговорить о настоящей - документальной дате начала современной столицы Сибири. Ведь мы отмечаем свой возраст в соответствии с тем, что записано в свидетельстве о рождении? Так и города. В Российской Империи, например, (а Новосибирск - дитя именно этого государства) было принято учитывать в метрике каждого города две даты. Первая – основание или завоевание поселения, вторая – преобразование его в город. Если первая не всегда известна, то вторая — всегда. Например, город Томск как поселение был заложен в 1608 году, а получил статус города в 1662 году. Кузнецк как поселение был основан в 1608 году, а городом стал в 1619 («Атлас Азиатской России», 1914 г.) и т.д. С Новосибирском — та же история. В 1903 году Николай II издал высочайшее повеление, по которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города. Это произошло 28 декабря 1903 года, по новому стилю — 10 января 1904 года, когда вышел в свет императорский рескрипт № 747-47.


Что касается времени основания Новосибирска, то здесь много вопросов. Сейчас рулит официальная точка зрения, согласно которой современная столица Сибири была основана как вахтовый поселок рабочих-контрактников, привезенных из Самары на строительство железнодорожного моста через Обь. Отсюда и широко транслируемый вывод: не было б моста — не было б Новосибирска. Право, серьезно воспринимать эту версию невозможно. Транссиб пересек 16 великих рек, но только на одной родился город. Например, мост через Волгу так и остался просто мостом через Волгу. Почему? Потому что землекопы-вахтовики, закончив работу, разъехались по домам. На Оби было то же самое, но Обь и Волга в месте перехода Транссиба сильно отличались. Волжские берега были пустынны, а обские - заселены. По данным известного новосибирского историка Т. Мамсик в 1823 году территория современного Новосибирска уже включала 38 сел и деревень! 23 на левом берегу и 15 на правом. То есть, когда Пушкин еще только придумывал «Евгения Онегина», большинство современных городских районов были заселены и развивались. Спустя 70 лет в этот улей уперся Великий Сибирский Рельсовый Путь (историческое название Транссиба) и надо было решать, как в этот организм вживлять железную дорогу?


Надо сказать, что Транссиб тянули сюда не по дурости. Напротив впадения в Обь речки Каменки имперские гидрологи присмотрели наилучшее место для опор небывалого по своим размерам мостового перехода (проект Н. А. Белелюбского) и отказываться от него никто не собирался. Волостной центр Кривощеково, оказавшийся на пути Транссиба, надо было переносить. Обычная практика.


Представьте себе большое село, 685 жителей, с управой, тюрьмой, церковью, школами. Развитая кожевенная и мукомольная промышленность. Паром и грузовой порт. Его жители не раз обращались к властям с челобитными по поводу переселения. Они просили казённые земли на противоположном берегу, потому что здесь их регулярно затапливало. Проблема была в том, что облюбованное кривощековцами устье Каменки уже было «застолблено» могучим железнодорожным ведомством. Там планировалось разместить вахтовый поселок для рабочих-землекопов. В те времена бульдозеров и экскаваторов не было, поэтому все земляные работы выполняли люди с лопатами, которых завозили на подобные «стройки века» тысячами. Вот почему Министерство путей сообщения в первую очередь позаботилось о месте, где можно было бы поселить на несколько лет огромное количество людей. Томский губернатор Александр Булюбаш, в чье ведомство входила и Кривощековская волость, медлил с решением, так как не знал, что делать в этой ситуации. В итоге на его место прислали более решительного Германа Тобизена. В 1890 году тот занял кресло томского губернатора, и уже на следующий год Большое Кривощеково пришло в движение. Если судить по протоколу схода жителей Б.Кривощеково от 23 августа 1892 года, к этому времени на устье Каменки было переправлено 40 кривощековских дворов. Это значит, что скорость переселения с левого берега Оби на правый составила, примерно, один дом в неделю. По данным очень интересного документа, который называется «Список разного звания лиц, самовольно заселившихся на боровом месте по обеим сторонам р. Каменки, впадающей справа в реку Обь, против села Кривощековского» (был составлен специальной комиссией МПС в 1894 году), посёлок переселенцев состоял из 347 дворов, из которых 118 были привезены сюда с левого берега. Это следует из пометки «старый», какую составители документа ставили, если видели, что дом собран из старых бревен, то есть был привозным.


Нам уже известно, что за год с левого берега на правый переправлялось по 40 домов — это значит, что за три года (с 1891 по 1893) их должно было набраться порядка 120. И действительно, в «Списке» фигурирует 118 «старых» домов и изб. Таким образом, гипотетический объем вывозимых домов и число реально зафиксированным в новом поселке левобережных домов сходится. Осталось узнать: 118 эвакуированных домов - это какая часть левобережного села?


Взглянем на данные переписи населения, проведенной в Большом Кривощеково за два года до описываемых событий. В 1892 году там насчитывалось всего 140 дворов (с учетом того, что 40 дворов уже были переправлена на другой берег). Снова занимаемся арифметикой. Отнимаем от 180 (общее количество домов Б.Кривощеково в 1891 году) 118 (количество «старых» домов, обнаруженных в правобережном поселке в 1894 году) и получаем 62 двора. Таким образом, привычная картина прошлого ломается. Оказывается, на правый берег перебралась не какая-то часть Большого Кривощеково. Перенос села был почти полным. Оставшиеся 62 дома, вероятно, не успели и распределились по близлежащим деревням Левобережья. Не случайно, в документах за 1893 год село Кривощеково неожиданно упоминается как расположенное «по правую и левую стороны р. Оби», а на картах той поры правобережный переселенческий поселок значится не иначе как «Кривощековский выселок» или даже как «Малое Кривощеково».


Главный вопрос: как можно было это сделать технически? Даже на лодке путешествие от одного берега Оби на другой (считай, километр водяной глади, которая движется со скоростью 6 км. в час) не выглядит простой прогулкой. А тут 118 деревянных домов. Думаю, «ларчик просто открывался». Дело в том, что люди, создававшие Кривощеково и другие близлежащие поселения, тоже не случайно пускали корни именно здесь. В этом месте Обь была настолько мелководной, что её можно было частично или полностью перейти вброд. Вот почему сюда с обоих берегов сходились все дороги. Мекка! Виновницей отмели была река Каменка (ныне в трубе под землей), которая веками, а может быть и тысячелетиями выносила в русло Оби огромное количество осколков твердых пород. Они наслаивались на дне реки, делая её несудоходной. Данные исследований миграционных путей сибирских племён в эпоху Великого Переселения Народов показывают, что будущие европейцы в своем движении на Запад приближались к Оби, сливаясь в единый поток. И «бутылочное горло» находилось в районе современного Новосибирска. Сейчас понятно, что их сюда влекло. По документам 19 века видно, что в этом месте великая река позволяла пересечь себя хоть целой армии. Ветеринары стали записывать данные по переправляемым через Обь гуртам скота, и мы теперь имеем возможность читать эти документы. Согласно одному из них, в день 27 мая 1889 года купец Логин Фёдорович Сорокин смог переправить возле села Б.Кривощеково на другой берег, ни много ни мало, «2152 быка и 1400 баранов» (данные С.К.Канна).


Можно ли представить себе переправу с суточной пропускной способностью в три с половиной тысячи голов крупного и мелкого скота там, где сейчас находится парк «Городское начало»? И тем не менее, так было. Под звуки "плавщиков" (так назывались крестьяне, занимавшиеся переправой скота с берега на берег) из воды выходил, мыча и блея, поток мокрых животных, который направлялся прочь от Оби в сторону Иркутска и Байкала. Часть этой дороги новосибирцам известна как проспект Дзержинского.

Образ "плавежного" брода, через который пролегала едва ли главная скотопрогонная дорога Российской Империи, мы дополним уникальным документом, обнаруженным в одном из барнаульских музеев.

Мы видим, что это от руки нарисованная схема, которая фиксирует маршруты движения между берегами Оби. Время изготовления - конец 19 века с привязкой к правобережному Кривощековскому поселку.  Нас особенно интересуют линии поперек русла реки, обозначенные пунктами 6 и 7. Ведь одна из них — маршрут «конной переправы». Да, да — ваши глаза не ошиблись. Получается, что с повышением уровня воды в Оби, когда в Кривощеково появились причалы и заработало пароходство, русло реки все еще позволяло пересечь ее, что называется, «не сходя с коня». А это значит, что и плоты, собранные из нумерованных бревен, вполне могли двигаться к противоположному берегу на конной тяге. Уж кто-то, а кривощековцы, которые из поколения в поколение обслуживали эту переправу, знали, по какому маршруту вести лошадей посреди огромной реки.


Как случилось, что мы ничего не знали про перенос Большого Кривощеково? Ведь того рода операции - вещь серьезная. Это сегодня в статьях, посвященных истории города, село Большое Кривощеково описывается как «снесенное», «уничтоженное» и даже «погибшее», как будто действовали армейские подразделения, которые насильно выгоняли жителей из своих домов. На самом деле в империи действовали правила, согласно которым собственники строений, попавших в зону отчуждения, загодя извещались. Им давали субсидии и компенсации. Специально под строительство железной дороги было разработано законодательство, которое регулировало поведение всех заинтересованных лиц, если селение попадало в зону строительных работ. Например, в 1889 году вступил в силу закон "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли". Почему же тогда историки и краеведы постоянно натыкаются на официальные бумаги того времени, согласно которым Томское губернское правление ничего не знало о переносе Большого Кривощекова? Как то странно получается: эвакуация административного центра Кривощековской волости идет полным ходом на протяжении трёх лет. Село тает как сугроб на солнце, потому что домов становится все меньше и меньше, а в губернской канцелярии об этом - ни гу-гу...


Рискну предположить, что наблюдаемый морок — это попытка Германа Тобизена увернуться о тяжелой длани ведомства железнодорожников. Ведь когда баржи с самарскими землекопами уткнулись носом в берег, начался вселенский скандал! Место, которое зарезервировало за собой МПС, оказалось занятым! Кто виноват? Конечно, Тобизен! В Томске разводили руками, говорили, что им ничего не известно. Что переселенцы самовольные. Сам факт проведения гигантской переселенческой операции всячески затушевывался, представлялся как малозначительный. В этом помогала позиция Алтайского горного округа, к ведомству которого формально относилось обское правобережье. Ведь именно оно позволило съезжаться люду со всей Сибири. В этом потоке коренные кривощековцы - капля в море. И тем не менее, Герману Тобизену пришлось заплатить за проявленную смелость. Очень скоро его сняли с поста томского губернатора. А еще пострадала история города - год основания будущего Ново-Николаевска и Новосибирска стал значиться с появления первых домов в пойме Каменки. Ведь официально никакого переноса 200-летнего села не было! В выпущенной в 1914 году «Хронологии городов Азиатской России" так и значится: 1891 год!


Конечно, шила в мешке не утаить - все обо всем знали. И ещё неизвестно, какой оборот приняла бы эта история, если был не грянула революция. Коммунистическим историкам восстанавливать историческую справедливость было не с руки. Они вообще представили будущий Новосибирск как детище пролетариев-мостостроителей (самое смешное, многие в это верят до сих пор). Надо сказать, что советские мифотворцы шагнули куда дальше своих предшественников. Они породили такой персонаж как «основатель города», которым был утвержден кутила-писатель, сочувствовавший большевикам, но не имевший никакого отношения к рождению Ново-Николаевска. За ним появилась и дата рождения города, которой был провозглашен день прибытия барж с четыремя тысячами самарских землекопов. По этой причине начало советского летоисчисления Новосибирска стало вестись двумя годами позднее имперского. «Потный вал вдохновения» новосибирских историков достиг своего апогея, когда к лику «отцов-основателей» будущего Новосибирска стали причислять всех чиновников, которых Петербург направлял сюда для организации строительства железнодорожного моста.


Почему такое могло случиться? Как могли оказаться не нужными два века напряженной творческой жизни сибирского поселения, которое в документах впервые фигурирует в 1708 году. Причем, уже как сложившийся торговый центр! Почему "связь времен" не распалась, например, у Томска? Как известно, сегодня этот город находится далеко от того места, где в 17 веке выросла историческая крепость. Не смотря на это, никому и в голову не придет мысль считать перенос Томска началом нового поселения. Возможно, ответ на все эти вопросы лежит в широкой доступности Новосибирска, которая всегда отличала его от прочих сибирских поселений. Древние пути-дорожки, которые стягивала переправа, и в этот раз сделали своё дело: правобережный Кривощековский посёлок, едва родившись, сразу стал накрываться переселенческими волнами: «вятская», «пермская», «тобольская», «томская».

На инфограмме виден состав посёлка в 1894 году. Кривощековское ядро уже утонуло в потоке приезжего люда, представители которого составили свое - новое ядро, более продвинутое и динамичное. А главное, оно представляло интересы пришлых людей, то есть большинства. Съехавшиеся сюда вятичи, томичи, тобольцы рассматривали свой поселок как новый, ассоциируя его с собой, и поэтому эстетика быстро растущего поселения не включила практически ничего из его генетического наследия. Тем более, что причин оглядываться назад не было - «Атлас Азиатской России», вышедший в 1914 году, сообщает, что за 14 лет, начиная с 1900 года, численность населения Ново-Николаевска выросла в 13 раз. Ни один из городов Азиатской России не демонстрировал такую динамику развития. Бюджет города вырос настолько, что в том же 1914 году пропускал впереди себя только бюджеты пять городов Сибири из 30 самых крупных.


Возможен ли был взлет Ново-Николаевска, если бы это действительно был город «с нуля»? Скажу лишь одно: свежая кровь только тогда имеет значение, когда она соединяется с древней. В таких случаях говорят: помесь сильнее породы. Значит порода все же имеет значение? Во всяком случае, если взглянуть на Ново-Николаевск как на "железнодорожный" этап истории древнего сибирского села, то сразу же открывается историческая миссия Новосибирска. Не случайно, этот город каждые четыре года вынужден строить новый мост через Обь. Если в былые времена здесь по воде брели верблюжьи караваны, колонны рабов и гурты скота, то с приходом железной дороги через реку понеслись  многотонные составы, а потом и автомобильные потоки. Выходит, город как был, так и остается поселением при переправе?