Экзамен в гаи

Виктор Румянцев
         Эта история произошла со мной в далёком 1981 году. К тому времени я уже лет десять управлял автомобилем, но до сдачи экзаменов как-то всё не доходили руки. Помог счастливый случай – судно надолго застряло на ремонте на Рижском судоремонтном заводе и я, презрев вечерние посиделки с коллегами в плохо отапливаемых во время ремонта каютах, счастливо записался на курсы водителей. В те времена это было нелегко, народ начал потихоньку обзаводиться личными колёсами и попасть на курсы считалось удачей. Мне повезло.

Два с половиной месяца три раза в неделю с нами проводили занятия по теории, и, начиная со второго месяца обучения, по практике вождения. Я получал от вождения неописуемое удовольствие, как и всякий нормальный молодой человек. Водить я, как уже указывал выше,  умел довольно неплохо и инструктору только и оставалось, что каким-то образом состыковать мои практические навыки с действующими правилами дорожного движения, хоть ему не всегда удавалось убедить меня в их правомочности по отношению ко мне.

Перед экзаменами в ГАИ нас три или четыре раза экзаменовали инструкторы из других групп, что было очень правильно – мы каждый раз проходили проверку у незнакомых нам профессионалов. Такие экзамены, скорее всего тесты, проводились по одной и той же системе: инструктор садился, как и положено, справа, один курсант за руль, три – на заднее сидение в ожидании своей очереди. Ошибки каждого разбирались тут же, не выходя из машины. Думаю, что это было очень правильно, но если у кого-то есть по этому поводу противоположное мнение, то я спорить не буду.

Долго ли, коротко, но наступил волнующий день сдачи экзаменов в ГАИ. Надо сказать, что из всей группы в тридцать шесть человек обоих полов, вождение нормально освоили пять или шесть человек, включая меня. Это мне мой инструктор сказал. Забегая вперёд скажу, что на экзаменах по практике завалились четырнадцать человек.

В общем, теорию я сдал нормально, лишь однажды запросив подсказку у очень симпатичной дамы из моей же группы. Ну зачем мне было знать минимальную глубину протектора у грузовика свыше 3,5 тонн? Я и сейчас не знаю, я ведь на категорию Б (В) сдавал! Человек шесть или семь до сдачи вождения допущены не были.

Практику сдавали на машинах, принадлежащих ГАИ, а не на наших, нами уже обкатанных. Я попал в первую группу и самым первым, а за моей спиной вдруг началась какая-то суета, совершенно мне непонятная. Позже я узнал, что народ спорил за право сдавать экзамен вместе со мной, то есть за три места на заднем сидении. Мне потом рассказали, что, оказывается, на тестах в автошколе все, кто был со мной в одном экипаже, ни разу не завалили вождение. Получается, что я вроде как был для них талисманом. Или амулетом. Или ещё кто его знает чем.

ВАЗ-2102, который мы увидели впервые в своей несчастной жизни. Рядом устроился огромный старлей и дал «добро» на начало движения. Я включил левый поворот, внимательно посмотрел в зеркало заднего вида, включил первую скорость, отпустил стояночный тормоз, добавил газа и машина заглохла. Ножной тормоз, стояночный, нейтралка, завёл, посмотрел, убрал, добавил газа – заглохла… В третий раз то же самое – глохнет, сволочь! Старлей вежливо поинтересовался – собираемся ли мы в путь-дорогу или будем отрабатывать пуск-стоп двигателю? Поджилки мои тряслись так, что грешным делом я предположил, что движок глохнет от моей вибрации, трижды усиленной вибрацией перепуганных тел, сидящих сзади.

И тут мне вспомнилась, как однажды брат, дав мне прокатиться на «Волге» своего начальника, предупредил, что сцепление «хватает» почти в самой верхней точке. Поворот, зеркало, первая передача, ручник вниз, педаль газа до пола, сцепление бросаем почти резко – машина подпрыгнула, взвизгнула всеми четырьмя колёсами и ещё и запаской и я вырулил-таки на дорогу! Выруливая, не заметил один нюанс – старлейская фуражка улетела с его несчастной головы на заднее сидение и была почтительно возвращена ему вусмерть перепуганными заднесидельцами.

Надо сказать, что старший лейтенант вёл себя достойно: «Найдите место для поворота направо», «Найдите место для остановки», «Найдите место для разворота»  и т.д. Я почти успокоился и рулил очень даже неплохо. Минут через пять экзаменатор предложил мне остановиться. Я остановился, он что-то отметил в протоколе и предложил мне выйти и пройтись пешочком до ГАИ. Я робко поинтересовался результатом сдачи или не сдачи. Стралей глубоко вздохнул и сказал: «За ваш отъезд от ГАИ я хотел вас сразу выгнать, но потом вижу, что надо дать шанс. Да и вообще – вот!» - и он развернул передо мной своё удостоверение, в котором я наискосок прочёл – старший лейтенант ГАИ Румянцев Алексей, а отчество я не запомнил.

Оставшиеся в машине трое моих однокашников тоже успешно сдали, с чем я их поздравил словами, а они меня бутылкой «Сибирской» 0,75, до сих пор не пойму за что…

В большом зале ресторана «Рига» после всех тёплых слов в адрес преподавателей и сокурсников, после наидобрейших пожеланий всем и каждому, произнесенных множеством лиц, когда обмывали «права», я поднялся и так же искренне пожелал себе не встречаться со многими из них на трассе на встречных курсах. Я знал, что говорю. И они знали. И никто не обиделся. И все смеялись. И я тоже.

Надеюсь, что все, получившие корочки водителя, живы до сих пор, а если кто и ушёл из жизни, то не в результате ДТП.

08.06.2021
Рига