Как помирились Иван Ильич с Иваном Петровичем

Сергей Хоршев-Ольховский
  СЕРГЕЙ ХОРШЕВ-ОЛЬХОВСКИЙ

               
                КАК ПОМИРИЛИСЬ ИВАН ИЛЬИЧ С ИВАНОМ ПЕТРОВИЧЕМ
                (Из цикла "Хуторские байки")

      Крестьяне-пенсионеры Иван Ильич и Иван Петрович во многом сродни гоголевским героям Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу. Живут они, как и классические помещики, по соседству. Являются близкими друзьями. Оба чрезвычайно хозяйственные люди.
     Иван Ильич до невозможности обожает всяческие блюда из картофеля, поэтому его нередко можно застать в огороде – в заботах о любимом растении. Особенно много времени Иван Ильич уделяет борьбе с колорадским жуком, возведя её в ранг искусства. Ради этой цели он скупил массу книг и брошюр, вырезал из газет и журналов несчётное количество статей и статеек, объездил на стареньком «запорожце», иронически называемом в народе «мыльницей», всю округу, записывая в толстую амбарную книгу советы других, таких же как и он одержимых людей. Кроме того, он неутомимо изобретает собственные рецепты против удивительно живучего врага – правда, они малоэффективны, тем не менее являются его особой гордостью. 
     Иван Петрович, в отличие от Ивана Ильича, страстно любит молоко. Он в летнее время постоянно пропадает на лугу – настойчиво заготавливает впрок разнотравное душистое сенцо для трёх дойных козочек.
     И всё у соседей было бы хорошо, если бы вёрткий и острый на язык даже в старости Иван Ильич не докучал степенному Ивану Петровичу своими колючими шутками-прибаутками, из-за которых у них частенько возникают ссоры. Однако округлый, добродушный Иван Петрович всегда прощал занудство сухопарого Ивана Ильича, пока тот не осмелился оскорбить его любимую козу Любочку, обозвав её простоквашным аппаратом. Подобное хамство чуть ли не наповал сразило добропорядочного Ивана Петровича. С того злополучного дня он стал стороной обходить огород своего закадычного друга.
     Длилось это противостояние почти всё лето и, наверное, продолжалось бы до самой зимы, если бы не забывчивость Ивана Петровича, так свойственная добрякам.
     А дело было так: повёл Иван Петрович козочек на собственный луг, как всегда, рано поутру, распределил их по местам, вбил в землю обухом топора металлические прутья, чтобы привязать к ним прочными верёвками скотинок – а самих верёвок под рукой не оказалось. Обшарил Иван Петрович весь луг, но верёвки будто сквозь землю провалились.
     – И куда я их запропастил? – в растерянности напрягал он память. – Дома, что ли, оставил?..
     Но верёвок не оказалось и дома.
     – Значит, где-то на лугу бросил, – решил он после долгих безрезультатных поисков и угрюмо поплёлся обратно.
     Три раза бегал Иван Петрович туда-сюда, но верёвок так и не нашёл. Он совсем выбился из сил и от безысходности решился на крайний шаг – пошёл за советом к Ивану Ильичу.
     – Эй, дружище, – несмело окликнул он соседа.
     – А-а!.. Это ты?.. – удивился Иван Ильич, увидев в своей вотчине мятежного товарища. – Ну, рассказывай, что новенького?
     – Тут, понимаешь, такое хитрое дело... В общем, беда... – невнятно начал Иван Петрович.
     – Да ты не мямли, выкладывай всё начистоту!
     Иван Петрович приободрился и без утайки поведал товарищу, с несвойственным ему темпераментом, о своих странных злоключениях.
     – Тут что-то не так, – почесал затылок Иван Ильич и призадумался.
     – А я что говорю! – поспешил ввернуть Иван Петрович. – Колдовством попахивает!
     – Ты что, в нечистую силу веришь? – удивился Иван Ильич, с неохотой оторвавшийся от своих философских дум.
     – А как иначе? Я вот нынче на рыбалке был. На заре, в самый что ни на есть клёв. А поплавок хоть бы раз шевельнулся. В чём дело?.. Никак не пойму! Это уж потом, как подюжей рассвело, доглядел я, что сапоги не на ту ногу надел: правый на левую, а левый – на правую. Они у меня на зиму купленные – на два размера больше обычного. Стоило надеть правильно, как тут же начался жуткий клёв.
     – Да-а!.. – усмехнулся Иван Ильич. – Интересная история. Только нечистая сила тут ни при чём, скажу я тебе авторитетно. Не в этом дело.
     – А в чём?
     – Да в пустой твоей голове! Глянь на своё жирное пузо!
     – Ах ты боже мой! – в изумлении всплеснул руками Иван Петрович. – Это же я специально намотал верёвки на живот, чтобы не потерять.
     – То-то дурья башка!.. – укоризненно покачал головой Иван Ильич, сверкая на солнце лысиной.
     – Соседушка, это правда, что ты нашёл управу на проклятого колорадского жука? – заискивающе пролепетал Иван Петрович, желая задобрить достопочтенного агрария.
     – Ещё бы!..
     – И что же ты придумал?
     – Так, ерунду одну.
     – А всё ж таки?
     – В общем-то, пустяковое дело. Нужно только набраться терпения и смазать подсолнечным маслом все картофельные стебли от корня до макушки. И тогда этот полосатик ни за что на свете не сможет взобраться и сожрать зелёненькие, бархатистые листики. Будет скользить, да шлёпаться то и дело на землю.
     – Это же сколько масла надо? Целая прорва!
     – Смотря какой огород. Как на твой, так и полведра хватит.
     – Всё одно дороговато обойдётся.
     – У меня с прошлого года целый бидон прогоркшего остался. На еду оно уже не годится, а на жука в самый раз. Беги к моей бабке – она не поскупится, нальёт цебарку.*
     – Спасибо, дружище! Я щас, вмиг смотаюсь! – вперебежку затрусил Иван Петрович во двор к Ивану Ильичу.
     – Эй, погоди! Я не всё рассказал.
     – Ну, что там ещё?
     – Для этого дела, понимаешь ли, нужны также волоски с конского хвоста.
     – Это ещё для чего? – оторопел Иван Петрович.
     – Брюхо жуку щекотать да под крылышками. И как только он, окаянный, захохочет, тут ему надо быстренько плеснуть в рот ложку хлорофосу.
     – Тьфу ты! Баламут! Такого горбыля только могила исправит! – сплюнул с досады Иван Петрович и энергично зашагал на луг – искать отраду у козочек. Он был жутко зол на Ивана Ильича, возмущался всю дорогу и прикидывал в уме, что сказать ему по этому поводу вечером.
     Вот так рассеянность Ивана Петровича вернула друзей к прежней жизни.
-------------------------------------
* Цебарка – железное ведро, расширяющееся кверху.


БИБЛИОГРАФИЯ


КАК ПОМИРИЛИСЬ ИВАН ИЛЬИЧ С ИВАНОМ ПЕТРОВИЧЕМ

1.  Газета  «Слава Труду» № 98, 5 сентября 1998 г., Кашары, Ростовская обл.
2.  Газета «Наш край» № 158-159, 21 августа 2010 г., Миллерово.
3.  С. Хоршев-Ольховский. «Клетчатый Пиджак». Рассказы. 2010, Лондон. 
      ISBN 978-9984-30-177-8   
4.  С. Хоршев-Ольховский. «Избранное». Повести и рассказы. 2019, Москва. 
      ISBN 978-5-00153-068-8
5. Журнал «Литкультпривет!» № 5, 2024 г., Красноярский край.
   Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/D-LA4iljP4osRA