Сколько лет дедушке

Светлана Еремеева
Бабушки Шура, Рая, Клава, Маня и дед Максим – старинные соседи. Всю неделю они копошатся на огородах, ухаживают за птицей и животинкой (у кого курица, у кого коза),  некоторые  даже ездят на рынок торговать зеленью да налившимися огурчиками. А в воскресенье немудрящие старики становятся страстными игроками, азартно сражающимися на деньги.

В лото обычно собираются играть у бабы Клавы. У нее и горница просторная, и стол большой, круглый – места всем хватает. Место, впрочем, у каждого свое – за этим строго следит дед Максим. Фишек в «казино»  бабы Клавы нет и фуршетный стол не предусмотрен, зато большим спросом пользуются  старые пуговицы, 1 и 2-рублевые монеты и жареные семечки. Вместо зеленого сукна – на столе вязаная кружевная скатерть.

Условия игры простые: карточек с цифрами бери, сколько хочешь: одна стоит рубль. Закрываешь пуговками  верхний  ряд цифр – все игроки добавляют  в кассу еще по рублику, средний – берешь половину выигрыша, нижний – срываешь весь банк.
И вот игроки расселись, купленные карточки положили перед собой, приготовили  по кучке  «заставок».  Дед  Максим достает мешочек и перемешивает деревянные бочонки. И пошла игра.
- 18, 23, «дедушка» (90).
- Сколько ему лет?
- 36.
- Молодой еще…
-51, «семен семеныч» (77), «стульчики» (44).
- У меня «квартира», по одной...
- Надо же, а тут даже не троится.
- Кол!
- Сколько раз тебе в спину? – задает обязательный после  выпавшей единички вопрос  баба Маня.
- 71, - не обижаясь, отвечает дед Максим. И «шумит» дальше:
- 40, «калачики» (88), 26.
- Хватит!
- Проверим, - деловито замечает дед Максим и начинает искать на  выпавших бочонках  такие же цифры, которые закрыты  на карточке у выигравшей  бабы Шуры. Не улучив ее в обмане, он отдает победительнице  выигрыш – 15 рублей. И начинается второй кон.

Впрочем, в преднамеренном мошенничестве  здесь еще никто не замечен. Вот если только перепутают старушки  цифры сослепу, но тут уж дед Максим начеку.
Иногда случаются  здесь большие выигрыши, например, баба Рая выиграла как-то аж 80 рублей, а дед Максим проигрался однажды  в пух, пришлось ему продолжать  игру в кредит, под пенсию. В общем, страсти кипят. Какая напряженная бывает тишина, когда квартиры есть уже у всех, а заветная цифра никак не выскакивает. Старики только сопят да носами пошмыгивают от волнения. А уж если деду Максиму позарез нужно, например,  32, а называют 31, то тут он и крепкое словцо ввернет иногда, но ведь и в самом деле обидно.

Гремят деревянные бочонки, звенит мелочь, курсируя из кармана в карман, растет кучка шелухи  из-под семечек – игра в разгаре. Хорошо старикам вместе, отступило  на время одиночество. Ведь дома никто не ждет: каждый уже потерял свою вторую половинку, а дети живут отдельно – у кого получше, у кого похуже…
Закончится игра, подсчитают  они  свои выигрыши и проигрыши, которые чаще всего равны,  помогут хозяйке  расставить стулья по местам и пойдут каждый в свою хату: к своим кроватям, к родным фотографиям в деревянных рамах на стене, к своим мыслям….

Как-то зашедшая соседка молодуха Людмила, захватив стариком за их  «прибыльным»  занятием,  заметила: «Ну вы и воротилы!»

А у слова-то смысл двоякий – кто-то ворочает деньгами, а кто-то вилами  да лопатой.  Так что, спокойной ночи, воротилы!..