ВоТ Влад Савенко

Григорий Белов
Вы можете послушать эту статью в подкасте "ВОТ" - "Всё о творчестве с Григорием Беловым" - подписывайтесь на подкаст «ВоТ» на любых удобных аудио платформах - https://podcast.ru/1560156593
или прямо на платформе в ВК - https://vk.com/podcast-179953678_456239027

Посмотреть с фотографиями и видео роликами можно в статье на платформе ВК - https://vk.com/@russia_belov-vot-vlad-savenko

"ВоТ" Влад Савенко

Григорий: В далёком 1969 году, в городе на Неве, в обычной Ленинградской семье, родился смышлёный малыш. Родители назвали его Владом. Его отец - Валерий Павлович Савенко родился в 1944-м году и воспитывался в атмосфере послевоенного детства, учился в школе, занимался легкой атлетикой, много читал, а в свои 16 увлёкся дворовой и бардовской песней. Он свободно играл на семиструнной гитаре, чем позднее и покорил маму Влада – Иванову Людмилу Сергеевну.

Мама закончила техникум химической промышленности и всю жизнь проработала контролером ОТК на военном производстве в НИИ, который находился на объединении «Красный Треугольник». Она любила заниматься садоводством, а по вечерам запоем читала разные книги.

Дед Влада - Павел Диамидович Савенко, очень любил своего внука и с детства часами читал ему разные книги. Книги были не только детские. Дедушка частенько читал стихи Пушкина, Маяковского, Есенина, а Влад с удовольствием слушал убаюкивающий дедушкин баритон, стараясь как можно дольше не уснуть.

Влад всей душой любил свою семью и впитывал всё то, чему его учили. Это сильно повлияло на его последующую жизнь. Он приобщился к литературе и музыке, а с годами, как и его отец, стал бардом.

Сегодня в нашей студии питерский поэт, автор-исполнитель Владислав Валерьевич Савенко.

Влад, здравствуйте.

Здравствуйте, Григорий! Сразу хотел бы вспомнить нашу первую встречу с Вами. Мы познакомились летом 2018 года в довольно-таки знаковом месте – на писательских дачах в Комарово. Тогда я гостил у Алексея Ахматова. Вы делали репортаж с представителями Союзов писателей, по поводу непростой ситуации, связанной со статусом этих столь значимых для нас территорий.

Помню я был немного ошарашен, когда Вы с Вашим сыном Александром, предложили мне записать несколько моих песен на камеру.

И уж никак не ожидал, что они появятся на Вашем канале «2 Алекса» и будут радовать моих друзей и любителей бардовской песни. Я хочу исполнить одну из тех песен — песня «Качели из детства»

1. Качели из детства

С доской веревка меж высоких сосен,
Качели меня носят в небесах,
И смех друзей в купели наших весен.
И ветер поселился в волосах.
Стволы там дирижируют со скрипом,
Грозя в пространство выстрелить мечтой,
А подо мной неугасимым криком,
Бушует спор за первенство, простой.
Кому потом черед уйти из лета,
Из осени, или из сиплых зим,
Никто не пожелал бы знать ответа,
Чем Рок нас баловал, и, не шутя, грозил.
А вот теперь, стою у тех же сосен,
Меж призраков из детства своего,
Быть может, где моя застынет осень,
Слезой смолы зеленых берегов.

Григорий: Спасибо Влад, я хорошо помню тот солнечный летний день. Действительно, мы с моим сыном приехали в Комарово снять интервью с людьми, которые уже внесли большой вклад в русскую литературу, там мы и познакомились с Вами.

Влад, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье поподробнее. Что связывает Вашу семью с Петербургом, и что для Вас значит этот город.

Влад: Вы уже рассказали нашим зрителям, что я родился в Ленинграде в 1969 году. Давайте я расскажу поподробнее не только о родителях, но и о бабушках и дедушке. Мой дед по линии отца - Павел Диамидович Савенко, приехал со своей супругой Лидией Алексеевной и дочкой Людмилой из Донецкой области в 1937 году.

Вместе они пережили блокаду Ленинграда. Они работали в городе, обеспечивая бесперебойное снабжение красной армии, которая боролась с фашистскими захватчиками, и удерживала линию фронта.

Дедушка работал железнодорожником. Он был классным слесарем и работал бригадиром на Финляндском вокзале. После окончания войны он продолжил своё дело.

Бабушка - Шашкова Лидия Алексеевна по образованию была медсестрой и работала в госпитале. Она ухаживала за ранеными и практически жила в госпитале. Рук не хватало, и она дежурила в несколько смен.

Бабушка по матери, Митронова Анастасия Андреевна, попала в оккупацию и её отправили в концлагерь. К счастью, она смогла дожить до того момента, когда Красная армия освободила её из плена.

После войны она работала на мебельной фабрике. За доблестный труд её наградили званием Герой Социалистического Труда, и она стала обладательницей многих правительственных наград. Ее родные сестры после войны тоже переехали в Ленинград. Теперь по ее линии у меня большое количество родственников, которые живут в Питере, чему я безмерно рад.

В 1967 году мой папа, Савенко Валерий Павлович, знакомится с моей мамой Ивановой Людмилой Сергеевной, мама которой - моя бабушка, перебралась в Ленинград после войны из Смоленской области, выйдя замуж за коренного ленинградца, родители которого проработали долгие годы на Кировском заводе.

Григорий: А где они жили тогда?

Влад: Они были соседи, и проживали в соседних подъездах, недалеко от метро Нарвская, на проспекте Газа, который впоследствии переименовали в Старо-Петергофский проспект.

2. Улица

Пусть никогда о ней не говорил,
Она такою разною была.
Я к ней сбегал, не трогая перил,
По лестнице, в полу-размах крыла.
И голуби неслись в квадрат двора,
Взмывая под приюты чердаков.
И мне желали пуха и пера,
Все те, что так, наверно, далеко.
Но я любил в ней каждый поворот,
Икону почти каждого окна,
И запах хлеба с булочной, где торт
С витрины так напрашивался к нам.
Где светофор под визг машинных шин,
Свою морзянку, словно рапорт, шлет,
Портовым ветром каждый куст прошит,
А время замедляет свой полет.
И я стою над пропастью тех лет,
Что не уложит в песню соловей,
И вижу, что названия ей нет,
Нет улицы, из прошлого, моей.

В 1968 мои родители поженились, а в 1969 появился я. Не успели меня принести из род дома, как пришла повестка, и моего папу забрали в армию. Когда он вернулся, мне было уже два года.

Григорий: А чем занимался Ваш папа после армии?

Влад: Мой папа закончил ЛИСИ и всю жизнь посвятил строительству. Начинал он работать прорабом, а закончил директором по строительству различных объектов. Он руководил строительством Российской Национальной библиотеки. Был директором по реконструкции и ремонту Гостиного Двора. Осуществлял технадзор многих зданий, построенных в постперестроечное время.

Григорий: Да, приятно, когда можно много рассказать о своих предках, но мы собрались для того, чтобы поговорить именно о тебе.

Влад: Григорий, действительно, давайте расскажу про себя. Мои детство и юность прошли у Нарвских Ворот, в квартире дедушки и бабушки. Мы жили дружной семьёй. В трехкомнатной квартире проживали: я с родителями, конечно, дедушка с бабушкой, тетя со своим супругом Леонидом Феофановичем, которые многие годы проработали в Ленэнерго и Джим, мой верный пес и по совместительству друг ;.

Мой дядя любил слушать итальянские оперы, и в доме было море пластинок. Он обожал шахматы и привил мне любовь к ним. Дедушка часто читал мне разные книги, которые я до сих пор бережно храню и перечитываю на нашей даче.

3. Букинист

Червячок - взгляд во тьме букиниста,
Перекрестками полок скользил,
Покупал я с улыбкой артиста,
Стопки книг у менял и верзил.
И с азартом охотника, ловко,
Подсекая достойный трофей,
Дома строки глотал, как перловку,
Под окошком, клевал воробей.
В старых книгах есть шарм и загадка,
И энергия тех, кто читал.
Меж страниц в них гуляла закладка,
С них копился души капитал.
Пусть смартфоны роятся по свету,
С интернетом в них книжный ресурс,
Но шуршанье страниц скрыто где-то,
В книжных полках, где юности курс.

Стремление к поэтическому творчеству обнаружилось у меня довольно рано. Первое стихотворение было написано в семилетнем возрасте и посвящалось моей первой любви, пятилетней Настеньке, которая жила по соседству на даче. В одиннадцатилетнем возрасте я начал писать патриотические стихи. Много текстов было про войну. В те годы я увлекся творчеством Володи Высоцкого. Его песни я с удовольствием горлопанил во дворе под гитару.

Тот детский опыт, конечно, сильно отразился на моём стиле исполнения. Когда я пишу песни, часто слышу в голове голос и интонации Володи, которые оказывают влияние на моё творчество по сей день.

4. Корабли

Я смотрел корабли, что бросают в порту якоря,
Всхлипы волн, переплеск облаков, чаек речь.
Где-то пятна мазута качают свой яд,
Где-то ветер молчит, и о том, что уже не сберечь.
А в каюте не тесной, матросы зарубят козла,
Словно жертвенник Зевсу, потертый скрепит табурет,
Стук костей, матюги, и к кому-то Фортуна не зла,
А кому-то – подрезала уши, обрезкам - буреть.
Но из камбуза запах – свирепо урчат потроха,
Кок сварливо ругнется, что в рупор, в седые усы…
Корабли – вы, венчали планету, как движимый храм,
И удачной судьбе, вы - приманка, по типу блесны.
Отражаясь в воде, - отрешенные призраки дней,
Как тяжёлого отблески солнца, меж складками волн.
А скитания в вас, не приметнее чем, тем видней…
Но лететь, это точно как - петь. Значит мой вам поклон.
Видел я корабли, - как в замедленном фильме, парят
Крылья волн, переплеск облаков, чаек речь.
Где-то пятна мазута качали свой яд,
Где-то ветер смолчал, лишь о том, что уже не сберечь.

Григорий: Влад, а ты дружил в детстве со спортом?

Влад: Да, были такие попытки. Уже в семь лет я тренировался в секции конькобежного спорта при Кировском заводе. Потом была 86 спортивная школа на Петроградке. В восьмом классе я стал кандидатом в мастера спорта. Открывались большие перспективы, но болезнь Шлятера, это заболевание колен (по научному - нарушение строения кости из-за проблем с ее питанием) в области головки большеберцовой кости голени), выбила землю из-под ног, точнее лед из-под коньков. Карьера конькобежца оборвалась. В девятом классе я решил заняться борьбой. Записался в секцию самбо, но уже понимал, что Олимпийские огни уже будут гореть не для меня.

Григорий: Да, жалко. Но, с другой стороны, у тебя есть другой «КОНЕК». Ты дружишь с гитарой и классно работаешь со словом. Расскажи, а когда ты понял, что у тебя это всерьёз и надолго?

Влад: Это произошло в тот период, когда я начал посещать ЛИТО нашего гениального поэта Виктора Сосноры. У меня появились профессиональные слушатели и судьи моих текстов. В ЛИТО я познакомился со многими поэтами и проникся их творчеством. В то время я узнал многих классиков, с которыми я до этого не встречался на страницах книг.

Григорий: Влад, а Вы можете назвать тех авторов, которые тогда покорили Вас?

Влад: Я зачитывался стихами и прозой Андрея Белого, Федора Сологуба, Александра Блока. По-прежнему интересовался творчеством Маяковского, Есенина. Вслушивался в стихи Мндельштама, Цветаевой, Бродского, руководителя нашего ЛИТО – Сосноры Виктора Александровича.

Григорий: А Ваше увлечение бардовской песней имело тогда продолжение?

Влад: Да. Я частенько ездил с друзьями в клуб самодеятельной песни «Меридиан», который тогда располагался в ДК Ленсовета. Там собирались интереснейшие поэты, музыканты, певцы, - в основном барды. Мы рассаживались в небольшие группы, и пускали гитару по кругу. Теперь этот клуб любителей авторской песни проводит вечера на набережной Макарова 10, по вторникам. Там я не редкий гость, и имею удовольствие видеть и слушать людей с которыми был знаком еще 30 лет назад. Вот одна из моих песен тех лет.

5. Мамаша

А вы бы вымели избу, мамаша!
А вы б посуду перемыли добела!
А меня ждет на переулочке Наташа,
В короткой юбочке. И разные дела.
Да не зудите вы про прошлые попойки,
И не вертитесь, как чертовка на метле!
Маман вы помните: учился я на тройки,
И жизнь разумная - не интересна мне.
Вот приведу Наташку в дом, на кухню,
Вот сцепитесь, как ведьмы при луне,
Ах, от души, повеселите слух мне,
Но - нет, не бойтеся, ведь это не по мне.
Ах плешь мою проели вы, мамаша!
Папаша мой, был истинным святым.
Вам надо тряпочкой тереть жилище наше,
А мне гулять полжизни холостым.

В то же время мне довелось познаомиться с удивительным композитором Аркадием Давидовичем Гугулашвили, в джазовом колледже которого, по вечерам, мы изучали сольфеджио, контрапункт строгого стиля, гармонию как джазовую, так и классическую. Джазовую гармонию нам преподавал Фейертаг, гитару - Дыкман.

Аркадий давал мне частные уроки, и во многом оказал на меня сильное влияние в плане песенного творчества.

Григорий: То есть можно сказать, что музыкой ты занимался профессионально?

Влад: Нет, конечно! Приступил к обучению довольно поздно, да и сам колледж так и не закончил.

Если взять мои тексты, то я их песнями не называю. По сути, это стихи, исполняемые с гитарным аккомпанементом. Вот, послушайте.

6. Песня «Товарищ Сухов»

В песке по колено, мы в школу идем,
Нам в ней и флажки, и тетради раздали.
Висят на ушах золотые медали,
И кактусы, в небе, растут под дождем.
По пояс в песке, мы ползем в институт,
А кто на завод, кто на стройку, кто в службу...
Мы делаем браки, коверкая дружбу,
И конским с нас потом разит за версту.
По грудь утопая в песке молчаливом,
Мы жизни итоги подводим, спеша,
А к пенсии, как загорелая слива,
Одна голова лишь торчит, чуть дыша.

Так где же вы ходите, в самом финале,
Товарищ наш Сухов, спаситель и друг?!
В песках пропадая, горды, не в опале,
Мы ждем разорвать воплощения круг.

Григорий: А что у тебя с профессией? Как ты реализовал себя в жестких, социальных джунглях?

Влад: По профессии я - психолог, и большую часть своей сознательной жизни отработал именно в этом амплуа. Пришел, правда, к этому не сразу. Сначала поступил в ЛИСИ, на факультет «мосты и дороги», где была военная кафедра, но со второго курса ушел. Меня сразу призвали в армию. Воинская часть, в которую я попал, была под Ленинградом, в посёлке Лемболово. Это были внутренние войска. После армии поступил в Университет на психологический факультет, кафедра медицинской психологии. Со второго курса так же успешно ушел.

В лихие 90-е закончил филиал Канадского университета НЛП (Нейро лингвистическое программирование). Работал в центре «Антикас», специализируясь на предотвращении зависимостей от алкоголя, курения и наркотиков. Разработал несколько авторских методик в этом направлении, которые являются компиляцией нашей нейрофизиологической школы –таких представителей как академики Бехтерев, Сеченов, Павлов, Ухтомский и западных психологических школ таких как НЛП, Гештальт, Психосинтез. У меня есть интересная песня про методику, как я бросаю курить.

7. Песня «Как я бросаю курить»

Нарисуют же на пачках сигарет,
Всяких ужасов, башка трещит по швам...
И решил я никотину слово - нет,
Объявить, признав его за шваль.
Не курю, не курю, вот уж сутки я,
Вспоминаю картиночки жуткие,
Жрать хочу, словно стадо слонов,
А нервяк, - точно для дурдомов.
А рука-то ведь все ищет пачку зять,
Зажигалочкой у носа повертеть.
Эх, здоровье, ты, как тещу любит зять,
Породнилось бы со мной, хотя б на треть!
И друзья уже не хочут говорить.
- Так пойдет, так он ведь бросит пить,
И на лыжах, как укатит в Магадан,
Мол понимай, что жив-здоров не по годам.
Не курю, не курю трое суток я,
Вспоминаю картиночки жуткие.
Поспокойней стал, легче дышать,
И прогуливаюсь не спеша.
Так вот в парке вдруг, один стрелок,
Говорит6 - Не будет покурить?
- Нет, не будет, к сожалению. браток!
А сам-то думаю: - Да хватит уж дурить!
Закурил, закурил пылесосом я,
И строчу, как пулемет, папиросами...
Все равно - финал один расклада фурьего,
Ну так вот мне предпочтительней - с куревом!
Григорий: А как у тебя шли дела на личном фронте?

Влад: О, это интересный вопрос. В 1991 году, в квартире одного из моих друзей Олега Ивановича Исакова - преподавателя фортепиано, в училище Римского-Корсакова, познакомился с ученицей его однокурсника, пианисткой Люсей, из Ростова на Дону. Влюбились, стали жить вместе, а уже в 1992 году поженились, и, не поверишь, живем до сих пор дружной семьёй.

В 1995 году, взяв с собой персидского кота Меркьюри, цветной телевизор «GoldStar», около тысячи долларов наличности, мы с женой отправились в Болгарию, в Софию.

Вариантов с работой и проживанием у нас не было, и мы дружно окунулись в омут неизвестной болгарской жизни.

Диссидентских настроений не было, скорее дух юношеского авантюризма. Открыли фирму. Организовали лечебный центр, который располагался в самом центре Софии, у площади Русский памятник. У нас работало много болгарских и русских специалистов (иглотерапевты, гомеопаты, психологи).

В течение 4 лет, раз в неделю, я вел передачу «Карма и судьба» на частном болгарском телеканале «2001». В студии ко мне приходили специалисты в области парапсихологии, гомеопатии, иглотерапии, не традиционной медицины и мы с ними рассматривали разные школы и практики лечения различных недугов. Это были тематические передачи, которые я сам подготавливал и проводил. Конечно, моими гостями были и сотрудники моего центра. Григорий, вспомнил одну песню из того периода моей жизни…

8. Песня «Апрель в Болгарии»

Зализала метель все следы на дороге...
Одинаков везде, снег спадает с небес.
Люди так же живут здесь, в высотных берлогах,
За дверьми номерными отбывая арест
А в Болгарии снег, как в театре мина,
Так в Апреле бывает один раз в сто лет.
Я влюбился в Софию с прохладностью финна,
И возможно поэтому - солнца временно не.
Петербург
Не суди меня всуе!
Твой оркестр дворцов все звучит
В моем сердце, и память волнует
В иностранной, холодной ночи.
Дни, как снег на ветру, упадая, растают,
Превратив мою жизнь в ожиданье тепла.
Так спешит календарь, подбирается к маю,
Но метель мне дорогу домой замела.

Григорий: Влад, а часто ли в Болгарии была аудитория для русскоязычных песен?

Влад: Григорий, надо сказать, что почти все болгары, начиная от моего возраста и старше, прекрасно понимают русскую речь. Однажды в ресторане одного из наших эмигрантов, фокусника Астора, мне дали в руки гитару и попросили что-либо исполнить. Зал был забит до отказа. Было около ста человек, но я не дрогнул, хотя, мне кажется, что авторская песня имеет более камерное направление, но я вышел и исполнил четыре свои песни. В этот же вечер я был приглашен на национальное болгарское радио господином Атанасовым, - большим почитателем русской бардовской песни.

9. Песня «Командир»

На улице всех влюбленных,
Серебряные фонари,
Пятнистыми лапами клён их
Царапает до зари.
И парами, кружатся парами,
Толкая осенний вальсок.
Между домами и арками,
И говор любви их высок!
А где-то на улице, с пуговицей
Серебряной на груди,
Томится, грустит и сутулится,
Их, любящих, командир.
Ему надоело командовать,
Он им не судья, и не Рок,
Кричать понапрасну, да гланды рвать,
Их письма читать между строк.
Влюбленным, – какие там правила,
Им хаос милей, чем закон,
Им время ловушки расставило,
И что для них сделает он?

Были еще выступления в различных русских ресторанах Софии.

10. Как я?

Ни комната согревшая меня,
Ни вышивка созвездий за окном,
Ни прошлое, бубенчиком звеня,
Шагающее в душу напролом,
Не отольют мне пулю и кинжал,
А жаль!
Из комнаты я выхожу во двор,
Не давит небо, прошлое не мстит.
Бессонница ответь: до этих пор,
За жизнь свою кому сказать: прости?
Но тяжело бессонница молчит
В ночи.
Так улетай душа за фонари,
За звезды и снежинки, за глаза
Прохожих, что мне сумрак подарил,
Неведомых, чужих, да как сказать?
Потерянных в черте ночей огня,
Как я.

Ну и это, пожалуй, всё.

Григорий: А как складывалась Ваша дальнейшая судьба?

Влад: в 1999 году мы предприняли попытку переехать в Италию на ПМЖ. Сняли квартиру в пригородах Рима и маленький офис в Ватикане в полуподвальной комнате.

11. Стихотворение «Собор Святого Петра»

Я воду пригубил из чаши,
Что в Ватикане - храм Петра.
Пускай религия – не наша,
А проникает до нутра!
И поступь каменных курантов,
Что эхом Франции споет…
Каких еще здесь встретим стран то
Расцвет, падение, полет?
Где чечевичная колонна
Калигулой привезена,
Где воля к падшим – непреклонна,
И обескровлена вина.
Откройте мне святые Двери!
Сорвите масок лоск с души!
Молитва голубем, по вере,
Спешит под свод своих вершин.
Но этот дар, он – безнадежно скрыт.

Я проводил там сеансы психоанализа, что помогало довольно быстро овладевать навыками разговорного языка. Первое время приходилось работать с переводчицей. Когда итальянцы узнавали, что я родом из Петербурга, они зачарованно закатывали глаза, и говорили: «Прекрасный город!» Все архитекторы – итальянцы! Когда я вернулся в Россию, я сделал городской цикл песен, связанных с конкретными местами в Санкт-Петербурге. Вот, к примеру, песня, написанная в Кирпичном переулке, где однажды мне довелось повстречать уличного скрипача, играющего в перчатке на правой руке классические произведения. Так появилась песня «Скрипач».

12. Песня «Скрипач»

На переулочке Кирпичном
Играл скрипач, вполне обычный,
В перчатке, в скромном пальтеце,
И с птицей скорби на лице.
Врывалась скрипка в зуд машинный,
Как смелый выкрик петушиный,
И аромат картошки-фри,
С кафе, по улице парил.
Ни укоризной лжи, ни тризной,
Ни время сном и дешевизной,
Он не вымучивал печаль,
А просто – музыкой звучал.
Раскрыт чехол, как пасть лягушки,
И звон монет прилипнет к ней,
И можно грусть его дослушать,
До, в душу спрятанных, корней.
На переулочке Кирпичном,
Звучал скрипач, вполне прилично,
И брови - птичьих два крыла,
Парили, - музыка плыла.

А вот песня, написанная на Певческом мосту, где я был случайным свидетелем того, как группа школьников кидала с моста в мойку бумажные кораблики, сделанные своими руками. У меня возникли строки, и я написал песню «Бумажные корабли».

13. Песня «Бумажные корабли»

Наблюдаю небо, и росту,
Взглядом на Капелле отдыхаю,
Дети там, на Певческом мосту,
В Мойку корабли свои бросают.
Пусть и уязвимы для ветров,
И бумага их недолговечна,
Но нырнули под моста покров,
И поплыли, смелые, по речке.
И кораблики, и их творцы,
По судьбе, найдут свою дорогу.
А в воде колеблются дворцы
Безмятежны, призрачны, и строги.

Григорий: А как складывалась дальнейшая судьба в Италии?

Влад: К 2003 году, осознав нецелесообразность подобной эмиграции и, порядком поиздержавшись, мы вернулись на ПМЖ в Болгарию, где вновь открыли лечебный центр. За четыре года ничего интересного у нас в жизни не произошло. Я занимался лечебной и психоаналитической практикой, а жена преподавала уроки по фортепиано и выступала в небольшом ресторанчике.

В итоге мы приняли решение и в 2007 вернулись в Санкт-Петербург. Именно в этом году у нас и родился наш любимый сынок – Леонард. Это было самое яркое и доброе, что произошло за последние годы.

Так случилось, что в 2007 году мы не смогли найти достойную работу и нам пришлось опять покинуть Родину и мы возвратились в Софию.

14. Песня «Дар»

Исполосованное небо облаками,
И город расцветает в фонарях.
Вот абы знать: что там случится с нами?
И загодя принять все, не коря
Ни Родину, ни предков, и ни Бога…
Пусть вечереет жизни полотно,
Пусть доживает в памяти убогой
Все то, что нас тревожило давно.
И возвращаясь с улицы-картины,
В родные стены, в сумеречный быт,
Вдруг осознать: насколько мы невинны,

Но этот дар, он – безнадежно скрыт.

В 2013 году мы скопили немного денег и повторили попытку вернуться в Россию.

Я помню, как Лео в возрасте 5-ти лет сказал нам: «Я хочу жить в стране, где все говорят на русском». Это было в Болгарии. Буквально через год Лео опять ошеломил нас очередным высказыванием: «Болгария — это такая страна, где у нас всегда были деньги!» Но это уже было в России.

Григорий: получается, что уже 8 лет Вы живете в Питере. И какие у Вас впечатления?

Влад: в общем и целом, - позитивные. Жизнь определенно стала лучше, если сравнивать с 90-ми. Работаю по-прежнему психологом, в основном через интернет, и преимущественно с болгарскими клиентами, которых вёл ещё в Болгарии. Возобновил свои пристрастия к литературе и самодеятельной песне. Многие свои работы выкладываю на Стихи.ру. Там много как новых, так и старых текстов. Сейчас я постоянно посещаю различные ЛИТО в Союзе писателей России: - Владимира Морозова, Вячеслава Лейкина, Алексея Ахматова, КСП Восток, Меридиан. С удовольствием прихожу на мероприятия, которые проводят Михаил Иванович Вэй и Григорий Игоревич Белов. Я всегда стараюсь брать с собой гитару и с удовольствием исполняю свои песни.

15. Песня «Канитель». Второе название - «В метель»

Я всегда понимал, точно знал, что меня обманули
Мишурой обязательств, и денежных знаков жнивьем,
И что этот обман стерегут серебристые пули,
Что веками мы в нем человеки, калеки живем.
И расклад этих правил заквашен по верным рецептам,
И естественна смерть, как судьбы бесполезный итог,
И не стоит менять под себя, ни слова, ни акценты,
И джек-пот неуместен, и чести не свойственен торг.
Я всегда понимал, точно знал, что бывает расплата,
И коней на дыбы не взмывал я на полном скаку,
Волчьей шерсти калтун был зашит у меня под заплатой,
И каких только басен, не знал я на этом веку.
Как свобода рабу, как медведю зимою берлога,
Мне мила эта жизнь, и желанна ее канитель,
Все равно мы ее лишь в займы получаем от Бога,
И когда-то уйдем, ледяными ступнями в метель.

В 2014 году я проводил отца в последний путь. И хочу исполнить романс, который посвятил ему.

16. Романс «Не загасить свечу»

Не торопитесь задувать свечу
Когда осенний сумрак подступает,
Едва скользнув по левому плечу,
И камнем в сердце боль уже не тает,
Не торопитесь загасить свечу!

Пусть сочтены, как в алгебре из сна,
Песчинки дней, текут в стеклянной колбе,
Есть в Смерти - Жизнь, и в Осени - Весна,
И каждый миг прощением наполнен...
В прощание не превращайте ребус сна.

И если гость из Вечности придет,
Словам про срок земной или про участь
Ответе тишиной, пусть подождет,
Тех кто любил Вас, вспомните, не мучась,
А остальное пусть уж как идет.

Не торопитесь выключить свечу,
И все, что отболело, спето, с жито,
Пусть отойдет к иному палачу.
Проснется сердце золотом залито,
И Вас рассвет потреплет по плечу.
Найдите сил не загасить свечу!

2020 год оказался для многих переломным. Пандемия захлестнула весь МИР. Я в этот год потерял маму.

17. Стихотворение «У мамы»

Не молчи, говори, говори,
Хоть о чем, хоть бы как, хоть бы что!
Про Юпитер, про Питер, про Рим,
Голос твой в небесах не учтен.
До последнего вдоха борись,
До последнего выдоха – будь!
Каменеет над городом высь,
И Фонтанки придавлена грудь.
Как так сталось, тебя я бужу,
А глаза – чуть открытые, лишь?
Кто же нам прописал эту жуть?
Онко-хоспис, палата, ты – спишь…

18. Песня «Кормчий»

И к чему тебе кормчий? В корчме всякий сам себе брат,
Разбодяжить тоску миллионы найдутся причин.
Я – все тот же бродяжка, поборник беды и утрат,
И ищу свою тень, а она по привычке молчит.
Тень скитается в прошлом, где я хоть когда-нибудь жил,
Припорошена снегом, как сахарной пудрой бисквит,
Что ж, сестра моя, ты хоть полслова скажи,
Остальное домыслим, ведь я с биографией квит.
Только тьмой и во тьме занавешена память моя,
Одноглазая ночь, мне луной в облаках подмигнет,
И забывшая тень: кто она, где она и кто я,
Над скелетами прожитых лет не прервет свой полет.

Григорий: Да, жизнь она такая, сложная. Но время идет. Давай лучше поговорим о хорошем. Расскажи немного о сыне.

Влад: Про него я готов говорить много и с большой охотой. Лео учится в гимназии и посещает музыкальную школу по классу скрипки. К счастью, слух у него абсолютный, это от мамы. Он пишет современную музыку, читает рэп, любит поэзию, и я рад, что хорошо относится к бардовской песне. В общем, малыш растет, а мы с его мамой радуемся, наблюдая за его достижениями!

Григорий: Влад, я знаю, что пока ты жил в Болгарии и в Италии, ты написал и опубликовал 5 книг. Расскажи немного о них.

Влад: Да, Григорий, это целая история, но думаю долго останавливаться на ней не стоит. Действительно я написал 5 книг в жанре оккультной психологии: «Карма и судьба» - напечатана в России в 1997 году, в 1998 году была переведена и напечатана в Болгарии, в 2000 году переведена и напечатана в Италии, «Основы учения о карме» - напечатана в Болгарии в 2002 году, «Ведическая традиция русской магии» - напечатана в Болгарии в 2005 году, учебник «Экстрасенсорика» - напечатана в Болгарии в 2005 году и книга «Как бросить курить» - напечатана в Болгарии в 2008 году, а в России вышла 2019 году в электронном виде на ЛитРес.

Основой материала для этих книг послужили примеры из моей психологической практики. Давайте я исполню песню, связанную с этим этапом моей жизни.

19. Песня «Про одиночество»

У ожидания крылья, как есть, не в цене,
От ожидания, сердце черствеет как хлеб,
Сны без названия, и разговоры во сне, -
Лишь волокита излишняя судеб и лет.
Выбить его из семьи, из стези, из седла,
Ты бы смогла, только знаешь: он станет другим.
Что на душе: крик надежды? Все тот же бедлам?
Или захлопнулась дверь, и в подъезде шаги?
Дождь за окном, и о чем-то молчит интернет,
Псина не гулена, киснувший торт, на столе.
В веке ином, его друг, синеглазый корнет,
Мог бы дуэлью решить вашу драму вполне.
Только все глубже становятся ямки морщин,
И недопитым вином пахнет вечер химер,
Как ты поймешь их, любовью клейменных мужчин?
Как ты простишь недосказанность их полумер?
Для ожидания в паспорт не впишешь графу,
Не потому ль оно и прописалось в душе?
Крылья висят, в нафталине, пылятся в шкафу,
И уже не к чему, ни слова, ни дела, ни фуршет.

Григорий: Эти книги сложно назвать творческими, скорее, это попытка поделиться своими навыками и наработками в той области, в которой Вы долгое время вращались. Я помню, что Вы издавали книгу «Лирическая философия», куда вошли Ваши работы, а сегодня Вы мне подарили книгу, которая называется «Море крылатое», и это - точно о творчестве. Расскажите немного о них.

Влад: Да, Григорий, сборник стихов «Лирическая философия» я издал в 2019 году. В него вошло около сотни моих работ и моим друзьям эта книга очень понравилась.

«Море крылатое» - это сборник, куда вошли не только мои стихи, но и тексты моих песен. Книга вышла из печати буквально месяц назад. Вопреки пандемии творческий народ продолжает жить и радовать нас своим творчеством, и я стараюсь от них не отставать. В завершении нашей встречи хочу исполнить одноименную песню «Море крылатое или НЕСТИХИ».

20. Песня «НЕСТИХИ»

Из моих не стихов я построю крылатое море,
И оно полетит за седые мои облака,
А они потемнеют, как тучи чернеют порою,
И печаль моя будет уже далека, далека…
И прольются дождями все беды мои и тревоги,
И картинная осень размажет свою акварель.
Хоть на миг у природы дыхание станет не строгим,
От того, что и смерть принимается мною теперь.
И уже не теснит сердце мне уходящая удаль,
И совсем не саднит та, которая из ребра,
Я ведь, так же как все, в этом мире: не буду, не буду,
И пройдет по полям свежий дождичек из серебра.
Я свои не стихи поделю на пустые приметы,
Я свою не любовь c кем-нибудь разделю пополам.
Да видать такова непутевая участь поэта,
Уходящего в дождь, иногда - приходящего к нам.

Григорий: Спасибо Влад, что Вы нашли время приехать к нам в гости и рассказали о своей пусть не простой, но очень интересной творческой судьбе.

Влад: Вам, Григорий, спасибо, за Ваш позитивный и искренний интерес к творческим людям и главное за титаническую работоспособность, терпение и профессионализм.

Григорий: Сегодня в студии подкастов «Мир да Лад», в подкасте «Вот» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым» был Влад Савенко. Психолог, поэт, автор-исполнитель и очень интересный собеседник. Кто хочет познакомиться с творчеством Влада более подробно - приходите к нему в гости на музыкально-поэтические вечера проекта «Встречи на Нарвской».

Этот выпуск для Вас подготовили: Я, ведущий подкаста «ВоТ» и технический директор студии подкастов «Мир да Лад» Григорий Белов, автор и выпускающий редактор Алексей Сухов, звукорежиссер и композитор Сергей Кузнецов, инженер проекта Александр Белов и редактор Татьяна Журавлёва.

#ВладСавенко #ВоТ #ВсЁоТворчестве #МирДаЛад #2Alexa #2Алекса #ГригорийБелов