28. Философия науки

Лариса Болотова
                Что такое философия науки?

                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр. 96) «Совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания, принято считать философией науки. Представления о вхождении философских законов и категорий в контекст научного знания связано с теорией позитивизма о необходимости разделения философии от науки. Современный постпозитивизм рассматривает положение о необъемлемой представленности философских компонентов в основаниях любого научного исследования.

… метафизические идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы, так и онтологические постулаты науки, составляют основу научного познания. Они одновременно являются, во-первых, средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту, и, во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя учёных на новые формы связи между субъектами и объектом, на открытие новых структур и законов бытия.

Определяют три исторических типа философских оснований науки:

1) Классическое естествознание (17 -19 в.), признающие суверенность в постижении абсолютной объективной истины;
2) Формирование неклассического естествознания (конец 19 – пер. пол. 20 в.), обосновавшее принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения;
3) Неоклассическое естествознание современного типа, активизировавшее роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующее структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Она взаимодействует с такими формами познания, как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское. Целью науки является выявление законов, в соответствии с которыми объекты (природа, общество, человеческое сознание) могут преобразовываться в человеческой деятельности, поэтому они все могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Наука отличается от иных способов познания её предметным и объективным способом рассмотрения мира. В искусстве, например, отражение действительности происходит как своеобразное единство субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или явлений природы и социальной жизни предполагают их эмоциональную оценку.

 Отражая мир в его объективности, наука даёт лишь один из вариантов многообразия возможного мира. Таким образом, она не исчерпывает всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества: моралью, религией, философией, искусством и т.д.

Наука способна выходить за рамки каждого исторически определённого типа практики и открывать для человечества новые миры.

В современную эпоху в связи с всемирными кризисами возникает глобальная проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества.

В связи с этим нужно отметить, что, как в естествознании, так и в социальных науках, философия играет основную методологическую функцию.

В качестве методологической основы философия определяет технологию построения. Например, консалтинговой  сферы, а в качестве мировоззренческого фактора – выбор тех или иных категорий и понятий (строительного материала научной теории), теоретические комментарии полученных данных, оценку событий и фактов. Плохой исследователь консалтинговых технологий и программу исследования строит чисто механически, без учёта законов и категорий диалектики.

 Философская культура – это не только знание истории  философии, первоисточников, но и умение философски подойти к объекту и предмету исследования. Умение даётся и набирается только в ходе постоянной работы мышления, рассудка и разума, аналитического инструмента. Законы и категории диалектики, наведя порядок в нашем мышлении, формируют дисциплинированное мышление, тренируют мозг.

В античное время все знания входили в состав философских знаний. В ходе накопления информации и развития философии, из её состава «отпочковывались» физика, математика, логика, в XIX веке – политэкономия, психология и социология.

Философские знания должны быть системными, логическими, популярными и доступными.

Консалтинговые технологии изучаются методами психологии, социологии, права, этики, эстетики и других наук, но методологической базой этой познавательной деятельности выступает философия».

                Ко всему, что изучает наука необходимо подходить с философской точкой зрения. Сопоставлять научные открытия с древними и религиозными учениями. Использовать логическое мышление. Тогда мы сможем представить хотя бы один из вариантов картины окружающего мира.